Сооснователь банка «Точка» раскрыл кто анализирует вашу кредитоспособность
Как нанимают и тестируют аналитиков, какими BI-инструментами они пользуются в работе и зачем собираются на неформальные митапы в дневное время? О банковском сообществе аналитиков рассказывает Галина Вакулина, сооснователь банка «Точка».
Банк «Точка» позиционирует себя как удобный и прогрессивный банк для бизнеса. Это предполагает возможность оперативного реагирования на основе данных и постоянный анализ многочисленной информации — от учета финансовых потоков и до оценки компетенций сотрудников самого банка. Для этого в «Точке» внедрили средства Business Intelligence, а аналитики фактически образовали самосовершенствующееся сообщество, в котором разбирают сложные случаи и делятся идеями и примерами решения проблем.
– Как вы отбираете будущих аналитиков?
–Мы лишь недавно начали тестировать кандидатов при отборе и внедрили программу аттестации аналитиков, уже работающих в Точке. На аттестации мы предлагаем несколько задач, которые нужно решить в Tableau, SQL или Python, но не в Excel. Плюс даем задачи на аналитическую смекалку и умение делать правильные выводы.
– Из кого, по вашему мнению, выходят лучшие работники?
– Я охотно приглашаю работать студентов: у них нет предыдущего опыта, и они не будут оглядываться назад. Я люблю растить людей, поэтому беру ребят на стажировку на 1-2 месяца и в течение этого времени даю им несложные задачи по бизнес-аналитике, которые можно решить в Tableau. Если получается, то хорошо. Одна девочка даже не знала, что такое Tableau, но всему научилась. По моему опыту, аналитика можно вырастить за 10 месяцев.
– У вас в банке система принятия решений построена вокруг ролей. В чем их суть и что означают роли для аналитиков?
- Действительно, структура банка «Точка» не строго иерархична. У нас много горизонтальных разветвлений, поэтому у нас практически не бывает менеджеров среднего и высшего звена. Зато есть разнообразные роли, человек может одновременно занимать несколько. В том числе много ролей, которые работают с данными. Эти люди анализирует работу своего продукта, опираясь на исследования и метрики.
Мы собираем данные в одно хранилище таким образом, чтобы они в любой момент времени были актуальными и доступными для аналитиков «Точки». Еще даем понятные и удобные инструменты, которые позволяют визуализировать данные и делать выводы, а также комплексы для обучения сотрудников и проверки их компетенций.
Мы продвигаем такую идеологию: если ты аналитик, ты должен уметь достать нужные данные и построить дашборды, работать близко к продукту и хорошо его знать, уметь влиять на него. Такая Self-service BI идеология. Мы не делим сотрудников на людей с техническим и финансовым бэкграундом.
– Легко ли сотрудникам освоить новые инструменты?
– Получается, конечно, не у всех. Мы заметили, что если у человека специальное экономическое или математическое образование, аналитика у него идет быстро и хорошо. А тех ребят, кому не хватает компетенций, мы учим, помогаем, показываем.
Аналитики в банке появились не только после внедрения BI и Tableau. Они были и раньше, но им было сложно: много времени уходило на рутинную работу, вытаскивания данных, их обработку, сейчас они тратят намного меньше времени.
– В чем вы видите трудности именно банковской аналитики?
– Огромная проблема – проблема роста. Есть много данных, которые мы еще не успели описать. Или, бывает, срочно нужны какие-то данные, а мы еще не подтянули источник. Ставишь задачу и ждешь, а данные нужны прямо сейчас! И мы не всегда правильно интерпретируем данные. Можно достать данные и красиво скомбинировать в Tableau, а что дальше? Дальше нужно думать! Получать инсайты, применять их, влиять на бизнес, создавать что-то новое.
– Как вы учите сотрудников? И работать с программами, и думать?
– Мы все начинали с нуля. Ребята, которые сейчас учат других, год назад впервые увидели инструмент Tableau и с его освоением не было проблем. Мы регулярно проводим обучение и постепенно вытягиваем аналитиков с Excel на Tableau.
Дело в том, что прежде в 99% случаев аналитики из инструментов они использовали Excel. У нас есть ребята, которые шикарно пишут макросы. Но у нас есть сложность, типичная для больших компаний: нужно быстро сделать сложные запросы к большим массивам данных. Для решения этих задач нам потребовалось внедрять Business Intelligence и систему Tableau.
Мы отправляли наших сотрудников на курсы “Аналитика плюс” и дополнительно учили их сами внутри банка. У нас есть своя специфика работы, и одно дело — изучить инструмент, а другое — понять, с какими данными предстоит работать.
Сейчас стало появляться сообщество аналитиков внутри банка. Мы делимся кейсами и рассказываем о своих ошибках, вместе ищем новые пути решения проблем. В развитии такого сообщества важнее всего растить осознанность: понимание, зачем я делаю определённую задачу, и знание методов её правильного выполнения. Хотя эта работа требует больших вложений времени и средств, она очень благодарная. Ошибки и неправильные выводы аналитика обойдутся компании дороже. Лучше их предвидеть и предупредить, чем потом исправлять последствия.
