{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Классификация интернет-проектов

Привет всем!

Меня зовут Илья Зеленчук. Занимаясь созданием различных интернет-проектов, я накопил определенный опыт в этой области. В этой статье я хочу поделиться им и надеюсь, он будет полезен для продакт-менеджеров.

Создавая очередной интернет-проект, важно четко понимать, что ты делаешь и к какому типу относится твой проект. Описанные типы придуманы не мной, более того, они уже успешно используются. Если посмотреть информацию о стартапах на vc.ru, то можно легко найти такие типы проектов как "Сервис", "Инструмент" и т.п. Я решил собрать эти типы вместе и выделить их основные черты.

Данная классификация строится от взаимодействия с пользователем. Основное её назначение - это определить:

  • тип интернет-проекта
  • ключевые метрики
  • область поиска аналогов
  • пользовательское взаимодействие

Я отдаю себе отчет в том, что любая классификация не может быть полной и может найтись рабочий интернет-проект, который выбивается из этого представления. Ну что ж, буду рад таким примерам, это позволит расширить и дополнить текущую классификацию.

У каждого типа интернет-проекта есть свои характеристики и то, как он взаимодействует с пользователем. Итак, поехали:

Сервис

Сервис - тип проекта, который что-то делает за пользователя. Нажал одну кнопку, и произошло ожидаемое для пользователя действие. Например, конвертировать файлов из одного формата в другой, проверить свободно ли доменное имя, узнать посещаемость сайта, вызов такси и т.п.

Конкретные примеры сервисов:

  • myip (узнать IP адрес, с которым выходите в инет)
  • cash.rbc.ru/converter.html (конвертировать валюты)
  • nic.ru (проверить и подобрать доменное имя)
  • yandex.taxi (заказать такси)

Основные характеристики сервиса - это высокая доступность (99.99%) и минимальный набор кнопок или информационных полей, которые делают ожидаемое для пользователя действие.

Пользователи между собой, как правило, не взаимодействуют.

Посетив страницу или открыв мобильное приложение сервиса, пользователь должен нажать кнопку и получить результат.

Маркетплейс (базар)

Маркетплейс (базар) - место, где встречается продавец и покупатель. Очевидно, что продавец что-то продает, а покупатель желает это приобрести. Примеры таких проектов:

  • Yandex.Market
  • Avito
  • YouDo
  • CourseBurg

Еще, как один из вариантов - это частные магазины.

Различаются два вида пользователей: продавцы и покупатели. Взаимодействуют только покупатели с продавцами: продавцы не общаются с другими продавцами, то же самое и про покупателей.

Основные характеристики маркетплейса - высокая вероятность найти своего покупателя или продавца, количество покупок/заказов. При достижении достаточного объема продавцов вероятность получения нужной услуги/товара на маркетплейсе близка к 100% и он становится как сервис.

Масштабируются маркетплейсы по категориям или регионам/категориям товара/и т.д.. К примеру, AirBnB сначала работал в одном городе, потом подключал другие, то же самое делал BlaBlaCar.

Инструменты

Инструменты позволяют собирать, обрабатывать, анализировать и изменять данные. Хорошими примерами инструментов служат:

  • webmaster.yandex
  • всевозможные метрики (Google/Yandex)
  • Google Docs/Office365
  • Online редакторы фото
  • Git/SVN
  • Trello/RedMine/Jira/Slack

Основные характеристики инструмента: обилие функционала (в отличие от сервиса, тут много кнопок и полей), продолжительное время использования. Пользователи могут взаимодействовать друг с другом, если это предусмотрено инструментом.

Типичный способ монетизации для инструментов - это подписка на месяц/год/и т.д. С развитием фронтэнда многие программы, которые раньше работали только локально на компьютере, стали доступны онлайн через браузер.

Новостные ресурсы

Новостные ресурсы - это интернет проекты, посещаемые для получения новостей. К таким ресурсам можно отнести:

Пользователи часто ограничены возможностью только комментировать материал.

Основные характеристики таких сервисов: количество прочтений, лайки, комментарии, репост.

Такие проекты выделяют два вида пользователей: авторы и читатели. Авторы обеспечивают контент, читатели - прочтение, комментарии, лайки.

Социальные

Как мне кажется, именно для них и создавался Интернет. Социальные проекты - это площадки, где люди встречаются и обмениваются информацией. В отличие от Новостных проектов, тут пользователи равны между собой и создают одинакового типа контент (посты, сообщения). К таким проектам можно отнести:

  • форумы (ixbt, stackoverflow, drive2)
  • соц. сети (fb, vk)
  • каналы в различных мессенджерах (IRC, Telegram)

Такие проекты помогают обмениваться опытом и знаниями, решать текущие вопросы и просто приятно проводить время.

Информационные

Нельзя пройти мимо информационных проектов. К таким относятся страницы с информацией о мероприятии или компании. Цель таких страниц: содержать информацию о месте проведения, телефонах, программе выступлений, и т.д.

Примерами таких информационных проектов могут служить:

Пользователи на таких проектах либо совсем никак не взаимодействуют с ним, либо имеют минимальный набор функций, таких как личный кабинет с регистрацией на мероприятие. Между собой пользователи также не взаимодействуют.

Гибридные

Гибридные проекты объединяют в себе два и более типов проектов. И, надо сказать, это довольно редкое явление. Например, YouTube, с одной стороны, является сервисом по хранению, обработке и распространению видео. С другой стороны, это социальный проект, который объединяет пользователей между собой.

Заключение

Классификация помогает быстро понять, какого типа проект, что в нем важное, а что второстепенное, и как будет организовано пользовательское взаимодействие.

Желаю всем удачи!

0
3 комментария
Сослан Сакшин

Неочевидная разница между сервисом и инструментом

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зеленчук
Автор

Сослан, разница в пользовательском фокусе. У сервиса - это одна важная кнопка, пользователь должен её нажать, почти всегда (вызов такси). А у инструмента нет такой кнопки, у него все кнопки хорошие. Например, Google.docs или Yandex.WebMaster. Много полезного функционала и пользователь сам выбирает, что ему сегодня надо, а что нет.

Ответить
Развернуть ветку
Monkey Do

Высосанная из пальца классификация, которая довольно мало имеет общего с действительностью

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда