Бизнес-клубы в России и за рубежом в 2023 — современные масоны или хайп?

Зачем бизнес-клубы вообще нужны? Кто туда ходит? На каких условиях? Чем они отличаются?

Бизнес-клубы в России и за рубежом в 2023 — современные масоны или хайп?

Последние года феномен бизнес-клубов уверенно шагает по стране и миру, сейчас их десятки, и даже сотни, давайте разберемся на примерах что это, и зачем в них вступают.

Разные виды бизнес-клубов

Конечно, клуб клубу рознь, и в бизнес-клубе МГУ в среднем будут более молодые, менее опытные и с меньшим оборотом бизнесы, чем в Клубе Первых или YPO (далее подробнее расскажу и про эти) . Я бы условно разделил бизнес-клубы по следующим параметрам —

  • В зависимости от размеров бизнесов участников (1. для микро и малого бизнеса, 2. для малого и среднего бизнеса, 3. для среднего и крупного бизнеса)
  • В зависимости от географии (1. городские или региональные клубы, 2. федеральные клубы, 3. международные клубы)
  • Более закрытого или более открытого типа
  • Что является краеугольным камнем клуба (1. отраслевые бизнес-клубы, 2. бизнес-клубы при университетах, 3. бизнес-клубы вокруг известных личностей, 4. бизнес-клубы вокруг конкретных совместных активностей — путешествия, регаты, спорт)

Некоторые бизнес-клубы

Клуб Атланты. 600+ участников, владельцы бизнеса и топ-менеджеры. Тут Алтанты пишут про себя на vc.

Рубен Варданян, Михаил Воронин
Клуб Атланты

Клуб 500 (бывший Трансформатор клуб) . Главное лицо — Дмитрий Портнягин. 900+ участников.

Дмитрий Портнягин
Club 500

Эквиум. Позиционируют себя — про влияние на общество и качество жизни через филантропию, фокус на семейные ценности и проактивность.

Оскар Хартманн, Игорь Рыбаков
Эквиум клуб

Клуб Первых. Создан по инициативе Сбера. Высокий порог входа (от 500 млн. руб. и выше) .

EO (Entrepreneurs' Organization). Один из самых разветвленных бизнес-клубов в мире с десяткам тысяч членов, однако, в РФ участников относительно немного.

YPO. Уважаемая во многих странах сильное бизнес-сообщество, функционирующее с 1950 года. Вход от $10 млн выручки и штат от 150 человек.

Терра. Некоммерческий бизнес клуб, взявший часть механик Бизнес Молодости, привлекая внимания начинающих предпринимателей и не только.

Хигай бизнес-клуб, созданный Павлом Хигаем, объединяющий в первую очередь технологических предпринимателей.

Павел Хигай
Бизнес-клуб heg.ai

Reforma. Относительно новый бизнес-клуб Максима Спиридонова (создателя Нетологии и не только) .

Максим Спиридонов
Бизнес-клуб Reforma

А также еще ряд бизнес-клубовForbes Club (300+ участников, встречи с миллиардерами и не только), ALUN, SOLOMON.help, Бизнес Миссия, Деловар, сообщество выпускников Skolkovo, в одном Skolkovo только несколько бизнес-клубов, отраслевые бизнес-клубы (строители, финансисты, селлеры,…), региональные клубы (каждый крупный город, Сибирь, Дальний восток,…), клубы при университетах (это, вообще, главная категория клубов в США — из элитных и не только университетов) и наверняка есть те, которые не попали в орбиту моего наблюдения.

Бизнес-сообщества выросшие из популярных личностей — Максим Батырев, Александр Кравцов, Павел Гительман, Максим Спиридонов, Денис Решан, Артем Рублев, Дмитрий Портнягин.

Бизнес-сообщества вокруг путешествий (Transformator travel, Комбат туры), регаты (регаты Синергии), а также более мелкие вокруг тенниса, сквоша, гольфа, шахмат.

Также не надо забывать про локальные, широко не афишируемые, но порой сильные бизнес-комьюнити, типа "Бати Новой Риги и Рублевки".

Также любопытствующие могут обратить внимание на Ротари клуб, масонское ложе России и прочие сообщества различного толка.

Маленькая ремарка. Многие бизнес-клубы щеголяют заголовками типа «средний оборот наших участников 1+млрд/руб. Часто это как "средняя температура по больнице" ничего не говорит, по двум причинам — 1. Может сильно рушить статистику несколько человек основателей с выручкой 50+ млрд. 2. В часть клубов можно вступать топ-менеджерам, и если в клубе "затесался» менеджер Газпрома, Норникеля, МТС и прочих огромных корпораций — сами понимаете, что среднюю цифру считать неуместно. (вопрос манипуляции цифрами даже не берем в расчет).

