Как программист учителем работал

Честная зарплата учителя информатики

2277.78 рублей — это честная зарплата сотрудника школы по должности «учитель информатики». Без учета около тысячи рублей различных доплат, вроде 410 рублей за работу с дисплеями. Максимально возможный при этом оклад аж — 13000 рублей при полной нагрузке в 8 часов в день (только уроков, без учета подготовок к урокам, проверки домашних и т.д.). Но у учителя информатики лишь 5 часов в неделю, т.к. только 1 урок информатики в неделю у 5ти классов.

Статья — пересказ личного опыта. Вся эта история происходит в районе Урала (не федеральный округ). Конкретно ни область ни район я указывать не буду, так же как и указывать чьи либо персональные данные.

Биржа труда

Немного обо мне — я работал программистом (в основном в Москве) около 7 лет. Не эникейщик, а именно разработчик — высоконагруженных сервисов, внутренних продуктов компаний, всяких сложных и критичных штук. Но после марта 2022 я оказался на бирже труда.

Россиянин может получать пособие по безработице, но для этого нужно встать на биржу труда. Что я собственно и сделал. При этом, сотрудники биржи настоятельно склоняли меня к поиску работы. Так что ближе к июлю я честно начал просматривать вакансии, и среди вакансий «программист" (которые на самом деле вакансии эникйщиков, которые должны протягивать сетку и переустанавливать винду), наткнулся на "учитель информатики» в бюджетной школе. Причем — на самом краю области, в деревне на отшибе, с населением около 1000 человек.

Вакансия

Учителем может работать не только человек с педагогическим образованием, но и с наличием высшего образования в преподаваемой дисциплине. В моем случае — это информатика.

Вакансия была размещена от службы занятости, по должности «Учитель информатики». На официальном сайте биржи труда, с регистрацией через госуслуги. Обещанные выплаты — 25000 — 30000 рублей. Подобных вакансий было несколько, но я согласился на первую, где на мой звонок ответили.

Основным мотивом тут для меня были конечно же не деньги, а личный интерес к тому, что же все таки происходит в системе образования. Как никак — я за это заплатил пару миллионов рублей налогами. Кроме того, мой богатый опыт в разработке и в сфере ИТ мог быть полезен в сфере образования. Не только как учителя, но и как разработчика, но для этого нужно было окунуться в предметную область. После сидячей работы деревенский быт пошел бы на пользу моему лишнему весу, а опыт работы в координации учеников — может опосредованно помочь в работе руководителя команды (тим-лида). В голове была идея разработать интерактивную обучающую систему по информатике, которая бы включала тестирование и практические работы по дисциплине.

В деревне учеников намного меньше, чем в городе. Именно в этой школе было около 8 человек на класс (в некоторых даже 2 человека). Это однозначно плюс, ведь опыта в преподавании у меня нет совсем. Как и руководства. С маленьким классом все намного проще.

Деревня

На работу я вышел в августе. Зарплату директор обещала мне как в вакансии, но на время каникул — без учебной нагрузки — ниже. Как оказалось — на 5000 рублей ниже МРОТ (но доплачивалась до МРОТ) .

На каникулах в основном я занимался подготовкой кабинета к занятиям. Часть компьютеров не работала, в том числе учительский. Интернет не работал вовсе. Проектор тоже не работал. Все пришлось чинить во время каникул. Машины стояли крайне слабые, поэтому на учительский я воткнул легковесный линукс, как и на пару других машин. Кое как удалось набрать 8 рабочих машин, учительский я тоже приспособил ученикам, а сам работал на своем личном ноутбуке. Сетку, слава богам, тянуть не пришлось. Однако пришлось дозваниваться до «программиста» из районной администрации, чтобы он подсказал мне конфиги на местный прокси. Так что к сентябрю я полностью подготовил класс к работе.

Подготовка учебного материала. От директора было требование учителям подготовить учебный план по новому ФГОС-3. Что я собственно и сделал за месяц. Помимо самого учебного плана, ввиду отсутствия учебников по новому плану — разработал методические материалы по информатике (но не до конца, на 70% к моменту начала занятий).

