Как увеличить прибыль digital-агентства в 5 раз
Если вы забьете в поисковике «SMM продвижение Киев/Украина», то на первом месте органики увидите сайт THE LAB Agency (бывшая "SMM Лабораторія"). Ещё недавно, после нескольких разрушительных кризисов, мы потеряли почти всех клиентов и даже распустили команду.
Теперь агентство зарабатывает в пять раз больше по сравнению с прошлым годом. Как мы этого добились, рассказывает основатель агентства Максим Лукьянов.
Сконцентрироваться на одной нише
Я начал бизнес в 2012 году, создав узкоспециализированное агентство, которое занималось только SMM продвижением. Такая отстройка помогла нам сразу стать конкурентоспособным — тогда мы сконцентрировались на одной нише и не распылялись на другие виды рекламы.
Постепенно набирая обороты, мы обрастали постоянными клиентами: среди них были интернет-магазины, рекрутинговые компании, тренинговые центры. Кстати, наличие постоянщиков — хороший маркер, который говорит о том, что вы все делаете правильно.
В 2014 у нас уже были хорошие кейсы с продвижением крупных компаний (магазин элитной детской одежды в центре Киева, сеть магазинов обуви “Respect” и учебный центр косметологии “Космо-Трейд”), и стали появляться первые иностранные клиенты из России и Казахстана.
Работа с новыми регионами очень расширила наши рамки, мы стали видеть, как работают в других странах. Например, с проектом в Алма-Аты нас поразила разница менталитетов. Если говорить о сервисе доставки еды — для нас важнее всего скорость, а в Казахстане все в основном смотрят на состав и ингредиенты. А такие нюансы могут сильно влиять на стратегию продвижения.
Или, к примеру, проект с заказчиком в Алтайском крае научил нас работать быстро и правильно приоритизировать задачи, чтобы не терять время из-за 6-часовой разницы в часовых поясах.
Тогда же, кстати, в 2014, наступил кризис и часть клиентов ушла. Мы ещё больше сузили специализацию, стали заниматься только малым и средним бизнесом. Это помогло не только остаться на плаву, но и увеличить количество постоянщиков, добавив к ним ресторан из Тель-Авива (Израиль) и ночные клубы с регионов Украины. Уже в 2015 году мы снова расширили географию проектов — в этот раз стали работать с заказчиками из Польши и Восточной Европы. Опыт с первым кризисом показал, что главное, в конце концов, хорошо делать свою работу, и тогда тебе открываются даже новые рынки.
Не быть сапожником без сапог
Я понимал, что, раз уж мы занимаемся продвижением, то и сами должны соответствовать тому, что обещаем клиентам. Мы вложились в seo-оптимизацию и контент-маркетинг, я начал вести образовательный блог о SMM, где делился опытом, фишками и лайфхаками, писал о том, как продвигаться в соцсетях. Эти инвестиции окупились — до сих пор 70% клиентов находят THE LAB самостоятельно, остальные приходят по рекомендации.
Работать с вовлеченными клиентами
Через некоторое время я вывел для себя правило — работать только с теми, кто готов сотрудничать.
Когда начинается новый проект, включенность требуется и со стороны исполнителя, и со стороны заказчика: ему нужно проверить, оценить, ответить на миллион вопросов. Конечно, чаще всего у собственника или руководителя отдела очень мало времени и дополнительную информацию предоставляют уже его помощники, но важно, чтобы он контролировал процесс — в этом случае здорово помогают общие чаты. Комфортно работать, когда клиент участвует в кампании от брифа до постинга, тогда в 90% случаев есть крутой результат.
У нас был классный кейс по продвижению с компанией по продаже саженцев. Клиент быстро отвечал и был максимально открытым — тогда ROI по Facebook составил больше 370%
Статистика сайта: результаты рекламной кампании на facebook
Но некоторые клиенты думают, что можно просто заплатить за продвижение и не включаться в процесс — тогда недостающую информацию приходится выпрашивать по две недели. На то, чтобы бегать за такими товарищами, уходит очень много ресурсов. Если клиент не предоставит банальные фото, результата не будет. Я не могу работать без результата, поэтому теперь отказываюсь от таких проектов.
