Почти доктор Ксавьер: как я стал собственником бизнеса на удаленке
Привет! Меня зовут Антон, и я совладелец компании NRGon, в которой мы занимаемся продажей и дистрибьюцией жидкостей для вейпинга.
В этой статье я расскажу, как я вышел на удаленку, выстроил отдел продаж, начав с должности простого телемаркетолога и как стал партнером по бизнесу.
Что вообще со мной случилось
Я никогда не хотел довольствоваться малым. Уже на 3 курсе университета я пошел работать в магазин “Эльдорадо” рядовым продавцом, где делал в месяц такой же оборот, как все оставшиеся сотрудники в сумме. Через год я стал директором магазина.
Из «Эльдорадо” я ушел в собственный бизнес вместе с друзьями по компании, а из бизнеса — региональным директором в "Техносилу”, чтобы развивать компанию в Сибири. В общем, у меня была карьера, амбиции и хорошие деньги — а потом все это вдруг разрушилось.
В 2007 году я попал в тяжелое ДТП, возвращаясь домой из командировки. Я не терял сознание: помню, как машина переворачивалась, как меня вытаскивали из машины и везли на скорой.
Осознание того, что восстановление окажется настолько физически и финансово длительным, трудоемким процессом, пришло не сразу. Я до сих пор не знаю, сколько еще предстоит трудиться. Дополнительным стимулом к моему физическому и финансовому росту стало рождение сына: я хочу дать ему больше, чем имел сам.
После ДТП надо было как то выживать. На тот момент я не видел возможности открыть бизнес и вести его самостоятельно целиком. Полтора года я вел дела со знакомой: мы открыли мебельный салон по франшизе и масштабировались до 3 салонов, пока не произошел кризис. Салоны пришлось закрыть — и вот тогда я отправился искать работу на удаленке.
Адаптироваться приходилось не только к новому формату работы — вся жизнь стала совершенно другой.
Как я вышел на удаленку
Чтобы выбраться из своего частного дома со ступенями, мне приходилось просить друзей о помощи. Я не хотел напрягать их своими просьбами: я мечтал обрести независимость, а чтобы получить ее обратно, мне требовались очень и очень хорошие деньги.
Я вожу машину с 15-ти лет, но когда впервые после ДТП я сел за руль, мне было страшно
Однако путь к хорошим деньгам был нелегким. Оказавшись в изоляции, я решил заняться тем, что умел лучше всего — продавать. В поисках работы я наткнулся на компанию, которая занималась продажей девайсов для альтернативного курения — электронными сигаретами. До того как прийти в вейпинг, я даже не знал этого слова и впервые видел его в объявлении, но одна вещь мне была понятна: в “табачке” всегда есть деньги. А если они есть, то их нужно зарабатывать.
Так, в 2014-ом году я стал телемаркетологом в компании NRGon (тогда она называлась Экуа Инновации). Я работал в паре с менеджером: обзванивал холодную базу и передавал потенциальных клиентов дальше. Продажи по телефону сильно отличаются от обычных, но база остается общей. Вот несколько принципов, которых я придерживаюсь и сейчас:
- Знать свой продукт и иметь экспертное мнение
- Помогать клиенту с выбором и выявлять его потребности, а не впаривать
- Не продавать продукт плохого качества
- Итогом сделки всегда должен быть win-win
Эти вещи были для меня очевидны, а мой опыт позволял выполнять значительно больше положенного. Через несколько месяцев я сам занял позицию менеджера и вышел в топ-1 по продажам компании. В 2016-ом основатель компании Артур предложил мне роль РОПа — благо, я уже имел опыт как руководителя, так и предпринимателя.
Как мы масштабировали компанию
Нас в отделе продаж было двое: я и менеджер на удаленке. Этого хватало, чтобы работать с пулом постоянных партнеров и продавать наш единственный продукт — одноразовые электронные сигареты. Я загорелся идеей масштабироваться и сделал Артуру предложение расширить ассортимент и, как следствие, увеличить отдел продаж.
Идея Артуру понравилась — мы открыли офис в центре Екатеринбурга и я занялся отбором менеджеров. Искал не по опытности и скилловости, — этому я мог и хотел их обучить, — а по горящим глазам и желании зарабатывать, двигаться вперед. Я мог дать им инструменты для продаж, помощь со сложными и ключевыми клиентами, их ведением и дожимом — но основная инициатива всегда оставалась за самим сотрудником.
Был и ключевой инструмент, которым я руководствовался в отборе – тестовая продажа. Я ставил задачу продать мне продукт, которым человек занимался на прошлом месте работы. Если потенциальному сотруднику не удавалось внятно рассказать мне о товаре, которым он занимался последний год, я отказывал ему.
Сразу после набора сотрудников мы принялись расширять наш ассортимент многоразовыми электронными сигаретами (EGO), БоксМодами и прочими девайсами для парения. Была и вторая идея, которая буквально витала в воздухе — создать собственную линейку жидкости. Артур не верил, что подобный бизнес в России принесет денег: на тот момент практически все жидкости импортировались из Китая, а отечественных производителей можно было пересчитать по пальцам. И все же мы решили попробовать.
Как мы создавали жидкости и почему это было непросто
На момент создания первых жидкостей мы уже занимались основами и ароматизаторами, которые требовались для самозамесов — метода, при котором жидкость для вейпинга изготавливается самостоятельно. Мы хотели сделать товар не просто вкусным, но качественным и безвредным. Перед нами стояли две задачи: найти миксолога для создания вкусов и поставщиков сырья для производства. Мы знали, что жидкости делаются из никотина, пропиленгликоля и ароматизаторов, но в остальном были как саперы на минном поле.
В погоне за идеалом мы дорабатывали наше производство, искали новых поставщиков (чтобы закупать американский и немецкий пропиленгликоль, немецкий или индийский никотин) и поменяли нескольких миксологов, прежде чем пришли к желаемому результату.
Наша работа увеличила обороты компании в 8 раз, но в 2016-ом году на рынке вейпинга произошел кризис.
Как мы пережили кризис индустрии
Спрос превысил предложение, а конкурировать с более крупными игроками на рынке стало практически невозможно. Давили на нас и крупные долларовые долги, которые стремительно продолжали расти. Впрочем, подробно о самом кризисе уже писал сам Артур в своей статье.
Добавлю: работать на падающем рынке было тяжело как морально, так и финансово. В какой-то момент вся наша команда состояла из меня и двух человек на производстве.
Тогда я сделал Артуру предложение стать партнерами по бизнесу. Мы провели раунд переговоров по условиям и договорились идти до конца – либо утонем, либо начнем зарабатывать.
Вскоре мы совместно приняли решение полностью уйти в производство жидкостей — и не прогадали: рынок снова пошел в рост, а мне удалось подключить нескольких крупных партнеров.
О крутом партнерстве и одном тяжелом случае
Сейчас у нас так: Артур отвечает за производство, а я — за отдел продаж. Это наиболее комфортные сферы для нас, где мы чувствуем себя, как рыбы в воде. Далеко не все идет гладко. Иной раз нам приходится подолгу обсуждать некоторые моменты, прежде чем прийти к компромиссу — но на то оно и партнерство. Мы понимаем, что наша доля рынка растет и будет расти, а компания чувствует себя стабильно.
Но, конечно, и сейчас не без сложностей. Например, в декабре мы оказались в довольно тяжелой ситуации: у нас намечался крупный контракт с поставщиком в Беларуси. Мы вели переговоры, устно договорились о сотрудничестве и тут же начали производство жидкостей без предоплаты.
Условия продажи жидкостей в Беларуси не такие, как в России: есть отдельные требования к дизайну, без соблюдения которых на рынок выйти не получится. Требовалось переработать дизайн всех наших линеек. Дело было срочное, поэтому мы подключали дизайнеров, которым платили за скорость, экстренно заказывали флаконы для жидкостей с фабрики и покупали необходимые ингредиенты.
Перед самым стартом производства клиент неожиданно отказался работать на изначально обговоренных условиях. Он сделал нам невыгодное предложение, от которого мы отказались, и мы были вынуждены отменить сделку.
Мягко говоря, мы были не в восторге: речь шла о десятках тысяч флаконов. Мы попытались продать их другим нашим партнерам в Беларуси, но они были значительно меньше ушедшего клиента и не могли себе позволить такую крупную отгрузку.
Успели договориться только с одним, как вдруг клиент вернулся к нам обратно с предложением пересмотреть договоренности — и 20 декабря условия были утверждены.
Существовала и другая сложность: жидкость должна была приехать к клиенту строго до 25-го декабря. Произвести, доставить и принять такой объем меньше, чем за неделю казалось невероятным. Мы приложили титанические усилия и справились, а это дело стало для меня совершенно новым с точки зрения опыта переговоров.
В общем, у нас все хорошо.
Немного обо мне
Если говорить обо мне вне контекста компании, то я — абсолютно позитивный человек. Чтобы работать продуктивно и восстанавливаться, я занимаюсь в зале 3 раза в неделю: это дает мне силы работать столько, сколько понадобится. Я всегда встаю в 7 утра и часто работаю до 10-11 вечера.
Для меня бизнес — не столько деньги, сколько возможность удовлетворить собственные амбиции. Когда перед тобой стоят новые рубежи, которых ты мечтаешь достичь, заработок остается крайне важным, но все же вторичным делом.
Мой основной принцип — куй железо, пока горячо. Я предпочитаю работать сейчас, когда у меня много сил. Я люблю выкладываться на максимум и придерживаюсь этого во всем.
Здоровья и энергии не терять вам
Сергей, передали ваши пожелания Антону. Большое спасибо!
Очень вдохновляет!
Спасибо.
Владимир, классно что опыт Антона вдохновил вас! Главное не сдаваться!
Представляете себя героем комиксов?
Позитивное мышление всегда и во всем)
Молодец! Вдохновляет история