Как организовать работу в IT-компании, у которой 2000 клиентов и 25 человек в команде: личный опыт

Читаешь-читаешь умные книжки о том, как нужно выстраивать работу, и постоянно чувствуешь себя дебилом. Ведь все получается не так. Помогает предпринимательская история, когда кто-то из знакомых руководителей делится опытом. Реальным, а не по вылизанным книжкам. Иногда матом, иногда со слезами. И это всегда на вес золота. Мне очень страшно, но я поделюсь с вами своим опытом выстраивания команды, которая уже доросла до 25 человек.

Как организовать работу в IT-компании, у которой 2000 клиентов и 25 человек в команде: личный опыт
Радик Юсупов
Основатель ИТ-сервиса Radist.Online. Разрабатываем интеграции мессенджеров, банков и CRM, чтобы ваш отдел продаж меньше занимался рутиной и приносил больше прибыли

Привет, читатели VC! Статья написана на запрос одного из подписчиков (привет, Эд!). Запрос был сделан еще 1 ноября 2022 года, и с тех пор не дает мне покоя. Именно на эти вопросы я и отвечу в этой статье.

<a href="https://t.me/radikiusupov/544?comment=1720" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ссылка на комментарий Эда </a>в моем Telegram-канале
Ссылка на комментарий Эда в моем Telegram-канале

Я все думал, как об этом рассказать? Во-первых: у нас постоянно что-то меняется, во-вторых, вдруг прочитают и скажут, что я лох и сделал все плохо? Страшно, короче, делится практически личным. Как будто трусы показываешь.

Однако все изменил разговор с наставником, который на один из вопросов о том, как правильно выстроить бизнес-процесс, ответил:

Если бы была идеальная система или методика, которая позволяет достичь оптимального результата, не было бы такого разнообразия культур работы в компаниях. Все работали бы одинаково. А каждая ИТ-компания по-своему уникальна в своих решениях и методиках, так что универсального рецепта нет. Делай так, как лучше тебе и то, как это понимаешь ты!

Цитата не дословная, я так запомнил :)

Я понял, что вся моя работа с командой вытекает из нескольких достаточно простых постулатов:

  • Я знаю не все, постоянно делаю ошибки и учусь.
  • Ежедневно я ищу лучшие методики и варианты решения очевидных проблем.
  • Если проблемы нет, я не пытаюсь ее решить.
  • Я уважаю своих ребят как профессионалов своего дела и в диалоге пытаюсь достичь максимально лучшего решения для компании, даже если это ущемляет интересы отдельно взятого члена команды.
  • В моей компании нет ничего постояннее, чем изменения.
  • Любая возникшая проблема – шанс сделать компанию лучше.

А теперь перейдем к трусам, а именно расскажу как мы работаем. Начнем с самого начала – планирование.

О планировании в целом

Очень важно в самом начале сказать о том, что планирование невозможно, если команда не понимает, какой результат должен быть в конце. Ради чего мы делаем то, что делаем и какой должна быть итоговая картинка.

Поэтому я достаточно много времени трачу на то, чтобы объяснить команде мое видение продукта и почему я принимаю то или иное решение. Обычно команда понимает картину и в 80% случаев соглашается. В оставшихся 20% случаев мы спорим о пути, который нужно пройти, чтобы получить желаемый результат. И часто решения команды лучше :)

О планировании и дедлайнах

Там, где планы, всегда есть сроки. Дедлайны у нас бывают двух видов:

  • Исходя из возможностей команды;
  • Исходя из моего видения релизов продукта или развития компании.

Самый жесткий случай – дедлайн без права переноса. Это реально самый тяжелый момент, когда команда начинает выворачиваться наизнанку, чтобы закрыть задачу. Обсуждаются варианты, что в этот срок возможно, а что нет, сколько нужно переработать и т.д.

Такое бывает пару раз в год, когда я прихожу с подобными задачами. В конце 2022 года таких было две:

  • Когда релизилли биллинг (оплата продуктов сервиса внутри личного кабинета);
  • Когда релизилли Телегомагазин (платформа для создания интернет-магазинов в Telegram за 10 минут).

В данном случае, дедлайн был у релиза Телегомагазина. Но без биллинга релиз был невозможен, и поэтому появился второй жесткий срок. А для запуска биллинга в ноябре, ребята начали готовиться с лета. Вот вам и планирование с дедлайнами.

Протестировать и создать интернет-магазин в Telegram можно <a href="https://radist.online/telegoshop?utm_source=vc&amp;utm_medium=pers_story" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">на сайте</a> за 10 минут
Протестировать и создать интернет-магазин в Telegram можно на сайте за 10 минут

О работе с командой

Амбициозные планы это хорошо, но их еще надо реализовать. Именно этим занимается вся команда. Для тех, кто не знает, мы строим компанию вместе с женой. Ее зовут Елена, она моя любовь, гордость и опора во всех вопросах жизни. На мне стратегические вопросы, на ней вся операционка. Она выстраивает все бизнес-процессы в компании.

Строго говоря, я – человек-хаос, а она – человек-система.

Именно Елена выстраивает все необходимые мосты, чтобы поставленный дедлайн был выполнен.

Как организовать работу в IT-компании, у которой 2000 клиентов и 25 человек в команде: личный опыт

Весной 2022 года к нам пришли технический директор и проджект-менеджер с предложением перестроить работу разработки. Так и сделали. Но пока искали проджект-менеджера, нашли agile-специалиста, который помог перестроить работу.

Именно agile-мастер вскрыл проблему плохого хождения информации между сотрудниками и отсутствия понимания, почему делаем то, что делаем.

С тех пор у нас:

  • Ежедневные звонки в отделе разработки;
  • PBR по вторникам, на которых обсуждаем задачи, которые потенциально могут попасть в спринт. Именно тут я объясняю логику, почему и зачем стоит рассмотреть эти задачи и убрать в сторону остальные;
  • Каждые две недели планирование спринта;
  • Каждые две недели Ретро (разбор полетов);
  • Каждые две недели Ревью (демонстрация всем руководителям отделов того, что реализовано).

Эффективность работы выросла на порядок, хоть вначале команда и сопротивлялась такому количеству звонков. Сопротивление ушло через месяц-полтора – как только увидели улучшения результатов.

Теперь частично такие звонки распространяются на все отделы. Каждый руководитель берет тот опыт, который кажется наиболее оптимальным.

Но руководители руководителями, а каждый член команды должен понимать, что он делает и зачем, и что он - часть чего-то важного. Поэтому дополнительно мы внедрили еженедельные звонки всей команды по пятницам.

На нем мы синхронизируем информацию уже со всей командой, рассказываем о происходящем, знакомим с новыми членами команды и отвечаем на вопросы. Пятничное совещание позволяет всей команде быть в курсе событий и корректировать работу при необходимости.

И, конечно, никто не отменял работу с руководителями. У нас она проходит так:

  • В пятницу отчетный день, на котором мы с Леной созваниваемся с руководителями отделов, смотрим результаты недели и планируем следующую.
  • А в понедельник общий звонок со всеми руководителями, на котором каждый руководитель представляет план отдела на следующую неделю. Это помогает синхронизировать работу всех руководителей отделов, выстраивать общие планы взаимодействия и т.д.
Кстати, на каждой футболке наши фирменные стикеры. Заценить весь стикерпак можно <a href="https://t.me/addstickers/radist0nline" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">здесь</a>
Кстати, на каждой футболке наши фирменные стикеры. Заценить весь стикерпак можно здесь

Совещания в понедельник и пятницу можно сравнить с настройкой струн на гитаре – если не настроить струны на определенные тон и лад, то музыки не получится, даже если играющий знает аккорды. Здесь аналогично – не будет музыки работы компании, если отделы не сонастроены и каждый занимается чем-то своим.

Об оценивании работы

Даже налаженную работу надо как-то оценивать. И тут откровенно нужно сказать, что мы только на пути к нормальной оценке работы команды. Проще всего это сделать с помощью оцифровки задач сотрудников и их результатов. Ведь так можно сразу увидеть, кто насколько эффективен и что можно улучшить.

Самый оцифрованный отдел – это отдел продаж (естественно). Зарплата отдела зависит от их результатов.

Далее – отдел маркетинга. Тут оцифровки не меньше. Зарплата так же привязана к выполненным показателям.

Отдел технической поддержки стал оцифровываться совсем недавно, и то больше смотрим на нагрузку ребят, чтобы укладываться в лимиты по ответам. В этом отделе система дежурств, так что каждый специалист получает деньги за смену.

Партнерский отдел начал оцифровываться буквально с января этого года. Пока на этом все.

Отдел разработки не оцифрован вообще. Сколько я не читал литературу на эту тему, нормальных методик не нашел. Поэтому адекватность оценивает технический директор. Тут вопрос чистого доверия.

Вместо заключения

Вот вроде бы и все – на все вопросы ответил.

Если было полезно, напишите в комментариях. Если нужно раскрыть что-то более подробно – дайте знать, напишу отдельные заметки.

P.S. Эд, спасибо за просьбу расписать. Мне это тоже было полезно :)

Приглашаю вас в свой Telegram-канал, где я делюсь новостями из мира айти, бизнес-советами и рассказываю о внутренней кухней своей ИТ-компании – Radist.Online.

22
12 комментариев

Очень полезно, спасибо

1
Ответить

Очень рад :)

Ответить

Перешел на услуги вашего сервиса и мне интересно, выполняете только задачи для мессенджеров или можете и другие вопросы решать с интернет магазинами?

1
Ответить

Например?

Ответить

Отличная статья, Радик! Вроде написал этот комментарий про разбор внутрянки компании в телеге у тебя очень давно, а интерес к ответу так и не угас. Было полезно прочитать и увидеть статью именно на vc, подписался) Предлагаю повторить разбор внутрянки через полтора года, очень классно будет сравнить развитие не только нам, но и, думаю, тебе самому и твоей команде ;)

1
Ответить

Спасибо тебе за запрос :)
Да, можно будет и повторить :)

Ответить

А зачем картинку сп****ли у How it should've ended?

Ответить