{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Воронка предпринимательства: этапы 4-6

Статья-рассуждение о том, какой процент людей выходит на путь предпринимательства и о причинах, почему кто-то из них не доходит до результата.

Данная публикация является продолжением одноименной статьи на VC.

Время на прочтение: 5-10 минут.

Автор публикаций - не эксперт в бизнесе. Повествование ведется практически в режиме 'онлайн' на основании полученного личного опыта, наблюдений и общения внутри московских сообществ предпринимателей и акселератора онлайн-школ.

С полной готовностью к дискуссии и конструктивной критике описанных промежуточных выводов.

Итак, в прошлой статье мы свели, что, согласно моим наблюдениям, первыми этапами в воронке предпринимательства являются:

1. Цель.

2. Первый шаг.

3. Сверка ресурсов.

Идем дальше...

Этап №4: идея - г*вно?

Обычно как менторы, так бизнес-тренеры и акселератор онлайн-школ (с этой статьи в аналитику беру его тоже) не 'отсекают' людей, понимая, что в их бизнес-идее что-то не то. Можно догадаться, почему.

Скажу больше, один мой ментор говорил в группе: «Ваш миллион вы способны заработать на любой нише». В акселераторе основатели просто уже почти отмалчиваются от подобных дискуссий, комментируя примерно так: «Мы тоже думали, что в 'таких-то' нишах получить хороший доход не получится, но ряд кейсов доказал обратное...». Можно догадаться, почему.

Тем не менее...

Один из менторов на идею одного из приоритетных моих проектов просто взял и твердо сказал мне: «Идея - гавно».

И это четвертая часть воронки предпринимательства, которую я регулярно наблюдаю. Речь про разбор идеи опытным экспертом. Да, ментор, бизнес-тренер или кто бы то ни был - это не ЦА, и такой исход не значит, что нужно все бросать, но это правда крутая проверка. Проверка, на которой идет очередной отсев.

Этап №5: ну какие инвестиции...

Один из известных бизнес-тренеров проповедует такую концепцию «Бизнес - это идеи, команда, инвестиции».

Великолепно! А потом десятки 'наэлектризованных' этой проповедью людей, садятся за чашкой кофе сверять, что у них есть из перечисленного и рассуждают: «Тааакс...Идея то есть, команда - ну наберу, а вот инвестиции...Нужны ли мне инвестиции?»

Друзья, я ничего не выдумываю. Я регулярно наблюдаю, как именно от одного и того же бизнес-тренера выходят люди, кто, не имея излишка денежных средств (или даже частично его имея) суетят и ищут инвестиции, готовят какие-то сложнейшие отчеты для инвесторов на совсем еще сырую идею. И дело снова не в бизнес-тренере. Я снова про осознанность предпринимателей или даже в данном контексте - критическое мышление.

В моих проектах тоже есть инвестор, но в моей истории инвестиции были лишь инструментом масштабирования начатого мной за мои личные деньги. И это ключевая мысль от меня: «начинать стоит за свои деньги». Потому что ни один нормальный инвестор, в моем понимании, не вложит большой бюджет под умеренную долю в управлении компанией в человека (или СЕО команды), который не готов рисковать своими деньгами. Причем по-крупному.

Этап №6: общение с целевой аудиторией

Многие же идут в предприниматели, потому что 'свобода', потому что 'управление', потому что типа это про 'систему'. А потом получают первые 'синяки' и 'раны' и начинают искать ответы.

Из моих наблюдений, самые первые 'синяки' и 'раны' предприниматели получают, упуская этап общения с целевой аудиторией и детального ее изучения (другими словами - customer discovery).

Я не знаю, почему так много предпринимателей отрабатывают это в режиме 'ну потом'. Из того, что изучил по своим наблюдениям (и личному примеру) я, многие предприниматели просто:

а. Склонны рисковать и дерзать.

б. Не любят первое время делать то, что им 'западло'. Ведь предприниматели же ж - свободные птицы :)

А вот зря. Если из всей этой статьи у меня можно было бы выделить самое важное и оставить хотя бы эту фразу в сознании тех людей, кто еще не имеет опыта десятков запусков, то эта фраза выглядела бы так: «Изучите customer development и прочитайте книгу 'Спросите маму'».

Можно, конечно, написать это понятнее, но тут всё просто - эту фразу сказал мне мой ментор. Причем я читал эту книгу ранее и думал, что понял ее. Да вот нет - не понял я ничего. Потому что читать 'побитому опытом' всегда практичнее, чем в момент, когда еще 'столько всего впереди'. Сейчас читаю и конспектирую десятки заметок по каждой главе. Наверное, так мне и надо :)

Мне продолжить про опыт?

0
5 комментариев
Эргаш Эргашев

Customer Development, без него дальше не продвинуться. Автор, надеюсь люди акцентируют своё внимание на нём, так как ты упомянул очень важный этап.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Калюский
Автор

Если не сакцентируют, то потом их кастомеры сакцентируют "нулями" в продажах)

Ответить
Развернуть ветку
Степан Капуста

А, ещё все начинающие предприниматели думают, что идея это кнопка бабло и что придумал идею можно купить бамбук на пляже и ничего не делать. Вджобывать ты будешь даже больше чем наемным работником и прикинь если не будешь работать и вкладываться ты не получишь денег)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Калюский
Автор

Надеюсь, до этого Вашего коммента все 'начинающие' прочитают)
Точно будет полезно)

Ответить
Развернуть ветку
Степан Капуста

Ещё прикольные, что у меня есть партнёр по новому направлению, он зарабатывал работая на дядю 25-30 т.р. Сейчас делая бизнес он зарабатывает - 15-25. И постоянно ноет, изначально мы с ним обговаривали эти моменты, что первый год зп будет низкой, потому что вся прибыль уходит в рост. Мне постоянно приходится с ним проводить мотивационные беседы и напоминать зачем ему это все. Точнее ей. Я прошёл этот путь со своим бизнесом и помогаю его пройти своему партнёру в его бизнесе.

Главное вера в идею и вера в свои силы, не бояться ошибаться, анализировать ошибки и искать точки роста. Как минимум прочитать про unit экономику и внедрить это в свой бизнес. Прочитать про фин показатели и kpi.

Люди которые построили большие компании ничем не отличаются от вас. Они просто владеют информацией и делают больше ошибок, чем большинство.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда