Опыт внедрения системы энергоменеджмента, основные принципы и барьеры

Опыт внедрения системы энергоменеджмента, основные принципы и барьеры
Александр Юрьевич Антомошкин
ведущий эксперт по системам Энергоменеджмента Профконсалт ИСМ, Национальный эксперт ЮНИДО по Системам Энергоменеджмента, Международный эксперт ЮНИДО по Оптимизации ПКС.

В России операционные принципы систем энергоменеджмента (СЭнМ) регламентируются стандартом ГОСТ Р ИСО 50001-2012 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению», который идентичен международному стандарту ISO 50001- 2011. Значимым шагом в развитии международного стандарта стала редакция 2018 года (ISO 50001-2018), которая внесла ряд принципиально важных изменений и определений.

Также важнейшим документом для организации и функционирования СЭнМ является национальный стандарт ГОСТ Р 56743-2015 «Измерение и верификация энергетической эффективности. Общие положения по определению экономии энергетических ресурсов», основанный на международном стандарте ISO 50015:2014.

Опыт внедрения системы энергоменеджмента, основные принципы и барьеры

Главные цели, для достижения которых внедряется СЭнМ:

  • экономия энергоресурсов без дополнительных капиталовложений

  • повышение мотивации сотрудников

  • улучшение организационной культуры

  • снижение негативного воздействия на окружающую среду
  • экономия сырья и водных ресурсов

Помимо этого, возникает возможность значительно улучшить систему контроля за энергоресурсами, оптимизировать рабочее время сотрудников, отвечающих за анализ энергопотребления и отчетность.

По сути СЭнМ задумывалась как рабочий инструмент по оптимизации энергопотребления. Чтобы этот инструмент бесперебойно работал, необходимо точно настроить все его элементы и адаптировать к потребностям предприятия/организации.

Для успешного внедрения СЭнМ на предприятии необходимо строго руководствоваться стандартами группы 50001. Однако эти стандарты не содержат подробных методик по поэтапному внедрению СЭнМ. Они ограничиваются набором требований, которые предъявляются к элементам и процессам системы. Практика внедрения показывает, что непонимание или невнимательное, формальное отношение к этим требованиям неизбежно приводят к отрицательному результату.

В России на сегодняшний день сформировались следующие основные барьеры, негативно влияющие на результат внедрения ИСО 50001:

1
Бюрократизм и формализм

Предприятия и организации России уже имеют печальный опыт «внедрения» федерального закона №261-ФЗ об обязательных энергоаудитах и энергетических паспортах. Традиционным стал формальный подход к обследованиям и аудитам:

  • Необязательность получения и подтверждения эффекта от внедряемых мероприятий

  • Практическая бесполезность проводимых работ для предприятий
  • Энергетический паспорт стал пустой формальностью

Особым формализмом отличается внедрение ISO 9001 в области систем контроля качества. Сертификат на соответствие ИСО 9001 требует немного больше времени и денег, но при этом, очень часто на моей практике, структура контроля качества создается формально, на бумаге, а в реальности не существует, и задач контроля качества на практике не решает.

Такая же судьба постигает и систему энергоменеджмента. Создание пакета документов и регламентов, формально отвечающих требованием ГОСТ Р ИСО 50001 – 2012, стало считаться внедрением СЭнМ на предприятии. На основании такого подхода уже сформировалось мнение, что система энергоменеджмента – это бессмысленное и бесполезное мероприятие, отнимающее время и деньги, практический результат от которого равен нулю.

2
Неэффективность управленческих структур

Полноценное внедрение СЭнМ на деле подразумевает ломку сложившихся порядков и отношения к энергопотреблению на всех уровнях управления предприятием. Лидерство и вовлеченность высшего руководства играют определяющую роль, что должно отразиться затем в активизации всех членов коллектива, которые могут влиять на энергоэффективность и на решение задач по ее повышению.

