Как с первой попытки попасть в Реестр российского ПО: история приложения «NPS + отзывы»

Как с первой попытки попасть в Реестр российского ПО: история приложения «NPS + отзывы»

Это не история про успешный успех, где наше приложение столь гениально, а мы — такие молодцы, что разработку Вебфлай внесли на руках в Реестр отечественного ПО. Пришлось потрудиться. Но нам повезло больше, чем другим компаниям, чьи заявления отклоняли по 5 раз. Рассказываем, что полезного поняли при подготовке документов, а в чем нелепо прокололись.

О приложении

«NPS + отзывы» — наша разработка для Битрикс24. Модуль работает по принципу маркетинговой методики NPS. С помощью приложения компании задают клиентам вопрос, насколько те довольны обслуживанием. Запросить оценку можно по шкале от 1 до 10, лайком/дизлайком или смайликами, и отправить опрос по sms, в мессенджере или по email, а также использовать офлайн.

В расчет индекса NPS входят лояльные клиенты (поставили 9-10 баллов) и критики (оценили вас на 1-6 баллов). Из процента сторонников вычитают долю критиков и получают показатель индекса NPS. Нейтрально настроенные клиенты (7-8 баллов) не участвуют в расчете
В расчет индекса NPS входят лояльные клиенты (поставили 9-10 баллов) и критики (оценили вас на 1-6 баллов). Из процента сторонников вычитают долю критиков и получают показатель индекса NPS. Нейтрально настроенные клиенты (7-8 баллов) не участвуют в расчете

Приложение установили более 750 пользователей, часть из них скачали CRM только ради «NPS + отзывы». Модуль используют для сбора обратной связи, получения отзывов на картах и внешних площадках, перехвата негатива до попадания в интернет и повышения лояльности клиентов. Подробно про «NPS + отзывы» с примерами и выгодой рассказали в блоге Вебфлай.

План действий

Для совместной работы создали проект в Битрикс24 и поделили его на связанные между собой задачи. Как это провернуть без CRM, не имеем понятия, но «ручной» режим явно осложнит подготовку. Вот что мы делали для включения «NPS + отзывы» в Реестр.

1. Изучили чужой опыт

Умные учатся на чужих ошибках, поэтому мы подняли вопрос включения ПО в Реестр на вебинаре гильдии IT-интеграторов России. Коллеги, которые уже имели подобный опыт, провели онлайн-встречу и поделились выводами. На конференции дали доступ к пакету документов, которые прошли проверку, и ссылку на чат в Telegram, где можно получить ответы на вопросы от сотрудников Минцифры и других компаний. Самым полезным оказался чат. Ссылку дадим обязательно, вы пока читайте, там дальше интересно.

Затраченное время

4 часа. За это время продакт-менеджер Мария 2 раза пересмотрела вебинар, вникла в тему и сделала конспект. Иногда подготовительный этап — самый важный.

Что учесть

Если у вас нет закрытого вебинара/ секретного чата/ связей в Минцифры, то не переживайте. Вы сами во всем разберетесь, но потратите на пару часов больше, чем если бы имели дополнительный источник информации.

2. Изучили тему, сделали выжимку

Подробно (вот прямо дотошно) изучили Методичку с официального сайта (120+ листов!). В ней все понятно расписано, если сесть и вникнуть. Наш продакт-менеджер вникла и сделала краткую выжимку из методички: пошаговый план действий, и список документов, которые надо собрать на каждом этапе. Получилось 6 листов вместо 123.

Пошаговый план мы составляли в марте и корректировали по ходу дела. С тех пор требования успели поменяться несколько раз, поэтому содержание вам не особо поможет

Затраченное время

4 дня на то, чтобы прочесть и понять документ, составить конспект и распределить зоны ответственности.

Что учесть

Внимательно читайте Методичку, чтобы ничего не пропустить. Она описывает каждый шаг подачи заявления, содержит скриншоты и кликабельные ссылки. В целом, опирайтесь на инструкцию Минцифры, там есть все необходимое. А волшебного гайда, как сделать это быстро и в пару кликов нет ни у кого.

3. Сбор и подготовка документов

Собрать пакет документов не так страшно, как готовить его с нуля. Объемную задачу мы разделили на три зоны ответственности: бухгалтер, продакт и программисты. С чистого листа пришлось составлять 30-40% материалов по продукту.

Затраченное время

К подаче заявления пришлось серьезно подготовиться. У нас ушло чуть больше месяца — с 28.03. по 01.05. Самым запарным документом оказалось техзадание. Общего ТЗ у нас не было, хотя продукт на рынке 3 года. Описание функционала оказалось разбито по отдельным задачам, его собирали воедино и дополняли.

В Методичке Минцифры нет регламента по написанию ТЗ и требований к документу. Поэтому объем, содержание, наличие иллюстраций — на ваше усмотрение.

Что учесть

Следите за перечнем документов. Минцифры регулярно обновляет список и требования к материалам, чтобы перекрыть лазейки недобросовестным компаниям, которые с помощью включения в Реестр хотят получить аккредитацию, пользоваться льготами и другими «плюшками».

Даже если все бумаги у вас есть, то их надо найти, собрать и красиво оформить. Назначьте нескольких ответственных за подготовку пакета, — один сотрудник не вывезет. Будьте готовы, что многие документы придется делать с нуля (вангуем, что так и будет). Например, ТЗ, описание жизненного цикла ПО, подтверждение прав на программу, всякие приказы, акты и карточки. Какие-то документы на одном листе и печатать их 10 минут, а другие объемные — собирать неделями.

Кроме этого, нужна страница в интернете с инструкцией к ПО, описанием функциональных характеристик, технической архитектуры и тарифной сетки. Если сайта нет, то надо делать. Это всего один пункт, куда вы вставляете ссылку на ресурс, но сколько работы!

У нас <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fb24-nps.webfly.ru%2F&postId=752257" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайт</a> уже был. Перед подачей заявки немного «докрутили» его: загрузили в pdf описание функциональных характеристик, информацию по установке модуля, инструкцию, добавили дополнительную форму обратной связи
У нас сайт уже был. Перед подачей заявки немного «докрутили» его: загрузили в pdf описание функциональных характеристик, информацию по установке модуля, инструкцию, добавили дополнительную форму обратной связи

Для подтверждения собственной разработки подготовьте:

  • приказ о разработке продукта;
  • утвержденное Техническое задание;
  • акт о вводе ПО в эксплуатацию;
  • карточка учета нематериального актива, то есть принятие ПО на бухгалтерский баланс;
  • свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ (его наличие не влияет на включение ПО в Реестр).

При подготовке ТЗ продумайте структуру, дальше будет проще. Мы взяли за основу ГОСТ 19.201-78 «Техническое задание. Требование к содержанию и оформлению». Вообще, с заказчиками мы работаем по ТЗ и в части веб-разработки, и по интеграции Битрикс24, но сами себе ТЗ еще не писали.

Параллельно подали документы в Роспатент на государственную регистрацию программы для ЭВМ. Это не обязательный пункт для подготовки заявления в Реестр, но процедура быстрее и проще. Свидетельство получили в процессе рассмотрения документов и не успели приложить в составе заявки.

При оформлении Свидетельства вы предоставляете в Роспатент исходный код и подтверждаете право на собственную или заказную разработку. Тем самым ведомство выступает хранилищем ваших исходников
При оформлении Свидетельства вы предоставляете в Роспатент исходный код и подтверждаете право на собственную или заказную разработку. Тем самым ведомство выступает хранилищем ваших исходников

4. Подача документов

Заявку подали через форму на сайте Реестра. Для этого у компании или физлица должна быть учетная запись на Госуслугах и усиленная квалифицированная электронная подпись, сертифицированная ФСБ. Само заявление — это анкета из 14 шагов, где на каждом этапе нужно прикрепить файлы, вставить ссылки, или вписать текст. 14-й шаг — подписание квалифицированной ЭЦП.