История развития бизнес-клубов в России и зарубежом

Для затравки здесь можно начать с масонов и разных европейских тайных и не тайных сообществ, но в классическом виде бизнес-клубы стали появляться в Англии 18 века (то есть, запрос на подобные вещи был, как видим, давно) . Масонов (гильдию вольных каменьщиков) прошлых веков, кстати, с натяжкой можно отнести в нашу категорию, только там интересы были шире, плюс раньше профессионалы архитекторы и строители были, пожалуй, одними из самых образованных и влиятельных людей, таким образом создавая разветвленную сеть контактов, взаимоподдержки, образования во многом передовые по меркам своих веков. Кстати, и сейчас функционируют масонские ложи и зарубежом, и в России (можете сами полюбопытствовать в интернете) .

Также большое влияние на развитие бизнес-клубов повлияли сообщества выпускников топовых учебных заведений США начиная с 19 века.

Считается, что история бизнес-клубов в России началась с Екатерины II, при которой в Москве в конце 18 века появился знаменитый Английский клуб. Его шикарное здание вы можете до сих пор лицезреть по адресу Тверская, 21. Подробнее про Московский Английский клуб, и увлекательная история про Санкт-Петербургский Английский клуб.

здание Английского клуба в Москве на Тверской
здание Английского клуба в Москве на Тверской

Во время СССР по понятным причинам не могло быть речи про бизнес-клубы. В 90е они, естественно, начали появляться вокруг отраслей и вокруг ярких персоналий, к примеру, Владимира Тарасова.

Так что, давайте на этом месте от величественных зданий и эпохи Екатерины II сразу окунемся в историю 13-летней давности, а именно возникновение Бизнес Молодости, которая поставила "на уши" целое поколение и оставила после себя вмятину. Можно по-разному относиться к тому, что делали основатели БМ, но то, что она сыграла большую роль, была во многом первопроходцем, стала стартовой площадкой для многих успешных в настоящее время, и в какой-то момент была чуть ли не монополистом на этом рынке — это непреложный факт. Чтобы "окучивать" как можно больше слоев предпринимателей, у БМ были программы и предложения почти для всех размеров бизнесов и уровней предпринимателей — от программы "ЦЭХ" для начинающих предпринимателей, до программ МЗС (миллион за сто) и МЗМ (миллиард за миллион) для представителей бизнеса покрупнее.

Сейчас бизнес-клубов стало уже так много, что в последние пару лет даже стало много появляться инфраструктуры вокруг и для них — соревнования между бизнес-клубами по футболу, по шахматам, игре "Что? Где? Когда?", совместные регаты, а также различные технологические решения и платформы для клубов, их основателей и участников.

Как работают бизнес-клубы?

Ежемесячные встречи
Ежемесячные встречи

Зачастую деятельность бизнес-клубов состоит из четырех базовых элементов —

  1. Общие регулярные мероприятия (допустим, раз в месяц крупное мероприятие для всех членов, и разное количество каких-то более мелких тематических встреч в течение месяца)
  2. Так называемые "форум-группы" или "форум-встречи". Этот формат пришел из США. Группа из постоянных участников (обычно до 12 человек) одним и тем же составом собирается ежемесячно и обсуждает по определенному методу проблемы и запросы каждого из участников, таким образом, что остальные не могут давать советов или критику, а могут делиться своим опытом касательно вопроса. Описание метода форумов с сайта клуба Атлантов и ещё статья на vc в тему.
  3. Коммуникация напрямую между участниками. Обычно есть некий перечень участников, классифицированный по отраслям, интересам, запросам так, чтобы ты мог найти полезный контакт, увидеть кто тебе может быть полезен, или кому можешь быть полезен ты. (надо сказать, что не все клубы охотно делятся базой участников, ввиду того, что это их основной актив) .
  4. Ну, и, конечно, куда в наше время без общих чатиков в WhatsApp или чаще в Telegram.
Метод форум-групп или форум-встреч
Метод форум-групп или форум-встреч

Бизнес-клубы чаще всего имеют коммерческую цель, то есть существуют как бизнесы на регулярных членских взносах, а также других заработках (платных выездах, донатах, комиссиях за сделки между участниками и многое что еще) . Ежемесячная оплата обычно от 10 тыс и до 150 тыс в месяц, но встречал и до 5 млн в месяц (за статус вип-участника со всеми вытекающими плюшками) .

Таким образом чаще всего годовое участие в бизнес-клубе может стоить от 120 тыс до 1.8 млн.

Это классный бизнес с точки зрения 1. рекуррентных (повторяющихся) платежей, 2. высоких чеков и 3. высокого ретеншена (удержания участников) , ибо у тебя со временем выстраивается скелет социальных связей внутри клуба, и ты скорее останешься в нем и продолжишь платить, чем уйдешь.