Любые изменения на предприятии чаще всего вызывают сильное сопротивление, преодолеть которое с помощью директивных методов управления, царящих на большинстве предприятий, очень сложно. Любая директива, спускаемая руководством, воспринимается как дополнительная необязательная нагрузка, и материальное поощрение рассматривается подчиненным как единственное условие качественного выполнения требований руководства. При этом, инициатива и творческий подход даже не подразумеваются. Только современные методы управления, основанные на доверии в коллективе, открытости, ясном понимании всеми стратегии развития, делегировании полномочий, ответственности и компетентности исполнителей, позволяют построить и внедрить работоспособную систему энергоменеджмента.

Что же в действительности представляет собой СЭнМ? Как она должна внедряться и какие результаты дает?

Опыт внедрения системы энергоменеджмента, основные принципы и барьеры

СЭнМ- это система управления энергоэффективностью предприятия, основанная на:

  • лидерстве и внимании руководства к вопросам реального энергосбережения
  • правильном и продуманном распределении функций ответственного персонала
  • выявлении значимых энергопотребителей
  • сборе и анализе структуры их энергопотребления
  • определении факторов, влияющих на энергоэффективность
  • разработке и внедрении мероприятий по повышению энергоэффективности
  • контроле и верификации полученных результатов

Выстроенная подобным образом система превращается в постоянно действующий на предприятии инструмент, позволяющий:

  • моделировать энергопотребление предприятия
  • прогнозировать его с высокой достоверностью
  • определять показатели эффективности использования энергоресурсов
  • своевременно выявлять отклонения от прогноза и причины этих отклонений
  • оперативно проводить корректирующие мероприятия

Внедрение СЭнМ в полном соответствии со стандартом подразумевает взаимодействие многих служб и специалистов предприятия, при активной организационной поддержке и участии топ-менеджмента. Энергоэффективность в промышленности достигается большей частью за счет изменений в способах управления энергией, а не за счет внедрения новых технологий.

На первом, самом важном этапе, мы предлагаем руководству предприятия однозначно ответить на вопросы:

Опыт внедрения системы энергоменеджмента, основные принципы и барьеры
  • «Заинтересованы ли Вы во внедрении СЭнМ?»
  • «Обязуетесь ли Вы оказывать поддержку и предоставлять необходимые людские, технические и финансовые ресурсы?»

Мы всегда требуем четко о сформулировать цель внедрения системы и то, как результаты будут использоваться в дальнейшем при повседневной деятельности предприятия/организации. Это – точка принятия решения. Наилучшие результаты в нашей практике достигались тогда, когда руководитель хорошо понимал, что он возлагает на себя вполне определенные обязательства по обеспечению функционирования СЭнМ:

  • формулирование стратегических целей в области энергоэффективности на среднесрочный период

  • выделение необходимых людских и материальных ресурсов

  • проведение анализа достижения поставленных целей
  • принятие управленческих решений в области энергоэффективности

После этого, следуют организационные шаги по созданию рабочей группы (РГ), на которой и будет лежать основная ответственность за функционирование СЭнМ.

Опыт внедрения системы энергоменеджмента, основные принципы и барьеры

Во главе РГ должен стоять представитель высшего руководства (ПВР), основной функционал РГ координируется энергоменеджером (ЭМ). На тех предприятиях, где РГ и ПВР продуктивно взаимодействовали, где роли и ответственность всех членов РГО четко прописывались, а ПВР осуществлял неформальное, эффективное руководство – удавалось сформировать работоспособный, самостоятельный и хорошо управляемый исполнительный орган энергоменеджмента.

Следующий важнейший шаг - аналитический этап внедрения системы.