Объединяться
В 2017 году, когда у нас случился новый кризис и ушли 70% сотрудников, мы решили сделать необычный ход и превратили игроков из смежного рынка в коллег.
Объединившись в 2018 году с партнёрской командой разработки сайтов, мы расширили пакет услуг и стали THE LAB. Кроме SMM и PPC, появилось создание сайтов и дизайн. Пришли новые сотрудники, в несколько раз вырос уровень услуг. Теперь у нас четыре направления работы: контент, таргетинг, дизайн и веб-разработка. У каждого свой руководитель.
Первым делом мы предложили новые услуги старым клиентским базам, и тут же агентство получило три заказа на создание сайта и два на продвижение.
Автоматизировать
Новые заказы от нашего объединения увеличили и без того большой объем работы. С новой нагрузкой команда могла не справиться.
Когда мы столкнулись с такой ситуацией впервые, то сделали ставку на расширение команды — это не только не помогло, но и стало причиной системного кризиса. Поэтому теперь мы начали искать способы, которые помогут успевать больше и смогут разгрузить сотрудников от рутины — это было бы ещё одно выигрышное решение.
Мы дополнили наш базовый набор, который состоит из SMMplanner для отложенного постинга, Popsters для аналитики, Instaplus для работы с ЦА заказчика, новым инструментом Angry.Space. Он помогает успевать обрабатывать в два раза больше контента и отвечать на все сообщения и комментарии из одной вкладки.
Автоматизация работы очень важная штука для любого агентства, ведь чем больше результата могут выдавать твои ресурсы, тем больше прибыли ты получаешь.
Вложиться в команду
Ещё один важный инсайт, который мы обнаружили не сразу, — команда играет очень важную роль в правильном развитии бизнеса. Первые три года у нас было очень много «стажеров», которые учились и уходили, иногда даже с обидой на агентство. Если бы я знал, сколько труда приходится вкладывать в новичков, сразу начал бы искать более опытных сотрудников.
Кроме того, кризис 2017 года показал, что нам следует работать над мотивацией сотрудников, и я стал искать решения в этом направлении.
Мы стали проводить digital вторники, где каждый может выступить с докладом и послушать, что рассказывают коллеги. Иногда инициатива угасает, и тогда я включаюсь в выступления, чтобы поддерживать энтузиазм.
Дальше я внедрил систему грейдов. Каждый сотрудник теперь имеет свой статус: джун, миддл или сеньор. У нас есть график обучения, список задач, наставники. Например, если таргетолог знает только Facebook и Instagram, он пока джун. Чтобы стать миддлом, надо изучить Вконтакте и LinkedIn, а также сдать внутренний экзамен.
Геймификация работы дала ощутимый результат в продуктивности и мотивации — теперь каждый понимает, на какой он ступени, знает, что конкретно изучить и сделать, чтобы перейти на следующую.
Скоро наша система грейдов станет ещё круче, потому что я подключил HR-специалиста к ее модификации. Мы будем учитывать психотипы сотрудников, чтобы понимать, что каждый из них ждет и как можно более продуктивно использовать его ресурсы. Кроме этого, мы сделаем разные варианты подачи материала: если кто-то лучше воспринимает обучающие видео, чем книги, пусть смотрит видео.
Обновленный коллектив THE LAB Agency
Ну и конечно, мы частично оплачиваем курсы семинары, воркшопы, проводим корпоративные тренинги. Пока рано говорить про однозначный эффект от тренинга на командообразование, но я получил ценную обратную связь от коуча по своим сотрудникам — он рассказал о сильных сторонах каждого, и я понял, по какому принципу формировать команды на проекты.
Получить результат
Я думаю, та точка, где мы сейчас находимся — кумулятивный эффект всех проведенных активностей. В 2018 году увеличилась база постоянных клиентов, здорово возросло количество посетителей сайта, прибыль выросла в 5 раз по сравнению с прошлым годом.
Одно дело — знать, что правильно сформированная команда очень влияет на успех бизнеса, и совсем другое — понять это на собственном опыте. Мы только встали на путь развития крутой корпоративной культуры, но мне уже нравятся результаты, которые она начинает давать.