Арт-медиация: охота на креативность

<p>Маурицио Кателлан. Без названия. 2007</p>

Маурицио Кателлан. Без названия. 2007

Ею желают обладать лучшие из лучших. За ней рьяно охотятся эйчары. Ее жаждут заполучить топ-менеджеры и руководители. О ней говорят и ее хотят все. Капризная, редкая, на вес золота – креативность.

Креативность, креативное мышление принадлежат топовому «коммьюнити» самых востребованных и актуальных навыков в современном мире. Поэтому неудивительно, что на тему «как развить креативность» уже существует миллион курсов и статей. Но запрос по-прежнему остаётся активным и не закрытым: и у менеджеров, и у художников, и у владельцев бизнеса.

Но сначала давайте разберёмся с тем, что же такое креативность.

Что такое креативность?

В своём крутом словаре на oxfordreference. com оксфордские эрудиты пишут, что креативность – это способность создавать «новые», «оригинальные» и при том «ценные», «полезные» и «привлекательные» идеи или объекты. Она связана с нелинейным, нестандартным мышлением и неожиданными поворотами воображения, что и позволяет создавать что-то яркое, востребованное и к тому же хорошо продающееся.

Итак, отметим два важных момента касательно креативности и креативного мышления:

во-первых, – это способность к «разрыву шаблона» и взгляду с принципиально иного ракурса под действием развитого воображения;

во-вторых, – это способность творить и создавать.

На последний пункт стоит обратить особое внимание, вспомнив, что само слово “creativity”/“creative” происходит от “create” – «творить, создавать» (как и русское «творчество», соответственно). Отсюда же берутся современные модные «креаторы», которым без креативности, как вы понимаете, никуда.

Вывод напрашивается сам собой: креативность надо искать в искусстве. Почему? Потому что у него первое и пожизненное гран-при по части игры воображения, нелинейности восприятия и мышления и способности создавать. Искусство всегда на пике креативности.

Но как нужно взаимодействовать с искусством, чтобы научиться от него креативности и креативному мышлению?

Стать художником? Очевидно, вариант не для всех. Изучать по книжкам, ходить на лекции и проходить километровые курсы? У кого получается – счастливчики. Другие, как правило, начинают плесневеть от скуки или же лелеют запрос на дополнительную жизнь, ибо в этой – некогда.

А вот пойти на арт-медиацию – это точечно и комплексно. Причём, можно повторять столько, сколько захочется. И ведь захочется!

Допустим.

Но что такое «арт-медиация»?

«Арт-медиация» складывается из двух слов: «искусство (арт)» + «посредничество в переговорах (медиация)». То есть, речь идёт о процессе диалога между зрителем и искусством. Живом, захватывающем и продуктивном.

Практика арт-медиаций начала появляться в 1970х, когда остро встал вопрос: что делать зрителю, который пришёл в музей или галерею, с этим современным искусством, в котором «ничего непонятно»? Так возникла идея ввести фигуру арт-медиатора: помощника, проводника и посредника в диалоге с искусством, а также профи по части разворота сознания и подогрева воображения. А значит – развития креативности.

<p>Микеланджело Пистолетто. Венера в лохмотьях. 1967</p>

Микеланджело Пистолетто. Венера в лохмотьях. 1967

У арт-медиации есть основные инструменты и впечатляющие эффекты, о которых нам хочется рассказать.

Инструмент 1. Диалог

Первое и главное, что делает медиатор, – запускает диалог с участниками арт-медиации. Медиация – это не экскурсия (!) и не монолог ведущего, а процесс взаимных высказываний, обмена идеями и мнениями по поводу того, что видишь.

Для такого диалога не нужно специальной подготовки, в нем интересно и легко участвовать даже самым непосвящённым зрителям (собственно, именно для них и создавалась концепция арт-медиации).

Медиатор предлагает различные темы и вопросы для совместного обсуждения, несложные задания и даже игры.

Эффекты: внимание к собственному восприятию; развитие эмоционального интеллекта, эмпатии, навыка коммуникации в непривычных ситуациях.

