Классификация интернет-проектов
Привет всем!
Меня зовут Илья Зеленчук. Занимаясь созданием различных интернет-проектов, я накопил определенный опыт в этой области. В этой статье я хочу поделиться им и надеюсь, он будет полезен для продакт-менеджеров.
Создавая очередной интернет-проект, важно четко понимать, что ты делаешь и к какому типу относится твой проект. Описанные типы придуманы не мной, более того, они уже успешно используются. Если посмотреть информацию о стартапах на vc.ru, то можно легко найти такие типы проектов как "Сервис", "Инструмент" и т.п. Я решил собрать эти типы вместе и выделить их основные черты.
Данная классификация строится от взаимодействия с пользователем. Основное её назначение - это определить:
- тип интернет-проекта
- ключевые метрики
- область поиска аналогов
- пользовательское взаимодействие
Я отдаю себе отчет в том, что любая классификация не может быть полной и может найтись рабочий интернет-проект, который выбивается из этого представления. Ну что ж, буду рад таким примерам, это позволит расширить и дополнить текущую классификацию.
У каждого типа интернет-проекта есть свои характеристики и то, как он взаимодействует с пользователем. Итак, поехали:
Сервис
Сервис - тип проекта, который что-то делает за пользователя. Нажал одну кнопку, и произошло ожидаемое для пользователя действие. Например, конвертировать файлов из одного формата в другой, проверить свободно ли доменное имя, узнать посещаемость сайта, вызов такси и т.п.
Конкретные примеры сервисов:
- myip (узнать IP адрес, с которым выходите в инет)
- cash.rbc.ru/converter.html (конвертировать валюты)
- nic.ru (проверить и подобрать доменное имя)
- yandex.taxi (заказать такси)
Основные характеристики сервиса - это высокая доступность (99.99%) и минимальный набор кнопок или информационных полей, которые делают ожидаемое для пользователя действие.
Пользователи между собой, как правило, не взаимодействуют.
Посетив страницу или открыв мобильное приложение сервиса, пользователь должен нажать кнопку и получить результат.
Маркетплейс (базар)
Маркетплейс (базар) - место, где встречается продавец и покупатель. Очевидно, что продавец что-то продает, а покупатель желает это приобрести. Примеры таких проектов:
- Yandex.Market
- Avito
- YouDo
- CourseBurg
Еще, как один из вариантов - это частные магазины.
Различаются два вида пользователей: продавцы и покупатели. Взаимодействуют только покупатели с продавцами: продавцы не общаются с другими продавцами, то же самое и про покупателей.
Основные характеристики маркетплейса - высокая вероятность найти своего покупателя или продавца, количество покупок/заказов. При достижении достаточного объема продавцов вероятность получения нужной услуги/товара на маркетплейсе близка к 100% и он становится как сервис.
Масштабируются маркетплейсы по категориям или регионам/категориям товара/и т.д.. К примеру, AirBnB сначала работал в одном городе, потом подключал другие, то же самое делал BlaBlaCar.
Инструменты
Инструменты позволяют собирать, обрабатывать, анализировать и изменять данные. Хорошими примерами инструментов служат:
- webmaster.yandex
- всевозможные метрики (Google/Yandex)
- Google Docs/Office365
- Online редакторы фото
- Git/SVN
- Trello/RedMine/Jira/Slack
Основные характеристики инструмента: обилие функционала (в отличие от сервиса, тут много кнопок и полей), продолжительное время использования. Пользователи могут взаимодействовать друг с другом, если это предусмотрено инструментом.
Типичный способ монетизации для инструментов - это подписка на месяц/год/и т.д. С развитием фронтэнда многие программы, которые раньше работали только локально на компьютере, стали доступны онлайн через браузер.
Новостные ресурсы
Новостные ресурсы - это интернет проекты, посещаемые для получения новостей. К таким ресурсам можно отнести:
- Хабрахабр
- vc.ru
- 3dnews
- anti-malware
- lifehacker
Пользователи часто ограничены возможностью только комментировать материал.
Основные характеристики таких сервисов: количество прочтений, лайки, комментарии, репост.
Такие проекты выделяют два вида пользователей: авторы и читатели. Авторы обеспечивают контент, читатели - прочтение, комментарии, лайки.
Социальные
Как мне кажется, именно для них и создавался Интернет. Социальные проекты - это площадки, где люди встречаются и обмениваются информацией. В отличие от Новостных проектов, тут пользователи равны между собой и создают одинакового типа контент (посты, сообщения). К таким проектам можно отнести:
- форумы (ixbt, stackoverflow, drive2)
- соц. сети (fb, vk)
- каналы в различных мессенджерах (IRC, Telegram)
Такие проекты помогают обмениваться опытом и знаниями, решать текущие вопросы и просто приятно проводить время.
Информационные
Нельзя пройти мимо информационных проектов. К таким относятся страницы с информацией о мероприятии или компании. Цель таких страниц: содержать информацию о месте проведения, телефонах, программе выступлений, и т.д.
Примерами таких информационных проектов могут служить:
- https://2019.rif.ru/ (конференция)
- http://karting-spb.ru/ (картинг в СПб)
Пользователи на таких проектах либо совсем никак не взаимодействуют с ним, либо имеют минимальный набор функций, таких как личный кабинет с регистрацией на мероприятие. Между собой пользователи также не взаимодействуют.
Гибридные
Гибридные проекты объединяют в себе два и более типов проектов. И, надо сказать, это довольно редкое явление. Например, YouTube, с одной стороны, является сервисом по хранению, обработке и распространению видео. С другой стороны, это социальный проект, который объединяет пользователей между собой.
Заключение
Классификация помогает быстро понять, какого типа проект, что в нем важное, а что второстепенное, и как будет организовано пользовательское взаимодействие.
Желаю всем удачи!
Неочевидная разница между сервисом и инструментом
Сослан, разница в пользовательском фокусе. У сервиса - это одна важная кнопка, пользователь должен её нажать, почти всегда (вызов такси). А у инструмента нет такой кнопки, у него все кнопки хорошие. Например, Google.docs или Yandex.WebMaster. Много полезного функционала и пользователь сам выбирает, что ему сегодня надо, а что нет.
Высосанная из пальца классификация, которая довольно мало имеет общего с действительностью