Кейс мед. приложения для онкоцентров: разработали платформу, которая помогает врачам и пациентам

Опытный онколог обратился в Purrweb с идеей сделать плановые опросы пациентов электронными. Так появилась платформа Medico — мобильное и веб-приложение, у которых нет популярных аналогов в СНГ.

Наши клиенты — онкологи, и они тратят неоправданно много ресурсов на очных приемах

В 2022 году к нам обратился Андрей Мещеряков, практикующий врач-химиотерапевт. Он лечит онкобольных: проводит очные приемы и осмотры, назначает анализы, изучает их, персонально подбирает лекарства и курс лечения. После этого он «ведет» пациентов — регулярно проверяет, как те себя чувствуют во время приема препаратов, насколько сильны побочные эффекты, есть ли прогресс или ситуация ухудшается.

Кейс мед. приложения для онкоцентров: разработали платформу, которая помогает врачам и пациентам

Наш заказчик, как и другие врачи, отслеживал состояние пациентов с помощью личных встреч. Но это проблемно для всех участников:

Очные приемы тратят время. Химиотерапевты сильно загружены, и проводить несложные опросы лично — это неоправданно дорого. Привлечь отдельных людей только для мониторинга пациентов — тоже дорого и сложно, но уже для клиник.

Очные приемы утомляют. Пациенты подолгу добираются до врачей, ждут приема в очередях. Это не только тратит время, но и поднимает уровень стресса и тревоги, что плохо сказывается на здоровье людей.

Результаты запаздывают. Если температура или давление пациента выйдут за пределы нормы, то врач быстро не узнает о скачке. Это серьезный недостаток, учитывая сильные побочные эффекты онкопрепаратов.

На приемах врачи задают пациентам шаблонные вопросы, а анализы можно отправить на электронную почту — и то, и другое подходит для удаленного мониторинга, если есть подходящая инфраструктура. Оказалось, что ее непросто найти.

Медтех развивается, но готовых решений нет

Если верить прогнозам 2020-х, в ближайшем будущем наше здоровье будет почти полностью оцифровано, а врачей во многом заменит ИИ. «Watson» от IBM, который выиграл всех в «Jeopardy!», уже выписывает пациенту ту же терапию, что и эксперт с многолетним опытом, в 99% случаев. Медики часто работают как кураторы — проверяют и корректируют работу алгоритмов.

Окончательно победить рак с помощью технологий — это отдельная задача в общем тренде на автоматизацию, которую активно решают. У IBM есть антираковый проект «Watson for Oncology», у Google — «Deepmind Health», Microsoft делает «Project Hanover».

Если у исследователей все идет хорошо, то инструментов для пациентов и их врачей «в поле» почти нет.

В отдельных странах находятся проекты для послеоперационного наблюдения онкобольных, но они или труднодоступны, или специфичны. Популярных решений для онкологов и их пациентов в СНГ нет.

Так у нашего заказчика и его команды появилась идея сделать электронный сервис с опросами. Во-первых, он бы решил реальную проблему отрасли. Во-вторых, занял свободную нишу и принес прибыль — заказчики решили продавать платформу как SAAS-решение для онкологических отделений.

Знакомимся с заказчиком

Наш заказчик нашел инвестора для проекта, осталось нанять команду аутсорс разработки. Кандидатов было несколько, в том числе зарубежные компании.

Мы, Purrweb, откликнулись на интересную идею: наши сейлз-менеджер и техдиректор прилетели в Москву на личную встречу и предложили не только варианты возможных продуктов, но и сокращения бюджета.

В итоге, заказчик с командой выбрали нас, и вместе мы разработали приложение для удаленного мониторинга онкобольных почти без опоры на релевантные примеры.

Продумываем медтех-приложение с нуля

Работа между клиентами и Purrweb строится так: мы много обсуждаем задачи проекта, идеи, варианты реализации, бизнес-модель. А потом переводим все эти разговоры на продуктовый язык — предлагаем конкретные решения. Для Medico мы предложили разработать 2 приложения: мобильную версию для пациентов и веб — для химиотерапевтов.

Первый шаг — разобраться в базовой логике приложения. Мы определили, что платформа становится нужна после того, как врач составляет план лечения и назначает препараты. Взяв эту точку за отправную, мы определили главные функции будущего продукта:

Добавление пациента. Врач заходит в личный кабинет. Во время личного приема он узнает адрес почты пациента и высылает ему ссылку-приглашение на скачивание приложения. Пациент получает доступ к интерфейсу и автоматически появляется в списке у врача.

