Apple закрыла мой аккаунт разработчика: давайте подумаем, почему так произошло

Недавно в сети обсуждалась новость о закрытии Apple популярного стороннего приложения Dash без объяснения причин и без права на апелляцию. Примерно такие же события произошли со мной буквально недавно. Хотел бы поделиться впечатлениями из первых рук.

Судя по активностям на форумах, Apple сейчас производит что-то вроде чистки среди разработчиков, и сообщений о подобных закрытиях много именно со свежими датами. Не вижу смысла что-то утаивать. Расскажу всё как было. Надеюсь, информация будет полезна тем, кто пока выжил в программе Apple Dev.

Начну с недавних событий.

Примерно неделю назад я получил первое сообщение о планируемом закрытии моего участия в программе.

Это не было предупреждение или предложение исправить нарушения. В сообщении было всего две мысли:

  • Мы подозреваем вас в чём-то нехорошем, но не скажем конкретно в чём.
  • Мы планируем закрыть ваш аккаунт разработчика (не отдельное приложение, а именно весь аккаунт), но вы можете попросить нас этого не делать.

Предложением попросить не закрывать я, разумеется, воспользовался. Поскольку никакой конкретной информации о причинах недовольства Apple не предоставляет, лучшее, что я смог написать, это общие мысли о том, что я ничего не нарушал, по крайней мере намеренно, и готов исправить любые возможные ненамеренные нарушения.

Для этого, разумеется, мне нужно знать, в чём они состояли. Ну и в целом, что я честный и полезный для сообщества человек. Что ещё можно сказать, не зная сути претензий?

На тот момент у меня было два активных приложения в App Store. Одно из них удачное, зарабатывало значимые деньги и имело в хороший рейтинг. Что-то вроде 4,5. Второе — менее удачное. Оно зарабатывало на порядок меньше, отзывы по нему были в основном негативные, и я как раз сделал его большой редизайн чтобы, так сказать, начать с чистого листа. Обновление с редизайном было в статусе «Waiting for Review».

Типичные причины терминации, о которых пишет Apple: манипуляция отзывами, конкуренция с самим Apple, использование названий приложений, вводящих в заблуждение, обман команды ревью приложений и нечестное завладение деньгами пользователей.

Делал ли я что-либо из перечисленного?

Явным образом — нет, но давайте поразмышляем, что могло так или иначе стать причиной подобного поведения Apple, и предложим практические выводы для себя и для других.

Года три назад я в качестве эксперимента заплатил за пять отзывов для одного из приложений. Причём отзывы пришли не все на пять звезд, а комментарии в них были в целом содержательные. В моём представлении это были качественные настоящие отзывы. И потому дорогие.

В итоге я пришёл к выводу, что получать бесплатные отзывы от пользователей через запрос внутри приложения — дешевле. И больше не платил за отзывы. Могло ли это быть причиной недовольства Apple? Сомневаюсь.

Конкуренция с сервисами Apple? Очень вряд ли. Если только не считать, что табличные заметки от чёрт-знает-кого из России конкурируют с Numbers.

Общение с Apple-ревьюверами приложений — отдельная интересная тема. Бывает, что команда Apple-ревью находит баг, и в этом случае остаётся их только поблагодарить. Бывает, что придираются и требуют уж слишком буквального соблюдения правил, что вредит удобству приложения.

Я для себя усвоил два простых правила, позволяющих свести неудобства в общении с ними к минимуму:

  • Правило А. Никогда не спорить. Спор просто не приносит пользы. У меня не было ни одного случая, чтобы ревьюверы поменяли своё мнение или признали, что ошиблись. Поэтому всё, что они требуют, я обычно просто делаю, стараясь при этом минимизировать ущерб в случае неадекватности этих требований.
  • Правило Б. Ревьюверы — это небеспристрастные и необьективные люди. От того, как с ними общаешься, сильно зависят их решения. Просто вежливое общение с ревьювером сразу добавляет вам шансов на позитивный исход. Любая демонстрация лояльности к Apple и приверженности правилам тоже повышает шансы. Поэтому мою тактику общения с ревьюверами можно охарактеризовать как «да, господин-начальник».

Например, одно из моих приложений числится в категории «для детей». И это была большая ошибка. Никому не советую повторять без крайней необходимости. Подход Apple к приложениям для детей — параноидальный не в лучшем смысле этого слова.

Все функции приложения, взаимодействующие с чем-либо внешним, должны закрываться защитой от детей. Даже безобидные функции. Например, если вы что-то экспортируете из приложения, тест от детей обязателен. Почему?

В контроллере экспорта может оказаться опция «Почта», а «почта детям не игрушка». При этом переход между приложениями Apple не блокирует, и попасть в почтовое приложение ребёнок по-любому сможет без усилий.

