Пять причин, по которым до боли сложно быть легальным микробизнесом

Личный опыт фрилансера, который хочет вырасти из штанишек самозанятости.

У меня ИП зарегистрировано с 2015 года. И даже когда его не было, я всё делала максимально легально. Конечно, приходилось привлекать друзей с их ООО и проводить сделки через них. Но как-то так сложилось, что вся моя деятельность с самого начала была официальной именно по требованиям заказчика — оказалось, что на том уровне, на котором я работаю, PR и контент не делается без договора и с переводами на карту.

Но после того как я решила немного выйти за пределы фрилансерства и расширить поле деятельности, я поняла, что легально расти из микробизнеса, даже хотя бы в малый бизнес, очень больно, и на то есть множество, скажем так, инфраструктурных причин.

Дисклеймер: я не считаю, что бизнес в России делать плохо и это худшая страна для ведения бизнеса, но некоторые вопросы меня всё-таки до сих пор вгоняют в ступор. Главный вопрос — почему система устроена так, что легально вести свой бизнес гораздо замороченнее, чем делать это в серой зоне, не соблюдая прямо всех правил?

У меня немного сместившийся фокус, и я стараюсь делать легально вообще всё, с чем работаю, чтобы не было причин взять меня за пятую точку и упрекнуть, что я в чем-то виновата. Ну и вообще логично — если решился ввязаться в бизнес, будь готов к издержкам. Но когда эти издержки и колоссальные потери времени возникают на пустом месте, это, простите, просто сношение мозгов предпринимателя.

Коллеги, которые делают ровно то же самое, почему-то живут спокойнее, несут меньшие издержки и бегают по налоговым вопросам гораздо меньше. Так вот почему при декларируемом курсе на поддержку малого бизнеса контрольные органы и все институции, которые соприкасаются с малым предпринимательством, всё делают максимально непонятным, долгим, дорогим и неудобным? Давайте по порядку.

Сотрудники

Сейчас у меня ИП без сотрудников. Проекты устроены таким образом, что, как правило, мне требуется только разовая проектная помощь других людей и команд, и тут всё регулируется официально договорами ИП с ИП или ООО или ГПХ.

Но вообще я правда была бы не против взять пару человек в штат на текущую работу. И я даже морально готова платить все эти налоги и взносы, которые составляют почти половину всех затрат на сотрудников. Но меня останавливает то, что при найме сотрудников в штат ты автоматически переходишь в другую лигу и у тебя появляется масса параллельных издержек:

  1. Для тебя дорожают услуги банка — зарплатный проект и прочие издержки трудовых договоров, при появлении сотрудников обычно меняется тариф.
  2. Для тебя автоматически дорожают бухгалтерские услуги, потому что приходится ещё считать налоги и взносы на сотрудников.
  3. Если ты не хочешь потонуть в кадровой отчётности, то придётся взять человека в штат или на удалёнку, который вовремя будет сдавать все эти 40 отчётов в год на сотрудника и держать кадровую документацию в порядке. Кстати да, эта кадровая документация имеет свойство расти в геометрической прогрессии, и твоего маленького стеллажика, куда раньше помещались все твои документы, скоро может не хватить.

То есть я не против взять сотрудника в штат и платить налоги. Но почему я должна обрекать себя на дополнительные издержки для выполнения формальных, никому, по сути, не нужных правил? Наём сотрудника или сервиса на кадровую документацию имеет смысл, когда у тебя больше десяти сотрудников, но не когда он всего один.

Онлайн-касса

В прошлом году, помимо своей основной агентской деятельности, я решила запустить еще и b2c-сервис PR Bee — еженедельную или ежемесячную рассылку дайджеста материалов по коммуникационному рынку. Суть сервиса в том, что человек подписывается через наш лендинг на рассылку, привязывает свою банковскую карту, и потом с него раз в месяц списывается сумма по его тарифу.

Когда мы уже были на низком старте и готовы к запуску, я решила всё-таки проверить, всё ли мы сделали правильно. Оказалось, что наша вот такая вот деятельность попадает под разряд интернет-магазинов и нам нужно установить онлайн-кассу. И понеслась.