<p>Так выглядит личный кабинет врача в готовом web-приложении Medico</p>

Так выглядит личный кабинет врача в готовом web-приложении Medico

Кастомные опросы. Врач прикрепляет к пациенту рекуррентный (повторяющийся) опрос о его состоянии. Список вопросов зависит от схемы лечения. Приложение отправляет пациенту уведомления о том, что пришел опрос, так часто, как указал врач: каждый день / через день / раз в неделю или месяц.

Загрузка анализов. Вместе с клиентами мы приоритезировали функции сервиса: опросы — это основная фича, анализы — дополнительная. Чтобы сэкономить деньги заказчиков, мы не стали разрабатывать для анализов дополнительный интерфейс, а наоборот все максимально упростили: пациент загружает pdf-файл или фотографию — на панели врача появляется уведомление и прямой доступ к файлу.

<p>Так выглядит главный экран мобильного приложения, который видит пациент</p>

Так выглядит главный экран мобильного приложения, который видит пациент

Отслеживание показателей. Если показатели пациента выходят за пределы нормы, платформа оповещает врача. Пациенты не видят этих данных — так мы обеспечиваем чистоту их ответов на опросы и не тревожим лишней информацией о здоровье.

<p>Оповещения появляются одновременно на панели со списком пациентов и в колокольчике — центре уведомлений</p>

Оповещения появляются одновременно на панели со списком пациентов и в колокольчике — центре уведомлений

Связь с врачом. Пациент может отправить запрос на звонок врачу, кликнув на знак телефона. Врач, в свою очередь, увидит уведомления об этом на своей панели.

Опросники и дашборды — решаем конкретные проблемы онкологов

Наши приложения должны решить две проблемы химиотерапевтов: личные осмотры тратят очень много времени, а их результаты запаздывают. Сложность была в том, что приложение должно было полноценно заменить личное общение, а пациенты — регулярно заполнять опросы. Чтобы добиться цели, мы сделали упор на две функции: опросники-конструкторы и визуализация результатов.

<p>Решаем проблемы клиентов с помощью продукта</p>

Решаем проблемы клиентов с помощью продукта

Опросники. Поскольку наши клиенты — практикующие врачи, они точно знают, какие лекарства используют онкологи и какие вопросы по конкретным лекарствам задают. Нам оставалось только связать это знание с приложением.

Заказчик вручную составил опросы к каждому из нескольких сотен лекарств. Мы добавили опросники в приложение, а наши разработчики связали их с названиями лекарств. Теперь, указывая, например, «Аримидекс», врач просто выбирает подходящий опросник из выпадающего списка. Новые опросники он создает через форму-конструктор: задает название, добавляет вопросы и опции для ответов: «да/нет», значение в диапазоне чисел или «свободный ответ». Это проще, чем создать гугл-форму!

<p> Врач может кастомизировать любой опрос из базы или создать новый</p>

Врач может кастомизировать любой опрос из базы или создать новый

Так как Medico планируют распространять по всей России и другим странам, наш проджект-менеджер предложил адаптировать уведомления под локальное время, а не отправлять их всем в одни и те же часы. Система автоматически распознает время врача по GMT и отправляет опросы по нему, предполагая, что врач и пациент находятся в одном и том же часовом поясе.

Дашборды. Врачам достаточно видеть отклонения показателей от нормы, чтобы отслеживать состояние пациентов. Но самим пациентам любопытно и важно видеть динамику своего самочувствия. Это дает анти-тревожный эффект контроля над собственным здоровьем и мотивирует их заполнять опросы. Чтобы сделать такой дневник показателей, мы использовали дашборды — «панели индикаторов», которые визуализируют данные пациентов.

<p>Данные поступают прямо из опросов, как только те обновляются</p>

Данные поступают прямо из опросов, как только те обновляются

Приложения для аптек и карточки, как у банков: подбираем референсы

Первый концепт мы создали, ориентируясь на три вида референсов:

Негативные референсы. Это большой список примеров от заказчиков. С их помощью мы определяем инструменты и идеи, которые точно не будем использовать. Негативные референсы помогают одновременно понять предпочтения клиента и не загоняют дизайнеров в строго определенные рамки, оставляя место для креативных решений.

Заказчики прописали, на что обратить внимание, а мы собрали стоп-лист
Заказчики прописали, на что обратить внимание, а мы собрали стоп-лист

Прямые референсы. Наша дизайн-команда собрала десятки примеров сервисов и интерфейсов из области медицины в России и за рубежом. Ориентировались на продукты для аптек, приложения для расшифровки анализов, фитнес-трекеры.

Косвенные референсы. Так как релевантных приложений для онкологов и мониторинга пациентов на рынке практически нет, мы ориентировались на самые разные примеры. Например, идею упаковки опросов в лаконичные карточки мы взяли из банковской сферы, где большой массив информации разделен на простые блоки.

Серо-голубой и буквы побольше: придумываем дизайн вместе с заказчиками

В первом дизайн-макете в качестве акцентных цветов мы взяли фиолетовый и розовый — цвета, часто используемые в медтехе и привычные пользователям. Во втором варианте мы сделали цветовую гамму комплементарной, добавив оранжевый — еще одна комбинация, к которой привыкли пользователи.

Так выглядели первые дизайн-концепты
Так выглядели первые дизайн-концепты

Наши клиенты настояли на более нейтральном варианте и предложили серо-голубую цветовую гамму. В финале мы решили взять именно ее как более универсальную.

Заказчики помогли нам адаптировать и другие элементы дизайна. Например, текст — мы сделали его крупнее и проще, чтобы людям с плохим зрением было проще воспринимать информацию. Например, вместо кнопок с «+» появились кнопки с крупными буквами «создать новый опрос».

Вместе с клиентами мы перебрали 8+ вариантов шрифтов, чтобы найти тот самый
Вместе с клиентами мы перебрали 8+ вариантов шрифтов, чтобы найти тот самый

Добавляем панель медицинского учреждения

Изначально в приложении задумывались два пользовательских пути: врача и пациента. Но бизнес-модель наших клиентов шире этой пары — они планируют продавать платформу клиникам как SAAS-решение или, в редких случаях, предоставлять доступ бесплатно. И в случае продажи, и в случае бесплатного доступа приложением будут пользоваться администраторы клиник или сотрудники регистратуры — связующее звено между врачами и пациентами. Их пользовательский путь — третий.

Так выглядит панель администратора в веб-приложении

Обсуждая панель клиники, мы с клиентами предполагали, что добавим функцию ручного добавления лекарств и редактирования лекарств / вопросов к ним прямо в приложении. Но разработать такую базу сложно (и дорого), потому что ее нужно постоянно обновлять в реальном времени, а к одному препарату могут быть привязаны разные опросы, к опросам — разные варианты ответов. Из-за быстрого развития химиотерапии как области постоянно меняются и сами препараты или рекомендации по их использованию.

Наши разработчики посоветовали добавить внешнее редактирование через Excel — MVP-версии продукта достаточно и базовых функций. Это сэкономило ресурсы заказчика и помогло быстрее запустить платформу.

В первой итерации платформы ручное редактирование выглядит так
В первой итерации платформы ручное редактирование выглядит так

Долго ждали релиза, но он того стоил

Проект начался в июне 2021 года и развивался стремительно: например, дизайн занял около 150 часов. Но к релизу приложение было готово только к декабрю 2022 из-за юридических сложностей, касающихся Политики конфиденциальности и Условий использования — оба документа используются везде от лендингов до приложений и требуют тщательной подготовки. Особенно в сфере сложных медицинских услуг.

Пока инвестор готовил документы, мы помогали презентовать продукт клиникам — наши дизайнеры сделали анимированный коммерческий ролик для медицинской конференции.

Ролик показывает, как Medico решает проблемы онкологов, в формате сторителлинга

На момент выхода этого текста наши клиенты уже договорились о сотрудничестве с крупнейшим федеральным онкологическим центром в России — НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова. Десятки окнопациентов получат бесплатный доступ к платформе! В январе 2023 года мы зарелизили мобильное приложение в AppStore и Google Play, и у него появились первые пользователи.

Medico — отличный пример того, как превратить личную экспертизу в продукт. Наши клиенты нашли в отрасли архаичный процесс и придумали, как его улучшить с помощью технологий. Их платформа одновременно прокачивает индустрию и по-настоящему помогает людям. Мы в Purrweb очень рады быть частью проекта!

P.S. А какая у вас личная экспертиза? Можно ли с ее помощью прокачать процессы в какой-то отрасли?

Подписывайтесь на наш ТГ-канал: постим анонсы статей и приглашаем на стартап-митапы.

1313
2 комментария

Я и правда не видел подобных приложений раньше, интересный проект. Очень удобно выглядит, особенно для тех же онкобольных.

1
Ответить

Да красиво обернули эксель-таблицу в графическую оболочку. А начали с доктора Ватсона, я думал хотя бы скрины или пдф-ки анализов распознавать будет приложение как тот же Орнамент. Но нет. Возможно, пока... Главный вопрос по бизнес-модели клиента кто оплачивает весь шалман? Больница выкупает установки, клиенты-онкобольные платят за свой профиль (на самом деле самый вкусный вариант, но пациенты могут стукануть на врача в контрольные органы, что он занимается вымогательством)? В общем больше интересна бизнес-модель о которой в статье ни слова, чем графический концепт. С НИИ онкологии понятно, обкатать работу приложения на бесплатной медицине сам бог велел, а что дальше, где деньги, Зин?

Ответить