Разработал небольшую WEB программу для интерактивных занятий. Одним из компонент была «Викторина». Вопросы разной сложности (простой, средний, сложный) с 4мя ответами группировались по теме, выбирается случайный ученик для ответа на вопрос. Ученик выбирал сложность и отвечал. В случае, если ответ неверный — вопрос переходил к другому. За правильный ответ начислялись очки — 3 за сложный, 1 за простой. Компьютеры отличались по своей мощности, поэтому далее ученики могли выбрать себе компьютер для практики в порядке набранных очков (первым выбирал ученик с максимумом очков). Таким образом я хотел включить в учебный процесс игровой элемент и замаскировать тестирование в подобие телевизионных викторин и устранить конфликты при назначении компьютеров ученикам; а так же дать возможность сменить компьютер в процессе обучения.

Иногда занимался охраной школы днем (т. н. дежурство) по личной просьбе директора, т.к. никто в деревне не хотел идти работать охранником. По словам деревенских — из за самого директора. Этот директор назначена лишь 2 года назад, до этого работавшая дошкольным воспитателем. От деревенских я слышал много нареканий в её адрес, от себя могу отметить крайне низкий уровень компетенции в области менеджмента и юриспруденции (а именно — отсутствие данных компетенций в принципе) . Назначается директор на должность лично заведующей образования района. Мое личное мнение — директором назначен человек, который будет максимально послушным, без какой либо оглядки на компетенцию в рабочей области, со всеми вытекающими. Сама школа повлиять на выбор на должность директора никак не может, учредителем школы является районная администрация.

Во время заключения трудового договора я сделал замечание на некорректность некоторых пунктов, на что она ответила мини истерикой со словами «договор проверяли в прокуратуре». Чтобы это ни значило — об этом позже.

Помимо информатики директор предварительно предложила мне часы по математике и музыке, на что я согласился. Так же классное руководство и что-то еще. Как я понял позже — это нужно чтобы «докрутить» зарплату до уровня вакансии. У меня в загашнике есть так же и музыкальное образование, так что для уроков музыки я взял с собой гитару (иных музыкальных инструментов в школе ожидаемо не было).

Рабочий процесс

Коллектив в основном - женщины пред пенсионного возраста. Быстро редеющий. В первые же 2 месяца моей работы уволилось 2 учителя (мужчины). Многие оставшиеся лишь ждали пенсии, ибо работа в школе с непрерывным стажем дает солидную прибавку. Уволилось так же еще несколько иных сотрудников, часть выражала желание уйти. В случае же нехватки учителей - школа будет закрыта, учеников будут развозить в ближайшую (что и случилось с одной школой из ближней деревни).

В начале каждого дня проходила т.н. планерка. В целом основной темой каждой планерки было перекладывание директора своих рабочих головняков на голову учителей и других сотрудников. Например — охрана входов школы. Охраной днем должны были заниматься технички, столовой — повара. Или рассказ о том, что прислали новое требование и его нужно выполнять. Когда я пытался получить уточнение по обсуждению — как правило слышал в ответ «Вас это не касается». Нередко планерка мешала занятиям, т.к. продолжалась даже после звонка на урок.

В целом отношение к директору в школе — как в средневековье. Директор — это некий боярин, который вправе делать все и которому нужно беспрекословно подчиняться (и, желательно, лизоблюдить). В один из дней ко мне в кабинет прибежала техничка со словами, что меня вызывает директор. Через 5 минут прибежала снова, со словами, что я должен все бросить и бежать к ней. Я объяснил, что я уважаю себя и свое время и не обязан услужливо потакать ни директору ни кому либо еще. Моя работа четко определена и я буду действовать в первую очередь ради учебного процесса и учеников, т.е. моя первоочередная и единственная цель — учить. Впоследствии то же самое я объяснял и администрации школы — что я тут ради учеников, а администрация — ради учителей. Я обеспечиваю учебный процесс, а администрация, в т.ч. и директор — обеспечивают мне возможность работать. А не наоборот.

Запись

На одной из планерок директор решила до меня докопаться, со словами:

Д: А что это, Вы,% username% сидите так?

Я: Как?

Д: Ничего не записываете. Вон, видите — записывают!

Она кивнула в сторону пары из администрации школы, которые сидели слева вдоль длинного стола в учительской. Во главе стола — само собой — директор. Очень напоминало ситуации с Мао Цзэдуном, когда «Великий Вождь" приходил на завод и рассказывал свое супер мнение и каждый должен был записывать в тетрадочку бесценные слова "Вождя». Я отнесся к требованию серьезно, включил диктофон на телефоне и начал записывать каждое ее слово.

В конце планерки до сидевшей рядом учительницы дошло, что я записываю аудио и она тут же сказала об этом директору. Начались истерики на тему «я Вам не давала разрешение». Но мне оно и не нужно, так как я вправе вести аудиозапись рабочего процесса и представлять его в суде, если потребуется, в качестве доказательств. В дальнейшем, я заранее сказал, что телефон записывает абсолютно всё и всегда.

