Самовоспроизводящееся пророчество

Самовоспроизводящееся или самоисполняющееся пророчество

Понятие, которое произвело на меня яркое впечатление еще во время учебы в университете. Давайте разберемся что оно означает и откуда этот термин.

Самовоспроизводящееся пророчество

Сам термин был популяризован в XX веке американским социологом Робертом К. Мертоном и вот как он его описывает:

В начале самоисполняющееся пророчество является ложным определением ситуации, провоцирующим новое поведение, при котором первоначальное ложное представление становится истинным. Иллюзорная достоверность самоисполняющегося пророчества увековечивает власть ошибки. Ибо предсказатель будет ссылаться на реальный ход событий как доказательство того, что он был прав с самого начала.

Далее американский психолог Роберт Розенталь описал "эффект Пигмалиона", который сейчас также называют и эффектом Розенталя. Это психологический феномен, когда человек ожидая “исполнения пророчества” невольно совершает действия, а также интерпретирует действия окружающих, в соответствии с пророчеством, тем самым делая его реальным.

Совместно с Ленор Джейкобсон он провел эксперимент в начальных школах в 1968 году. Используя имитационный тест, он убедил персонал, что некоторые из выбранных им наугад учеников интеллектуально одарены и в будущем покажут отличные результаты. При измерении интеллекта в конце учебного года 45 процентов детей, отобранных как "отличники", показали увеличение своего IQ на 20 и более баллов, при этом у некоторых детей улучшение составило 30 баллов.

Позже в Америке проводили эксперимент в колледже, связанный с симпатией. Студентов разбивали на пары и случайным образом одному из людей в паре говорили, что партнер испытывает к нему симпатию/антипатию. Те, кому говорили, что партнер испытывает симпатию были более дружелюбны и, как следствие, партнер действительно начинал испытывать симпатию. Те, же, кому говорили, что партнер испытывает антипатию и вели себя соответственным образом: односложно общались, не улыбались, не пытались наладить контакт. Таким образом, студенты верили в то, что им сказали и это действительно становилось правдой.

22
реклама
разместить