Безусловно, есть и бесплатные бизнес клубы и бизнес-клубы без постоянных фиксированных взносов, но большинство, всё же, работают примерно по описанной выше схеме.

Зачем вступают в бизнес-клубы? В чем их плюсы и минусы?

К этому моменту у вас уже могло сформироваться понимание зачем и для чего люди вступают в бизнес-клубы. Среди них примерно по убыванию назвал бы следующие —

  1. Нетворкинг (знакомство с полезными людьми, возможно, продажа своих услуг)
  2. Рост собственного бизнеса и себя, как человека и профессионала
  3. Интересное времяпрепровождение в кругу единомышленников
  4. Обучение (перенимаешь опыт одноклубников, плюс зачастую проводятся отдельные обучающие мероприятия)
  5. Обретение дополнительного статуса
  6. Поиск друзей, партнеров, вторых половинок
  7. Заметил, что часто люди вступают в клубы, когда находятся в «подвешенном состоянии» (продал бизнес или хочется новый бизнес, или хочется притормозить и вложить в себя время и средства), то есть в момент перемен, а дальше остаются уже обретя «нового себя».

Мои личный опыт участия в бизнес-клубах

За последние лет 5 успел быть участником одного международного бизнес-клуба, одного федерального, одного вокруг спорта (сквош) и одного вокруг совместных активных путешествий. Пожалуй, с ними связано немало ярких историй, интересных людей, ценных идей, мыслей "а что так можно было?"

Кажется, что глубокие отношения во взрослой жизни обусловлены двумя переменными — 1. Продолжительностью знакомства друг с другом. 2. Общими интересами и вектором развития.

Так вот, в бизнес-клубах есть большой шанс предпринимателю найти единомышленников, а дальше всё зависит на сколько долго по жизни они будут идти «рука об руку», чтобы стать друзьями или хорошими товарищами.

Сейчас русско-язычные бизнес-клубы получили второе дыхание ввиду усилившейся релокации предпринимателей, и связанных с этим вопросами и запросом на социальные связи зарубежом, поддержку, совместные проекты. Часть бизнес-клубов сейчас делает ставку именно на это.

От себя еще добавлю интересную особенность, на которую не мог не обратить внимания — если во главе клуба стоит конкретный человек, то большинство участников будут иметь с ним похожие доминантные (основные) качества.

Если во главе клуба стоит «человек-тусовка», то участники будут такие же. Если лидер клуба про семейные ценности, то и участники будут подтягиваться соответствующие.

Напоследок пару моих постов в тему —

1. Как я 1 день был двойником миллиардера из YPO

2. Как я делал студенческий клуб

Если пост НОРМ — расшарь его или, хотя бы, ставь лайк, так пост имеет шанс подняться на видное место.

66
10 комментариев

Мы просто наконец таки привыкаем к тому, что за полезную информацию/контакты/встречи нужно платить. Мне кажется именно поэтому всевозможные закрытые сообщества сейчас всё больше набирают популярность. Ну а когда вопрос касается личного заработка - то в зависимости от бюджета, любой здравомыслящий человек будет готов вложиться - это же инвестиции в себя практически. Плюс статус, в случае с более дорогими сообществами. Так что думаю это всё будет расти и развиваться и дальше и больше.

4
Ответить

таки да

Ответить

Было бы здорово, если бы кто-то поделился своим опытом удачного нетворкинга в таких организациях

1
Ответить

В топ клубах обычно устанавливается доверительная атмосфера и члены клуба очень быстро начинают доверительное общение. Только в топ клубах потому что очень сложно выстроить правильную атмосферу, где все открыты и готовы помочь, но при этом не сваливаются в тупые продажи.
В клубе 500 на открытии филиала в Питере все "новые знакомые" пытались что-то впарить. Но слушал, что за полтора года там многое поменялось.
Атланты - ставят во главу угла личную трансформацию и смыслы. Продаж нет, только по запросы от покупателя, типа, "ребята, мне нужна услуга, кто посоветует или кто этим занимается".

EO и YPO - международные клубы и основная ценность там - контакты за рубежом. Очевидно, сейчас это менее востребовано.

Эквиум - очень персонализированный клуб, построенный вокруг персоны Рыбакова. Если он вам заходит как личность, значит и весь клуб зайдет.

В мелких клубах был на встречах, но было слабо, все-таки отбор по оборотам необходим чтобы исключить нересурсных ребят. Было очень много продаж в лоб.

Это мое субъективное мнение. Надеюсь, ответил.

5
Ответить

Отличный текст, спасибо!

1
Ответить

Наверняка, кого-то забыл упомянуть, дайте знать, если кого из крупных, известных (или небольших, но классных=) упустил

Ответить

Falcon вроде еще есть

1
Ответить