Потом директор мне угрожала, но в виду специфичности ее угроз в формулировках, которые понимают только учителя бюджетных школ — я эти угрозы пропустил мимо (кроме угрозы увольнения, но об этом позже). После этого директор забрала у меня какие-то доп. оплаты, классное руководство, поставила ОБЖ вместо математики. Может быть что-то еще. По итогу, как оказалось — зарплата у меня вышла даже ниже, чем на каникулах. Тоже ниже МРОТ (но доплачивалась до МРОТ).

Дежурство и работа в выходные

Одни субботним утром директор позвонила мне со словами:

Д: А Вы почему не на работе?

Я: Сегодня же выходной день, уроков нет.

Д: Ну и что! Другие пришли, что-то делают. А Вы почему не пришли?

Я: Потому что это нигде не регламентировано.

Д: (звуки истерики)

Я: Вы мне задали вопрос — я Вам отвечаю. Нигде не написано, что я должен приходить в субботу.

Д: (звуки истерики, короткие гудки)

Помимо требований выходить в выходные, директор еще и пыталась заставить меня выходить на утренние дежурства (фильтр). По требованию от мин. здрава — с утра в школе должен стоять человек, который будет измерять температуру. Само собой — по мнению директора это должен делать я. Почему — само собой никто объяснять не думал, ведь директор барин. Сама она, конечно же, стоять и измерять температуру и не собиралась. Поэтому это делали, разумеется — технички, а так же — учителя по графику. На планерке, когда я выразил свой отказ от участия в фильтре — поднялась коллективная истерика, в ходе которой одна из учителей меня даже угрожала побить меня всем коллективом. Градусник, которым измерялась температура работал по принципу показать случайную температуру от 35 до 36, поэтому я не видел в этом фильтре даже намека на смысл. Уже не говоря о том, что это не входит в обязанности учителя; подвергает мое здоровье риску; подвергает здоровье всех остальных посетителей школы риску, т. к. я могу разносить заразу; еще и не оплачивается.

Фильтр интернета

Заведующая учебной частью, после того как я сказал ей, что она не вышла из своего аккаунта на одном из ученических машин — наведала меня в кабинете. И тут она решила проверить т.н. фильтры интернета. Попыталась найти что-то запрещенное и видимо нашла, заявив мне, что меня ждет штраф и вообще фильтры не работают. Однако я ранее уже обсуждал эту тему с районной администрацией. Но, дабы избежать ужасного штрафа — я конечно же позвонил в районную снова и сказал, что фильтры не работают. Как оказалось — фильтры должны работать уже на стороне провайдера (Ростелеком), учитель не должен ничего настраивать.

На следующий день кабинет оказался заперт, ключа не было ни у кого, даже зав. хоз. не знала куда он делся (оставлял я его в учительской перед уходом) . Уроки я проводил в кабинете ОБЖ (в котором, конечно же не было ничего для того, чтобы я мог нормально провести урок). Ближе к обеду мне позвонил "директор департамента" Ростелекома и спросил, куда я дел их "шлюз". Должен был стоять какой-то шлюз, которого нет, а директор школы сказала ему, что все стрелки о пропаже сходятся на меня.

Я решил все таки уточнить о степени моей материальной ответственности у заведующей образованием районной администрации. От нее я узнал, что оказывается в кабинете информатики многомилионное оборудование и я за него несу полную материальную ответственность. Что, оказывается, от меня на ушах все стоят и родители учеников и все как один на меня жалуются. На вопрос — кто или хотя бы на что жалуются — само собой ответа не последовало. Что с утра приезжал «программист" из администрации, и сказал что я "всё там посносил". Что "посносил» — тоже само собой без ответа.

Как я понял — директор заперла кабинет информатики. Само собой, барин об этом ни какому-то там учителю, ни заведующему хозяйством говорить не должен. Захочет — хоть что сделает в своей-то вотчине. И уж тем более, рассказывать о том, что приезжал специалист и делал какие либо замечания по твоей работе. А все вопросики можно порешать междусобойчиком.

Срочный договор

В начале октября я тяжело заболел. Однозначно, заразу я подцепил в школе, ибо жил один на краю деревни. Во время больничного я получил уведомление о том, что трудовой договор со мной расторгается.

Одним из пунктов договора был пункт 1.4 — о заключении срочного договора. Но дело в том, что этот пункт не законный, т.к. нельзя с учителем заключать срочный договор (т.е. работа на определенный срок, в моем случае на три месяца) без веских на то оснований. По этому пункту она меня и уволила, прям во время больничного.

Директору я дозвониться не мог, т. к. она внесла мой номер в черный список. Я дозвонился до заместителя заведующей отделом образования района, но она сказала, что не знает кому я могу направить претензию в рамках досудебного урегулирования (и чтоб шел я лесом). Так что я послал претензию в рамках досудебного урегулирования на имя главы районной администрации, с просьбой подтвердить получение письма. Т.к. они не подтвердили, я направил копию в различные ведомства, в том числе министерство образования, просвещения и т.д., и только после этого получил подтверждение что претензия получена. Однако по сути ответа я в конце концов от районной администрации не получил.

Я подал в суд на восстановление, на компенсацию вынужденного прогула и морального вреда. Сомнений о том, что в суде я выиграю не было, т.к. пункт 1.4 Т.Д. — это прямое нарушение трудового кодекса. А так же это было сделано в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок, что тоже грубое нарушение. Это было не первое и далеко не единственное грубое нарушение закона директором. В частности — она умудрилась наговорить участковому, что я запрещаю ей посещать уроки информатики и прочую ложь, из-за чего участковый угрожал мне спецсредствами.

Судья не раз во время слушания настаивала на мировом соглашении. На что я собственно ответил, что не против восстановления по мировому соглашению. Но только через месяц сторона защиты наконец предоставила мировое, по которому школа обязана заключить со мной трудовой договор по должности учитель информатики с предоставлением часов. На том же судебном заседании я его и подписал, к удивлению стороны защиты, ибо это впервые в его практике — ни разу он еще мировое не заключал. Но для меня был принципиален лишь вопрос восстановления, выгоды в деньгах я не искал.

К сожалению, женщина из деревни, которая давала мне слово, что я смогу пожить у нее до весны — свое слово забрала. Были еще варианты, но зимой выжить в этих домах невозможно. Поэтому, несмотря на мировое я вынужден был отказаться от работы учителем в этой школе.

Зато, теперь можно взглянуть на честную заработную плату учителя информатики, предложенную мне в трудовом договоре по мировому соглашению.

Оплата труда учителя информатики с надбавками

Вместо заключения

На самом деле я описал лишь верхушку айсберга. В процессе моей работы возникало много нюансов и прочих ситуаций, о которых я не написал. Там и потакание насилию среди учеников от учителя; и пользование школьным имуществом как своим; и клевета о тяжких правонарушениях; и отказ от выполнения своих обязательств; и многое другое. Но статья получилась и так уже слишком многословной. Честно говоря — писать мне ее не очень хотелось, но раз уж 2023 — это год учителя, грех не пролить немного света на эту «почетную» профессию.

Спасибо за внимание.

Вместо предисловия: как я попал на биржу труда

После мартовских блокировок ЦБ валютных накоплений (вся валюта в йенах и швейцарских франках, которая есть у каждого россиянина, заблокирована по решению ЦБ. Кроме того, банк имеет право снимать комиссию за хранение этой валюты. Т. е. вывести или забрать ты не можешь, но банк будет забирать часть этих денег себе);

свою валюту вообще снять нельзя, только обменять по смешным котировкам на рубли;

санкций, по которым россиянин больше не может пользоваться ценными бумагами иностранных эмитентов. Т.е. акции условной «Meta» у тебя как бы есть, но уже как бы и нет;

падение всех российский акций вплоть до -80%;

я лишился честно заработанных годами накоплений на свою семью и старость. Уволился я с работы программистом т. к. не мог одновременно пытаться спасти хоть какую-то копейку и работать. А батрачить вновь в условиях, когда могут всего нажитого так просто лишить — что-то уже и не хочется.

0
493 комментария
Написать комментарий...
Aleksey Rezvov

Очень интересный опыт, спасибо, что поделились. Я сам разработчик, и начинал изучение информатики глубоко в регионах, где от предмета было только название. Хотя про работу преподавателей в школах, где мне довелось учиться, могу сказать только хорошее, учитывая обстоятельства.

Интересно, как восприняли этот опыт ученики? Появился ли у них интерес? Удалось ли настроиться с ними на одну волну? Как-то отреагировали на уход? Родители каким-то образом проявляли участие?

Ответить
Развернуть ветку
Бабкин Пётр

Да, тоже отличный вопрос!

Ответить
Развернуть ветку
490 комментариев
Раскрывать всегда