Инструмент 2. Анализ

Арт-медиация помогает разобраться с тем, как именно на нас воздействует то или иное искусство, прислушаться к чувствам и ощущениям, которое оно в нас вызывает. Но после этого неплохо бы проанализировать, какими средствами художник достиг этого воздействия. Совместная аналитика искусства – процесс захватывающий и полный нетривиальных открытий.

Арт-медиация в галерее “Pop/off/art”, Москва
Арт-медиация в галерее “Pop/off/art”, Москва

Глядя на произведение, мы начинаем замечать то, на что раньше не обратили бы никакого внимания, становимся более чуткими к деталям, обостряем чутьё. И в итоге понимаем, как работает искусство и какими средствами достигает своих эффектов воздействия. А значит, понимаем принципы, на которых основывается креативность и креативное мышление.

Спасибо за инструменты по прокачке креативности, нужны были техники именно для команды, чтобы раскачаться, побрейнстормить и взглянуть на свои действия и на себя под новым углом. А еще за крутую компанию, пророческую игру и офигенный список литературы.

Лара Штейн, фотограф, культуролог, предприниматель

Кстати, для участников наших медиаций мы разработали базовый алгоритм вопросов, который поможет самостоятельно провести аналитику и увереннее почувствовать себя наедине с искусством.

Эффекты: развитие образного и аналитического мышления, детального видения/слышания и способности обобщать; обострение эмоционально-чувственного восприятия; радость и удовольствие от неожиданных открытий.

В первый же день после арт-медиации в галерее “MYTH” я начал по-другому слышать музыку из своего же плейлиста. Словно некоторые инструменты заиграли по-новому, словно некоторые я услышал впервые. Больше всего удивила волныка) Да-да. Я сам предельно удивлен. Хотите верьте, хотите нет, но и восприятие английского языка на слух резко улучшилось – стал выцеплять и понимать целые фразы, которые раньше воспринимал с трудом. Стало понятно, что мозг начинает работать в новом для себя режиме, и это очень круто.

Дмитрий Молчанов, CEO Лаборатории разработки и автоматизации «Стоквелл»

Инструмент 3. Широкий контекст

Искусство всегда оказывается вплетенным в довольно объемный культурный контекст. Поэтому, обсуждая картину или инсталляцию, мы затрагиваем вопросы философии и психологии, проводим аналогии с кино и литературой, обсуждаем музыку и открытия в науке. Причём, все это возникает естественно и спонтанно, делая совместную беседу по-настоящему захватывающей и наполненной. А ещё погружает в невероятно обширный пул креативных идей.

Эффекты: выход за рамки привычного, повседневного контекста; способность посмотреть на вещи с других сторон, расширить и углубить своё понимание реальности; знакомство с нестандартными (креативными) способами мышления; вдохновение яркими идеями, экстаз от инсайтов; умение вести эффектные small talks.

За время арт-медиации полностью отключилась от повседневных мыслей и задач. И попробовала новый вид мышления – креативное понимание через считывание образов, символов и фраз. В конце было ощущение расширения сознания

Анна Зима, коуч ICF

Для меня арт-медиация дала крутой опыт того, как на выставке можно не только пытаться прочувствовать искусство, но и действительно серьезно думать. Разгадывая «загадки» художников и обсуждая различные темы, мы обнаружили единый замысел в такой, на первый взгляд, сложной и разношерстной выставке. Необычный и интересный опыт».

Максим Белинка, владелец компании “Evomatics”

Инструмент 4. Заземление

На медиациях мы всегда стремимся «заземлить» наши открытия, чтобы искусство не оставалось оторванным от жизни и нашего личного опыта. «Про себя через искусство» – принцип нашего проекта, который мы реализовываем на каждой арт-медиации. Обсуждая различные темы, мы решаем, каким образом это может касаться именно нас – в личном, социальном или деловом плане. Этому помогает и то, что в диалоге мы активно задействуем личный жизненный опыт, идеи, ассоциации, воспоминания и т. д.

Арт-медиация в галерее «ДиДи», Санкт-Петербург 
Арт-медиация в галерее «ДиДи», Санкт-Петербург 

Эффекты: узнавание и (пере) открытие себя (и других) через искусство; прояснение взаимоотношений (внутри себя, социальных и деловых); новые идеи для бизнеса и личностного развития.

Одно из самых ярких событий! Воображение раскрылось так, что уже четвёртый день, как в голове идейное видение — креатив проснулся. А по окончании медиации, когда у меня спросили, что я вынесла для себя из мероприятия, мне на ум пришло одно чёткое понимание, которое само вылетело из уст: «Я поняла, что Я — это Я». Для меня это был способ познания себя. Я в шоке, что такое возможно через «квест искусства.

Юлиана Герман, руководитель компании “Vocoo”

И ещё два мощных эффекта от медиации – это заряд новыми эмоциями, драйв и азарт, без которых настоящая креативность просто не может существовать! И, конечно, развитие ключевой креативной способности – создавать/созидать, которая, к примеру, может проявиться в вашем переходе из найма в бизнес и/или масштабировании собственных бизнес-проектов.

Как проходит арт-медиация?

Обратите внимание, что арт-медиация – это не экскурсия!

1. Вводная часть. Мы встречаемся в галерее или музее, где проходит интересующая нас выставка (чаще это современное искусство, но и с классическим у нас прекрасные отношения), и проводим вводную часть: знакомимся друг с другом, рассказываем основную информацию про выставку, обсуждаем некоторые вводные темы.

Заметим, что пространство галереи/музея не всегда подходит для проведения вступительной части. Поэтому иногда мы встречаемся в уютном ресторане/кафе рядом с галереей за чашкой кофе или бокалом игристого, чтобы создался нужный настрой и непринужденная атмосфера.

2. Основная часть медиации проходит уже на самой выставке. Медиатор проводит вас по маршруту выставки, предлагая вопросы и темы для размышлений, поддерживает азарт простыми заданиями и игровыми практиками, настраивает и подогревает общий диалог в группе (она камерная, не более 8 человек). В отличие от экскурсии, основную часть времени будете говорить вы, а не медиатор, – и, поверьте, поймаете кайф от этого! На медиации можно и нужно свободно выражать свои мнения и идеи, делиться всем, чем захотите поделиться. «Правильных» или «неправильных» ответов/суждений на медиации не существует! Единственная сдерживающая рамка здесь – это уважение к другим. А медиатор во всем вам поможет и поддержит, а также снабдит необходимой теоретической базой, чтобы разговор шёл ещё интереснее.

3. Заключительная часть: обсуждение. Ее, как правило, мы тоже любим проводить в каком-нибудь атмосферном месте (ресторане/кафе) вне галереи, потому что после медиации хочется столько всего обсудить и стольким поделиться, что разойтись просто так почти никогда не получается. Фишка медиации ещё и в том, что она срабатывает и как классный нетворкинг: собираются крутые компании единомышленников, с которыми хочется и дальше поддерживать связь.

4. Дополнительные материалы. Как правило, после медиации мы отправляем участникам интересные ссылки и файлы в контексте того, что мы обсуждали на встрече, а также рекомендации о том, как можно продолжить вдохновляющее взаимодействие с искусством!

Кто мы?

Основательницы нового культурного проекта – Клуба азартно мыслящих людей «Англичанин в Москве. Про себя через искусство»:

Елена Алексеева – социолог, арт-менеджер, коуч, руководитель социокультурных проектов, МВА;

Мария Харитонова – искусствовед, культуролог, арт-медиатор, автор образовательных программ.

Арт-медиация: охота на креативность

Мы объединились для того, чтобы искусство прочно вошло в вашу жизнь, вдохновило на креативное, азартное мышление, а также открыло новые смыслы и перспективы в вашей жизни и бизнесе.

Арт-медиация – лишь один из множества наших уникальных инструментов, с помощью которых мы этого достигаем, развивая ваши способности к креативности.

Мы с радостью поделимся с вами сокровищами самых креативных идей, познакомим с будоражащим миром искусства и подарим вдохновение и энергию для открытия новых горизонтов!

И если вы хотите новым и притом самым эффективным и захватывающим образом развивать собственную креативность, приходите на наши арт-медиации. Записаться можно в нашем телеграмм канале по ссылке ниже.

66
Начать дискуссию