Уведомление о том, что документы приняли (или нет) поступит на почту и в личный кабинет. Статусы отображаются в заявлении и приходят на email, так что не нужно их мониторить 24/7. Что означает каждый статус — указано на официальном сайте.

Нашу заявку приняли со второго раза, но можно сказать, что с первого, потому что вместо полного названия «Общество с ограниченной ответственностью «Вебфлай»», мы указали «ООО «Вебфлай»». Это был мелкий, но очень эпичный косяк
Нашу заявку приняли со второго раза, но можно сказать, что с первого, потому что вместо полного названия «Общество с ограниченной ответственностью «Вебфлай»», мы указали «ООО «Вебфлай»». Это был мелкий, но очень эпичный косяк

Дополнительные материалы у нас не запрашивали. Также мы не предоставляли экземпляр ПО для проверки, вместо этого провели демонстрацию приложения. Потому что наш продукт — модуль для Битрикс24, он существует в облаке и доступен по подписке для авторизованных пользователей CRM.

Чтобы провести демонстрацию продукта, на шаге 3 в поле «Ссылка на экземпляр ПО для проведения экспертной проверки» вместо адреса страницы мы вписали «Просим рассмотреть возможность проведения демонстрации продукта на площадке заявителя», и прикрепили файл из примера ниже. Это стандартная схема для запроса демонстрации, но в методичке не описана. Лайфхак, как правильно оформить документ, нам подсказали в Telegram-чате.

Составили «Информацию о проверочном экземпляре ПО «NPS + отзывы» — повышай индекс лояльности клиентов». Прикрепили на 12 шаге в блоке «Иные документы»
Составили «Информацию о проверочном экземпляре ПО «NPS + отзывы» — повышай индекс лояльности клиентов». Прикрепили на 12 шаге в блоке «Иные документы»

Затраченное время

На подачу заявки с прикреплением файлов ушло 30 минут. Через 10 минут пришел автоответ об ошибке в фирменном наименовании. Мы нажали кнопку «Дублировать заявление», прошли процедуру заново начиная с первого шага, исправили нужное, на это ушел еще час.

Что учесть

Подача заявления — это про внимательность и усидчивость. Советуем пометить для себя, какие файлы прикреплять по каждому пункту, так как поля не подписаны. Например, в окошко «документ, подтверждающий полномочия лица на осуществления действий от имени правообладателя» нужно вставить приказ о назначении на должность генерального директора. Если не подписать, то можно запутаться.

Все файлы должны быть в формате pdf, с подписью и печатью. Если чего-то не хватает или нужны пояснения — сотрудники Минцифры запросят, пусть вас это не пугает.

После подачи заявления придет автоматический «Лист проверки сведений о ПО». Если что-то не соответствует, то в крайней колонке будет стоять «Нет», а у заявки появится статус «На доработке».

5. Демонстрация приложения

Заявление на включение «NPS + отзывы» в Реестр мы подали 2 мая, а демонстрацию провели 15 июня. Созвон был по видеосвязи с демонстрацией экрана. Со стороны Минцифры участвовали 2 эксперта, один из них — технический специалист. С нашей стороны — основатель компании Константин, продакт Мария и разработчица Алла.

Рекомендаций о том, как проводить презентацию Минцифры не давало. На демонстрации мы рассказали о функционале «NPS + отзывы», показали, как работает модуль и отправили тестовый опрос. Считаем, что демо провели «на ура», так как у экспертов возникло всего пару уточнений.

Затраченное время

Презентация заняла 30 минут. Могла бы и дольше, но вопросов к нам не было.

Что учесть

На созвоне должен быть ваш технический специалист — разработчик. Сотрудников ведомства мало интересуют красота и функциональность продукта, а вот про бэкграунд спрашивают. Вдруг там запрещенное ПО. Нам задавали вопросы, на каком языке программирования сделано приложение, какие внешние фреймворки используются, платные они или бесплатные.

Переписка из Личного кабинета на тему демонстрации продукта
Переписка из Личного кабинета на тему демонстрации продукта

6. Получение документа

Ровно через 2 недели после демонстрации получили письмо о включении «NPS + отзывы» в Реестр российского программного обеспечения. В честь этого нет красивой гербовой бумажки, зато есть номер записи.

Никаких гербовых бланков, даже в рамочку не поставить
Никаких гербовых бланков, даже в рамочку не поставить

Затраченное время

Ждали решения 2 недели, как и указано в регламенте Минцифры. Демонстрация ПО была 15 июня, а письмо о включении в Реестр — 30 июня.

Что выяснили на личном опыте

Мы собирали и подавали документы на основании методички Минцифры. Однако, некоторые нюансы там не описаны, мы доходили до них своим умом или спрашивали совета.

Доменное имя сайта ПО

Например, при подаче заявления разработчик прикладывает ссылку на сайт, где описан функционал ПО, есть инструкция, тарифы. Как правило, доменное имя такой страницы зарегистрировано на учредителя, а не на IT-компанию.

Если правообладатель ПО и владелец доменного имени — одна компания, то вы предоставляете скан справки от регистратора доменных имен. В нашем случае правообладатель ПО — IT-компания Вебфлай, а доменное имя зарегистрировано на руководителя. Поэтому мы приложили договор аренды доменного имени, по которому Вебфлай арендует его у собственного генерального директора. Лайфхак подсказали дружественные разработчики, заявки которых отклонили по этой причине.

Пакет программ

Если у вас несколько связанных между собой разработок, рекомендуем подать их, как пакет программ. Проще направить одно заявление на пачку ПО, чем 5-10 разных. В дальнейшем легче будет дополнять пакет программ без дополнительной аккредитации.

Упаковка собственного продукта

Оформления пакета документов на ПО для Реестра — хороший пример того, как правильно упаковать собственный IT-продукт. В идеале, так надо делать с каждой разработкой. Первый раз всегда страшно, но дальше процесс пойдет по накатанной. Подтверждение разработки, патент на ПО, инструкции и приказы пригодятся вам в общении с заказчиками и в спорных ситуациях.

Привлечение сторонних исполнителей

В интернете много компаний, которые предлагают подать заявление за вас. Мы тоже об этом думали. Но решили, что если целый пакет бумаг нужно составлять с нуля, то подрядчик все равно будет тратить время наших специалистов. То на то и выйдет! Поэтому взялись за процедуру сами. В целом, рекомендуем подавать заявление самостоятельно, потому что это не так страшно, как кажется:)

Коммуникации с ведомством

Разобраться с подачей заявки и сделать все «по красоте» нам помогли постоянное общение в чате Реестра в Telegram, (без него было бы в сто раз тяжелее), и звонки в ведомство для уточнения сроков.

Госорганы хвалить не принято, но сотрудники Минцифры и Реестра оказались самыми человечными и открытыми представителями ведомств, с которыми мы сталкивались на 12-летнем бюрократическом опыте компании.

Например, чтобы узнать о статусе регистрации, пишите на reestr@digital.gov.ru или звоните по телефону, указанному на сайте Реестра, называйте номер заявки, — вам все пояснят или дадут контакты ответственного исполнителя.

Если есть вопрос о подготовке документов, тоже обращайтесь в Реестр, — вы получите адекватный ответ. Консультацию дают по телефону, но за более развернутыми советами пишите на почту. Отвечают всегда понятно и в диапазоне от 10 минут до 2-х часов.

Важно! Когда вам на email приходит письмо с уточнениями, то надо зайти в «Мои заявления» на сайте Реестра и отвечать там, а не на почту, с которой поступило уведомление.

Явки и пароли

22
1 комментарий

«Запросить оценку можно по шкале от 1 до 10, лайком/дизлайком или смайликами» — это не NPS.

Ответить