– Как проходит собрание такого сообщества аналитиков?
– Мы начали собирать неформальные митапы в демо-зале у нас в офисе. Сначала показывали, какие данные есть, и простенькие примеры собранных их них дашбордов. Потом стали рассказывать реальные кейсы: с какими задачами сталкивались, какие ошибки совершали и какие выводы сделали. Но мы пока не вывели такие митапы на регулярную основу.
– Есть ли среда, в которой обмениваются сообщениями? Есть ли субординация при общении?
– В нашем корпоративном мессенджере Slack есть отдельный канал, где мы сообщаем новости, любой может задать вопрос и получить помощь, предложить идею или рассказать сбоях и ошибках в данных. В «Точке» развитая культура открытости и доверия, все общаются во всеми и не стесняются рассказывать о проблемах.
– Как можно оценить эффективность работы сообщества аналитиков?
– По доле управленческих решений в компании, принимающихся на основе полученных данных,
СПРАВКА: Сегодня у банка «Точка» около 200 тыс. клиентов-предпринимателей. Почти ¾ из них готовы порекомендовать «Точку» своим друзьям. Это самый высокий показатель потребительской лояльности среди российских банков.
Какая-то слишком рекрутинговая неинформативная статья.
Как анализируют-то?
Здесь, скорее, про кто. Поправил. Спасибо!
Комментарий недоступен
Это интересно тем, кто интересуется анализом данных. Как это все у них в банке устроено. Кого нанимают на работу. Как тестируют. Какими инструментами они пользуются. Что за BI-система у них интегрирована и тд
Комментарий недоступен
Опыт аналитики в банках и вообще в разных компаниях очень отличается. Кто-то берет аналитиков в департаменты, кто-то создает аналитический отдел, кто-то ставит Tableau руководителю на десктоп и он сам себе аналитик. Такого как в Точке я еще не встречал - они пытаются вырастить собственное коммьюнити. Это, на мой взгляд, очень любопытно. Но я здесь на vc новичок, так что благодарен за советы и критику!
Поменял тему на "личный опыт". Больше подходит, спасибо!
"Ваулина" превратилась в "Вакулину". Примерно с такой точностью и проверяют
Спасибо! Поправил
Дак как? Как? Как???? Заголовок = / контент.
Речь об инструментах аналитики. Как = с помощью каких инструментов. Но вы правы, поправил!
Не понял связь статьи с кредитоспособностьи и тем более с ее анализом... Есть аналитики, они используют набор определеныых инструментов и делятся опытом, все конец.
Слушайте, ну, кто в банках делится секретами? Это же коммерческая тайна, а тут интервью с руководителем. Кому как ни ей понятно что можно говорить, а что нет. Поэтому и ответы такие "обтекаемые". Чего другого вы ожидали, когда текст открывали? Типа, вот тут на vc кто-то инсайдерскую информацию выдал? Смешно
Я ожидал увидеть статью соответствующую содержанию. Не более. Про коммерческую тайну и подачу информации, честно говоря, мне очень лень вам что-то объяснять и доказывать. Так что предлагаю сойтись на том, что и я, и вы считаем по своему.
Алексей, содержание сразу под заголовком, называется оно - анонс: "Как нанимают и тестируют аналитиков, какими BI-инструментами они пользуются в работе и зачем собираются на неформальные митапы в дневное время?" Неужели, ни одного ответа на эти вопросы вы не нашли в тексте?
Когда писал был еще, так понимаю, старый заголовок. Сейчас у меня вопросов никаких не остается. Все ок.
Катерина, спасибо на добром слове, если это слово было добрым... я так и не понял
Все таки решил написать ответ. Катерина, у вас, на мой взгляд, несколько проблем: вы считаете себя умнее других и почему-то даете "экспертную" оценку тому, в чем, подозреваю, вы не разбираетесь от слова совсем. Секретами никто не делится, не спорю, ну вот дать какую-то общую информацию о процессе скоринга и, в принципе, можно. Поверьте, это процесс ни для кого не секрет. Секрет лишь в том, как каждый отдельный Банк оценивает параметры входящие туда. Я же ожидал, что здесь будет информация о внедрение новых параметров, которые добавила точка. Либо инфу о том, что они изменили "классичекские" взгляды на какие-то из них.
"Чего другого вы ожидали, когда текст открывали? Типа, вот тут на vc кто-то инсайдерскую информацию выдал? Смешно"
омг серьезно? До сих пор остаются особи, которые используют этот прием!?))
Екатерина молчит. А мне стало интересно - какой прием?
Все загуглили что такое "Аналитика плюс", или только в нашем селе про это не знали?)