Тогда никто толком не понимал, как это вообще всё работает и как сделать лучше. Я встретилась с несколькими людьми, задала миллион вопросов и после всего этого пришла к выводу, что кассу для интернет-магазина лучше держать в аренде: санкции за несвоевременную отправку чека (например, если вы забыли вовремя оплатить офисный интернет или касса не дай Бог сломалась) какие-то очень уж неприятные.

Мы уже на тот момент подписали договор с платёжной системой, которая занимается рекуррентными платежами, оплатили начало сотрудничества. Потом оказалось, что со сторонними кассами система типа не умеет взаимодействовать, и пришлось брать кассу у них.

В принципе, цены на подключение и аренду кассы оказались вполне рыночными, только тогда у поставщика в наличии не было кассы на 36 месяцев, и мы купили на 18 месяцев. Сейчас срок уже закончился и кассу пришлось менять на новую — это новые издержки и перерегистрация кассы в налоговой.

Потом, как я поняла, при смене фискального накопителя, кассу придётся в налоговой перерегистрировать. И так каждый раз при смене накопителя.

В начале у нас были по проекту очень небольшие обороты, и они только на третий месяц позволили окупить затраты на запуск проекта, потому что были расходы на кассу и запуск платёжной системы. Учитывая, что мы не производим физический продукт, не покупаем и не перепродаём, а продукт вообще сервисный и в онлайне, я считаю, что это очень большой срок для окупаемости.

Ну и вообще, не должно быть всё так сложно, когда ты делаешь информационный нишевый продукт с априори небольшими продажами — и даже не столько для заработка, сколько для того, чтобы коллегам было лучше и удобнее.

Вопросов здесь несколько:

  • Почему налоговая настолько всё усложнила для сервисов вроде моего? Почему нет отдельных условий для условных али-экспрессов (и прочих купи-продай) и небольших онлайн-сервисов по подписке, например? Да, и те и другие продают товары и услуги в интернете, но если первые просто перепродают, то вторые, можно сказать, производят новый продукт. Неужели они не заслужили других условий?
  • Нафига каждый раз при смене фискального накопителя проходить через перерегистрацию кассы? И почему это должна делать компания и нет никакой возможности, чтобы на учёт кассу ставила, например, фирма, у которой ты покупаешь или арендуешь кассу?
  • Почему вычеты по онлайн-кассам не распространяются на мой случай?
  • Ну и в принципе онлайн-кассы сейчас — это для небольшого предпринимателя достаточно дорогое удовольствие. Не должен быть такой большой порог входа.

Взаимодействие с налоговой

Насколько я поняла, налоговой ты не особо интересен, пока один ведёшь небольшую предпринимательскую деятельность без сотрудников и не факапишь с выплатой налогов и взносов. Но при возникновении любой внештатной ситуации всегда виноват ты.

Под моим оригинальным постом в Facebook с десяток историй про то, как налоговая откровенно тупила: что-то непонятно как списывала или начисляла, что-то блокировала по ошибке, ликвидировала ООО в одностороннем порядке и прочее. Это мой страшный сон.

Самое страшное, что со мной в этом смысле случалось, — это блокировка расчётного счета на 1500 рублей из-за того, что я забыла заплатить земельный налог как физическое лицо. Несмотря на то что у меня в принципе есть вопросы к логике этой ситуации, жить с этим можно.

Но когда по инициативе (или вообще по ошибке) налоговой деятельность предприятия буквально блокируется, это какой-то кошмар. А ведь такое было почти у всех моих знакомых предпринимателей.

Но всё-таки неудобств в общении с налоговой всё ещё много:

  • Хоть и декларируется, что неважно, где ты ведешь деятельность, некоторые вопросы приходится решать в налоговой по месту прописки. Моё ИП зарегистрировано в родном городе в Башкирии, живу я в Перми, а клиенты в Москве. И надо ли говорить, что лишний раз тащиться восемь часов в одну сторону, просто потому что налоговая не может решить мой вопрос удалённо, — так себе удовольствие.
  • Нет никакого продуманного алгоритма выгрузки каких-то простейших документов, подтверждений, выписок из кабинета. Например, у меня периодически контрагенты просят подтверждение того, что я действительно на УСН. По моему опыту и опыту знакомых, для налоговой это какая-то чрезвычайно сложная, видимо, процедура. В результате я уже год это подтверждение получить не могу, а было бы так просто, если бы эту справку можно было бы просто выгрузить из личного кабинета. Я уже не говорю о куче потерянных уведомлений и даже документов, которые они мне отправили почтой — видимо, голубиной.
  • У большинства сотрудников налоговой вообще нет никакой заинтересованности решить твой вопрос быстро. Хотя вот логично же — чем больше предприниматель тратит времени на разборки, чем дольше блокируется его деятельность, тем меньше он в итоге заработает денег и заплатит налогов.
  • Я уже не говорю о культуре общения. Мы когда решили запустить PR Bee, снова решили всё сделать законно и подали на внесение дополнительные коды ОКВЭД. Никакой обратной связи документы, у которых «уведомительный характер», не предусматривают. А нам надо было понять, приняли заявление или нет. В результате еду я в машине, звонок с неизвестного номера. «Прекратите нам слать ваше заявление!». Вот так вот — ни здравствуйте, ни представиться, просто с порога вывалить недовольство. Оказалось, что просто бухгалтер решила продублировать заявление через обратную связь, и оно им (сотрудникам налоговой) поступило как отдельное обращение, и им неудобно. Да ладно, блин! Почему нельзя было в первый раз отправить уведомление, что хотя бы «ваше уведомление принято» или «ваше заявление на рассмотрении». Ну простейшие же вещи, ну!
  • Все официальные сервисы ненавидят макбуки. Приходится либо заводить отдельный ноутбук для всей этой катавасии, либо устанавливать виртуальную машину с виндой на мак. Но чтобы разработать ПО для таких, как я, — что вы.
  • Горячая линия налоговой — это капец. Время ожидания огромное, сотрудники не всегда и не во всём разбираются.

Взаимодействие с банками

О, это отдельная песня. Опять же, меня абсолютно устраивает мой банк, и они делают всё, чтобы балансировать между моими интересами и требованиями финмониторинга. Но всё-таки:

  • В большинстве банков при получении валютного перевода из тебя вытрясут всю душу, попросят предоставить километры бумажек, подтверждать сделки и вот это всё, даже если контракт на $200 и вообще не стоит такого количества нервных клеток.
  • Одна моя подруга с доходом 250 тысяч рублей в месяц (в Перми), оформленная в компании как ИП, не смогла нормально получить ипотеку по причине (сейчас внимание) недостаточного дохода. Другой мой друг, который тоже оформлен в фирме как ИП и получающий основной доход там, смог получить ипотеку только потому, что работал ещё в университете на половину ставки (4000 рублей в месяц получал там). Где блин вообще логика? Я против всех этих обходных путей с наймом сотрудников как ИП, но на их месте вполне могла бы быть я, и ипотеку мне, скорее всего, не дали бы. Причём такая ситуация, даже если у тебя ИП в том же банке, где ты пытаешься взять ипотеку, и они видят вообще все твои обороты!

И ещё несколько моментов

  • Контракты с бюджетными учреждениями. Это отдельная песня. Сейчас вне зависимости от суммы контракта при работе с бюджетным учреждением ты должен регистрироваться через Портал поставщиков. Для регистрации на Портале поставщиков нужна отдельная цифровая подпись (я напоминаю, срок их действия тоже ограничен во времени и их периодически надо менять, а это недешёвое удовольствие, не говоря уже про потраченное попусту время). Там несколько ступеней: оферта—заявка—договор, каждая ступень требует времени и подтверждения с обеих сторон. Портал очень часто висит, тупит, что-то показывает некорректно, а сотрудники бухгалтерии бюджетного учреждения встают в позу и говорят, что «у меня рабочий день до 17:00, если сегодня не успеем, придётся оферту перерегистрировать». И все эти круги ада ты проходишь заново.
  • Сервисы для бизнеса вообще не заинтересованы в том, чтобы под твои небольшие обороты что-то доделывать. Например, нам нужно было решить вопрос с нашей платёжной системой, чтобы изменить алгоритм списания рекуррентных платежей с карточек (условно, если у тебя в данный момент денег на карте нет, то логичнее в этом случае делать попытки списания не три дня подряд, а, например, с шагом в неделю, чтобы увеличить вероятность успешной транзакции). Так вот, в базовом продукте такое сделать нельзя, и нам сказали, что даже в планах такого нет для базового продукта. Пришлось отдельно нанимать человека, который занимается настройкой платежей, чтобы он нам прописал другой алгоритм. Но понятно, что если бы такой же вопрос задал бы какой-то большой интернет-магазин, они бы побежали его исправлять.
  • Когда ты проводишь интернет в офис как предприниматель или компания, стоимость ежемесячного пользования в пять-десять раз больше, чем если подключать интернет как физическое лицо, даже если пользуется им один-два человека. Да и в принципе любой сервис для бизнеса дороже, чем для физического лица.
  • Если ты ИП, то корпорация не может с тобой работать, либо может, но запросит миллиарды документов о том, что ты белый и пушистый и реальная компания. И всё опять же, чтобы налоговая не прикопалась. И вообще никого не волнует, насколько ты законно ведёшь свою деятельность: если ИП, значит априори виноват в каком-нибудь подозрительном отмывании денег и вообще ненадежный товарищ.

В общем, простите мне моё занудство, но накипело. Хочется всё делать легально, честно и правильно. Но почему-то легче всего существовать либо когда ты условный самозанятый, либо уже какое-то ООО со стабильными высокими оборотами (но до 150 млн, дальше начинаются уже другие напасти). Почему инфраструктура не приспособлена под твой поступательный рост — вообще непонятно. Ведь в конце концов не все сразу рождаются большими.

167167
175 комментариев

Предпринимательство - это сложно, это иногда больно, это очень геморно и государство, к сожалению, не твой бро-бариста, который сделает тебе легко удобно и, чтобы ты был доволен. Дело в том, что система она тупа и костна. Микронано ИПешник в 100 тыс.\мес. и ИП в 150млн.\год с 200 сотрудниками для системы - это один класс и одни и те же правила. К слову для этой сегментации сделали самозанятых - пользуйтесь, возможно ИП не для вас.

Если посмотреть ретропективу в 10-15 лет, то микро бизнес очень сильно облегчили, возьмите хотя бы общение с налоговой и отчетности онлайн с электронной подписью. Так-то каких-то 5-7 лет назад вообще-то ездили с бумажкой к инспектору и сидели в общей очереди в корридоре с тремя листочками.

Предпринимательство - это марафон, не спринт. Ты должен ровно и четко тащить и выносить и учиться уворачиваться от встречки. Поэтому на вопрос "а почему все так тяжело и неудобно" ответ один "по кочену". Предпринимательство - это не для всех, ты всегда должен в среднем бежать быстрее других, чтобы победить в этом марафоне.

Поэтому вашу боль разделяю, но ваш текст - плачь ярославны.

Напишите себе на листок на монитор: "Соберись тряпка, будь мужчиной" :))

59

Давненько такой репризы не слышал. При всём уважении, очень сильно напомнило владельцев жигулей копейки: "купили себе мерседесов, ездют, это каждый дурак сможет, а ты попробуй карбюратор в поле перебрать". Не слышал, чтобы автор жаловался на трудности БИЗНЕСА, там как раз про то, что отвлекает от бизнеса.
"Суровые годы уходят
Борьбы за свободу страны,
За ними другие приходят -
Они будут тоже трудны."

71

Ты должен ровно и четко тащить и выносить

Верно. Только тащить и выносить нужно то, что напрямую связано с бизнесом. Разработка новых продуктов для клиентов, обслуживание клиентов, повышение эффективности процессов и тд.

Всё остальное должно работать как часы и не мешать, потому что никакой ценности не создаёт.

Аналогия: вам нужно ответить клиенту по е-мэйлу, клиент должен принести вашему бизнесу миллионы. Но каждые 30 секунд экран компьютера вырубается. Тоже будете тащить и выносить? Или начнёте возмущаться, что компьютер работает не так, как надо?

24

При всем моем уважении, у Вас типичное неправильное отношение к этому.
Если есть проблемы, то это не значит что их надо игнорировать. Жить под лозунгом "намотай сопли на кулак и вперед" далеко не всем подходит.
Люди помучаютмся, а потом делают вот так
https://vc.ru/life/68084-kak-my-otkryli-ofis-mst-v-singapure-i-chto-iz-etogo-vyshlo
И это далеко не единичный случай, а массовый.

9

Комментарий недоступен

38

Комментарий недоступен

29

Держись, мы с тобой!

23