Тест от детей, разумеется, создаёт пользователям огромный геморрой. У некоторых он даже вызывает приступы паранойи. Один пользователь заподозрил, что я украл у него деньги, только на том основании, что он прошёл этот самый тест. Другой обвинил меня в высокомерии и пренебрежении пользователями.

Чтобы хоть как-то снизить уровень геморроя для юзеров и при этом придерживаться духа правил, я не заставляю проходить детский тест при каждом действии, а даю его только один раз за сессию. Если тест пройден, то сессия считается взрослой и тест на время отключается.

Могло ли это заставить Apple думать об этом как об обмане ревьюверов?

Думаю, что вполне могло, хотя и не знаю точно.

Что касается завладения деньгами пользователей обманным путём. Недовольные юзеры есть всегда. И всегда есть люди, которым кажется, что их обманули, и не всегда можно их разубедить в этом.

Подход у меня очень простой: обман людей — это не мой бизнес. Я зарабатываю деньги другими способами.

Как вишенку на торте опишу историю одной интересной ошибки в приложении, которая вполне могла быть интерпретирована Apple в качестве злостного нарушения.

Пару релизов назад мой разработчик забыл отключить форсированное включение премиума. Он включал премиум-режим для тестирования и забыл отключить. При релизе это привело к тому, что все юзеры, которые обновились, получили доступ к премиум-фичам бесплатно.

Apple, как известно, болезненно относится к тому, что доступ в фичам открывается не через их «In-app Purchases». Потому открытие всем юзерам всех премиум фич, а следом их закрытие (в следующем релизе баг был, разумеется, исправлен), полагаю, вполне могло вызвать высокий уровень недовольства и стать причиной блокировки всего аккаунта при неверной интерпретации.

В истории о блокировке приложения Dash в итоге вроде бы стало понятно, что причиной блокировки стали действия другого разработчика, которого Apple сочли аффилированным с Dash.

Думаю, что в моём случае такой вариант тоже возможен. Не так давно я продал три своих приложения.

Я мало что знаю о покупателях, но если представить, что они делают что-то неприятное для Apple, то передача приложений на их аккаунт могла стать причиной предположений Apple об аффилированности меня с ними.

В данный момент мой аккаунт разработчика доживает, наверное, последние дни. Я получил сообщение от Apple о том, что моя просьба не закрывать аккаунт отклонена, и он, вне всяких сомнений, будет «терминирован».

Также Apple любезно сообщает, что любые мои попытки открыть новый аккаунт разработчика будут старательно пресекаться. Через год я буду иметь право подать прошение о восстановлении в правах.

Не знаю, воспользуюсь ли :)

Какие же выводы для «выживших в App Store» можно сделать из этой истории?

  1. Вы рискуете. Наиболее вероятные причины моей блокировки в основном зависели от меня очень мало и неотъемлемы для этого бизнеса. Ваш бизнес может «превратиться в тыкву» в любой момент по воле Apple. И этот риск достаточно высокий. Я его недооценивал.
  2. Если вы идёте в рискованный бизнес, как этот, то думайте о коротком горизонте. Не делайте приложений или фич, которые окупаются больше чем год. Не инвестируйте в долгосрочные отношения с пользователем. И тем более не инвестируйте деньги в развитие бренда. Всё это может бесследно исчезнуть в любой момент.
    Один мой знакомый как-то дешёво купил гараж на Воробьёвых горах для какого-то очень сомнительного бизнеса (не сказал какого). Через три месяца гараж снесли. Но его вложения окупились за первый месяц. App Store — это как Дикий Запад или 1990-е в России. Если вы не разбогатели быстро, то вас, вполне вероятно, «пристрелят».
  3. Не делайте приложения для Apple значимой инвестицией для себя. Не вкладывайте в них столько своих денег, чтобы блокировка от Apple разорила вас. Это единственное из трёх перечисленных, что я сделал правильно.
3737
43 комментария

Комментарий недоступен

37
Ответить

Видимо, это тот самый случай с премиум-фичами, включившимися для всех, а потом выключенными.

5
Ответить

Это давно уже. Так что вряд ли. Юзеры часто угрожают, но их Эппл слушает так же мало как разработчиков ))

1
Ответить

У вас 19 отзывов 1 star и 15 пятизвёздочных некоторые из котороых наврняка накрученные. Возможно Эппл на этой основе посчитало что это мусорное приложение. А текст if you don't pay immediately then app block your all information...честно говоря я бы тоже такое удалил из стора.

11
Ответить

То что вы говорите логично, но у эппл совершенно другая логика. Отзывы с единицами это приложение получает уже года три )) это никого не смущало. Скажу совсем крамольную вещь: это даже мало сказалось на выручке. Жалуются в основном те, кто никогда не заплатит ))

1
Ответить

Ну это санкции друг мой, как говорят - метастазы. Вы же из России или стран СНГ скорей всего, а может из Китая.

2
Ответить

Вряд ли. Dash - самый яркий пример на слуху. Нерусские

Ответить