Опыт внедрения системы энергоменеджмента, основные принципы и барьеры

РГ ищет ответы на следующие вопросы:

  • Где и для чего используется энергия

  • Какие цели необходимо поставить в рамках стратегии и достижимы ли они

  • Какие операционные критерии оказывают наибольшее влияние на энергопотребление

  • Какова структура и модель энергопотребления

  • Каковы базовые уровни и показатели эффективности использования энергии

  • Хватает ли информации для принятия решений или необходим энергоаудит

  • Какие факторы и как влияют на объем потребления

  • Каким образом поставленные цели будут достигаться

После определения модели энергопотребления и значимых влияющих факторов:

  • осуществляется оперативное управление

  • проводится обучение персонала

  • разрабатываются и внедряются методы операционного контроля и инвестиционные проекты, необходимость которых была выявлена на этапе планирования

  • формируется и наполняется документальная база

Важнейший результат аналитического этапа - определение рабочей группой энергетической базовой линии (ЭБЛ) и объективных показателей энергорезультативности для основного энергопотребляющего оборудования.

Это – довольно сложная процедура, и далеко не всегда специалисты РГ имеют необходимые навыки для такого анализа. В таких случаях мы дополнительно обучали методам определения значимых факторов и моделирования энергопотребления, с учетом технологических и технических особенностей эксплуатируемого оборудования. Определение ЭБЛ вызывает много дискуссий среди специалистов и руководства предприятий. Часто стремятся в качестве энергетической базовой линии назначить, по сути, целевые показатели энергопотребления. Приходилось сталкиваться и с попытками назначить в качестве ЭБЛ некие «идеальные» показатели энергопотребления, к которым должно стремиться предприятие. Практически никогда сторонникам такого подхода не удавалось сформулировать эти «идеальные» показатели. Здесь налицо подмена понятий «ЭБЛ», «показатель энергорезультативности» и «целевой показатель». Можно было бы согласиться, что «идеальное» энергопотребление может служить целью, но никак не ЭБЛ.

ИСО 50001 однозначно указывает, что ЭБЛ – это величина, относительно которой будет оцениваться показатель энергорезультативности (ПЭР) данного предприятия/объекта/установки, равно как и динамика этого показателя, см. рис.1.

<p>Рис.1. ЭБЛ, ПЭР и цель</p>

Рис.1. ЭБЛ, ПЭР и цель

Показатель энергорезультативности – это разница между ЭБЛ и фактическим энергопотреблением. Если «идеальное» энергопотребление назначить целью, то остается только сказать, что нет более демотивирующего фактора, чем заведомо недостижимая цель.

СЭнМ подразумевает регулярную деятельность РГ по:

· проверке выполнения внедренных мероприятий

· управлению операционными параметрами

· мониторингу и верификации показателей эффективности использования энергии

· отслеживанию тенденций

Там, где СЭнМ внедрена эффективно, результаты ее функционирования регулярно анализируются высшим руководством, в процессе чего происходят:

  • проверке выполнения внедренных мероприятий
  • управлению операционными параметрами
  • мониторингу и верификации показателей эффективности использования энергии
  • отслеживанию тенденций
  • достижению плановых показателей

Налаженная таким образом СЭнМ дает возможность:

  • постоянного мониторинга эффективности энергопотребления
  • своевременного реагирования и принятия корректирующих действий при перерасходе энергии
  • верификации энергоэффективности проведенных мероприятий и модернизаций

Самое важное – такая СЭнМ позволяет в первую очередь выявить и реализовать беззатратные и малозатратные решения, связанные с отладкой и изменением процессов управления энергией.

На некоторых предприятиях, к сожалению, все благие начинания заканчиваются на этапе формального создания рабочей группы. Очень часто внедрение СЭнМ рассматривается как разовое мероприятие, связанное с созданием пакета документов в соответствии с требованиями ИСО 50001 и получением сертификата.

Необходимо еще раз повторить, что только стремление высшего руководства, членов РГ и всех сотрудников к планомерному и устойчивому повышению энергоэффективности дает положительный результат и гарантирует успешное функционирование СЭнМ на предприятии.

А вы ставите знак равно между Энергоменеджментом и Энергоэффективностью?

11
Начать дискуссию