{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Конструкция UX-команды, которая работает

Компании все чаще ищут UX-специалистов. То там, то здесь, в профильных или HR-чатиках мелькают тексты от компаний, банков и корпораций, которые ищут “юиксера”. Расскажу почему это провальный путь и из кого должна состоять минимальная, но эффективная команда.

Чаще всего, никто не понимает кто такой UX-специалист. Каждый вкладывает в это какое-то своё понимание, а чаще - отсутствие понимания. Мне даже кажется, что насмотревшись и начитавшись текстов про удачные кейсы, про “юиск” и любовь компаний к пользователям, кто-то думает: “Наверное это человек, который решит все наши проблемы. Он нам нужен!”.

Тогда они пишут что-то:

Нам нужен человек, который сделает наш продукт классным, удобным для пользователя, чтоб он решал все проблемы пользователя, чтоб пользователи кайфовали и тащились.

И начинают искать такого.

Говорить «ищем юиксера» - это как говорить таксисту:

— Мне в северный округ Москвы.

— А куда именно?

— В северный округ.

Вот и приедете вы не к конкретному результату, а в северный округ Москвы.

Другие пишут пожелания:

Хотим чтоб он делал исследования, собирал фидбэк, проектировал пользовательский опыт, строил CJM-ы и красиво рисовал дизайн.

Это примерно как:

Мне надо на Восточную улицу и одновременно на Чаянова и ещё одновременно на Лесную.

Наверное есть люди, которые это могут. Наверное стоят они как крыло от самолёта. Но я таких никогда не встречала. Не стройте иллюзий, что наймёте одного человека, который сделает ВСЁ за вас. Таких нет. Вы потратите деньги и время зря.

И ещё, нет такого специалиста "юиксер"

Вот это всё есть:

  • UX-исследователь, UX-аналитик, UX-ресерчер (в целом одно и то же)
  • UX-тестировщик
  • UX-дизайнер
  • UX-проектировщик

Есть еще UX-девелоперы, но я про них ничего не знаю.

А "юиксера" нет.

И не обманывайтесь, что UX-дизайнер, это тот, кто рисует удобные для пользователя интерфейсы. Чаще всего, приставку UX берут те, кто понял тренд: UX-дизайнеров больше хотят и больше платят.

Но это не любой дизайнер, а тот кто умеет проводить юзабилити-тесты своих дизайнов и делает это на регулярной основе. А значит, владеет методологиями формирования экстремумов, гайдов и умеет правильно анализировать результаты. Поэтому здесь есть приставка UX. По логике, это должны быть люди с очень большим опытом и очень дорогие.

Все остальные вас обманывают.

И ещё: проектировщик, не исследовавший и не знающий пользователя, не будет нормально проектировать в незнакомой сфере и без понимания пользователя. Ему нужно немалое время чтобы вовлечься. Это тоже факт.

Так кто вам нужен?

Кто и в какой минимальной конфигурации вам нужен, чтоб достичь нормального результата?

1. Супер-исследователь

Который, одновременно, является еще и лидером — может не просто приносить, но еще и продвигать решения. Если он не лидер, вам нужно самостоятельно продвигать решения, доводить их до реализации. Иначе всё обречено на провал.

Для начала исследователь должен погрузиться в вашу область и в вашего пользователя.

Что должен уметь отлично:

  • Проводить глубинные интервью и юзабилити-тесты.
  • Разбираться в аналитике и в том какие статистические данные репрезентативны

Быстрее всего это сделать, если дать ему задание тестирования основных сценариев вашего продукта и еще 3-х аналогов, конкурентов.

Не скупитесь на какие-то затраты и тестовые аккаунты для быстрого ведения тестов и погружения исследователя в вашу область и вашего пользователя. Чем быстрее это сделать, тем быстрее он погрузится и начнет выдавать результат. На это дайте ему максимум 2 месяца. Результаты будут.

2. Проектировщик с погружением

Этого можно брать через 2 месяца после того как наняли исследователя. И вот этим двоим надо будет очень тесно общаться, сидеть рядом и опылять друг-друга знаниями области и пользователя.

  • Проектировщик должен понимать психофизиологию интерфейсов, понимать м как нормально писать текст, а исследователь подскажет ему конкретные слова и фразы, которые употребляет ваш пользователь.
  • Знать приёмы воздействия на восприятие.
  • Он должен рисовать прототипы в виде сценариев. Не 3 состояния какого-то сценария. А каждое состояние каждого элемента на отдельном экранчике.
  • Проектировщик не должен рисовать красоту, градиенты, играться с шрифтами и цветами. Он про группировку, расположение, контрастность, распределение внимания и про сценарии. В сложных продуктах он ещё и бизнес-аналитик, который изучает все мелочи и моделирует альтернативные или отклоняющиеся сценарии.

3. Jun-Mid дизайнер

Аутсорс или штат - решайте сами. В этой конструкции и грамотный аутсорс будет хорош.

Что важно в такой конструкции в дизайнере интерфейсов?

Здесь уже не должно быть лишнего творчества.

Лишняя креативность дизайнера портит всё то, что сделали эти двое ребят. Дизайнер занимается шрифтами, градиентами, цветами. Но в рамках прототипа. Здесь нужны «руки», которые будут четко следовать прототипу.

Возможно сократить эту команду до 2-х человек - исследователь и дизайнер. Но довольно сложно заниматься дизайнеру сразу двумя вещами — бизнес-аналитикой процессов, продумыванием мелочей и сценария и красотой.

Мы конечно говорим про сложные интерфейсы, удобство и UX. Не про дизайн-инновации, лидген или победу в рейтингах дизайн-агентств.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Yan

"Не стройте иллюзий, что наймёте одного человека, который сделает ВСЁ за вас. Таких нет. Вы потратите деньги и время зря."

еще от Продактов также дохера хотят и "юикс" тоже частенько в требованиях летает.

Ответить
Развернуть ветку
Natalya Sturza
Автор

в целом проблема в тех, кто не может выстроить метрики успеха команды, не умеет нанимать и проверять соискателей при найме, а потом и смешивает все компетенции в разных людях.

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Может вам, как одному из лидеров на своем рынке, написать Гайд для огромного числа компашек, которые не докумекали тему и попросить френдзону распространить инфу? Достаточно просто прояснить: Сделайте так, так и так. А это не должны делать те и те. Если ваш HR тупой или основатели не разобрались с тем, что хотят, то сделайте по "такому" стандарту. Цепляйте таких и таких. Выращивайте как "овощи" спелых и родных спецов. Ато ей богу, на рынках каша в достаточном понимании творится и тот, кто глубоко занимается этими темами, более-менее "Луч фонаря своего в это темном царстве" редко включает.

Хотя, сколько толпу не учи, большинство бестолочи)

Ответить
Развернуть ветку
Natalya Sturza
Автор

Я написала что-то подобное: от постановки метрик и задач и понимания "нужен ли он вообще нам", до приёмов в найме и создания внутренних условий внедрения изменений. Этот кусочек как раз из этого лонгрида.
Но получилось мрачно и много. Поэтому разорвала его на куски, буду частями публиковать :)

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Больше секретов, меньше воды, уважаемая! Удивите нас))

Ответить
Развернуть ветку
Natalya Sturza
Автор

порционный негативчик, скорее

Ответить
Развернуть ветку
Александр Хитромудрых

Другими словами, чтоб найти "юиксера" надо самому разбираться в тонкостях работы "юиксера". Руководить работой под личную ответственность группой из трех человек (минимум). Крыло от самолета дешевле будет.

Ответить
Развернуть ветку
Natalya Sturza
Автор

В идеале, да. Но мне кажется человек из глубокого диджитала но без опыта ресерча сможет справиться, если ему дать какие-то критерии и способы проверки скилов при найме ресерчера, например.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Хитромудрых

Опираясь на практику, самые плохие результаты показывают команды, где непосредственный контроль и управление производственными этапами зависят от заказчика, который имеет слабое представление о происходящем. Классика: "Скорость флота зависит от скорости самого медленного корабля". Результаты очень плачевны по сравнению с результатами команд и результатами специалистов работающих единолично, где заказчик не вмешивается в работу вообще.

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

почём оно кстати нынче?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Хитромудрых

От класса зависит... от 500 баксов, если рассматривать бюджетные СЛА в конструкторе для самосбора.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Ivanov

В среднем - несколько сотен тысяч $. Но есть нюансы - например у Boeing 747-8, который целый стоит $403 млн., у него композитных материалов много в крыле и в фюзеляже, что очень дорого.

Ответить
Развернуть ветку
freeman hck

Самая главная мысль что из за проф деформации с этим не справятся менеджеры и программисты как бы вам этого не хотелось. А амбиции личные идут в задницу.

Ответить
Развернуть ветку
freeman hck

Я смотрю менеджеров набежало которые не понимают что не так.
В целом статья норм кроме того что НЕ задача Юиксера бодаться с кем либо по поводу нравится им или нет. Там постоянная проверка идёт того что можно сделать и того что нет без войнушки с программистом которому так больше нравится или менеджером который фанат Инстаграмм.

По мимо логики взаимодействия нужно прикидываться сходу болячки роста и адаптации софта на будущее. Чтоб "хотелка" не сломала логику и была правильно переварена надо не менеджера спрашивать а человека который это все рисует и продумывает. Я уж молчу о цикличном обновлении приложений а не тупо редизайн всего и вся.

Да и про юикс спеца работающего на удалёнке тоже можете забыть. Юай может быть . Все остальное делается только в команде с программистами . Макеты можно рисовать но действительно быстрый фидбэк по Килер фиче так не получишь.эээ.... увлекся.

Берегите спецов, берегите им нервы и повышайте зарплаты. Когда есть отдача и довольный пользователь начинается магия о которой вы мечтаете читая очередную историю успеха .

Ответить
Развернуть ветку
Natalya Sturza
Автор

Согласна про не бодаться ресерчеру. В моём опыте ресерчеру всегда приходится бодаться - с продактами, дизайнерами и др. Но они должны работать в команде :)

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

Всё проще: есть те, кто делает нужную работу, и вот они нужны. Никакие ярлыки не облегчат поиск таких людей. Всё методом перебора.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Ivanov

Просто как обычно хотят супермена-осьминога для задач на 5-х, но зп как студенту.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Gluschenko

Очень по-сбербанковски описан подход к найму.
Такой "штат" себе может позволит далеко не каждая корпорация, не то что МСБ.
А им что делать? Как оценить value for money?
Может надо только проектировщика брать или исследователя?

Ответить
Развернуть ветку
freeman hck

У вас не будет одного без другого на самом деле. В маленькой команде это будет совмещать один человек и одна команда

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Gluschenko

да я понимаю, просто статья для "больших" компаний.
Понятно что круто когда есть все функции, но это какая-то идеальная ситуация, поэтому и ищут "юиксеров"

Ответить
Развернуть ветку
freeman hck

Я уволился и в поиске работы уже насмотрелся на людей которые не знают что им надо, и что они переделывать не будут)

Ответить
Развернуть ветку
Варвара Анисимова

как говорится, работаем с чем есть. В рекламе такая же ситуация: "у нас есть продукт, он плохо продается. но менять мы его не будем. Вы ж специалист, сделайте чтобы продавалось. А сайт мы тоже менять не будем."
Это как в видео - Вы ж специалист, нарисуйте нам 7 линий перпендикулярных друг другу и одну в форме котенка...

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда