Запуск кемпинга на льду Байкала: от идеи до франшизы

Эта история о том, как мы с командой «211» решали проблему инфраструктурного вакуума на Байкале, с помощью мобильного кэмпа, который планировали установить в центре ледовой бездны площадью 32 тысяч квадратных километров.

Запуск кемпинга на льду Байкала: от идеи до франшизы

Проблема

Нет ничего приятнее, чем воплотить свою идею в реальность, и сделать это так, чтобы оценили другие (на самом деле, в жизни есть еще сотня не менее приятных вещей). Недавно мы решили, что нам необходимо построить свой кэмп на льду Байкала. Это была одна из тех идей, когда не задумываясь о деталях и трудностях, втягиваешься в процесс без оглядки. Хотя так лучше не делать, но глубокий анализ рынка не наш конек.

Сначала расскажу предысторию.

В ходе разработки очередного путешествия в декабре 2020 года, заказчик спросил: «Было бы круто провести больше времени на льду… Обед, фотосессия, багги, коньки… Сможете?». В тот момент я поступил также, как поступают многие предприниматели — продал продукт, которого у нас не было. То, чего не было, мы назвали «Фиш кэмп». Как будто два иностранных слова заведомо превращали «ничто» в перспективный стартап. Ценно было то, что предложение сгенерировали не мы, а наши гости.

Для начала мы прогуглили, кто и как на Байкале делает кемпинги, кейтеринги и рыбалку. Иногда арендовать готовое на несколько порядков выгоднее, чем строить свое. Было очевидно, что палатки, в силу своей мобильности, лучший вариант для кэмпа. Нам хотелось отойти от стереотипного палаточного лагеря с брезентовыми шатрами, черными от сажи котелками, капусты в бороде и обмороженных рук в чешуе. Нужен был совсем другой концепт. Спустя пару дней поисков мы убедились, что готовых решений на рынке нет.

Запуск кемпинга на льду Байкала: от идеи до франшизы

Спустившись на уровень ниже, мы попытались найти тех, кто мог сдать в аренду снаряжение. Для группы 10 человек нужно было минимум две палатки: одна для рыбалки, вторая для столовой. Они должны отапливаться и быть укомплектованы минимальным набором кемпингового снаряжения: столы, стулья, посуда, газовые горелки, автономное освещение, рыболовные снасти. Также нужна команда для обслуживания кэмпа: повар, инструктор по рыбалке, мастер на все руки и резервный человек на случай нештатных ситуаций.

Мы ничего не нашли. И это было восхитительно! 32000 квадратных километров льда, практически отсутствие инфраструктуры на берегу и абсолютный ноль в сегменте мобильных объектов жизнеобеспечения. Было понятно, что в предстоящем зимнем сезоне, что-то фундаментальное мы запустить не успеем и отложили задачу в «копилку идей на миллион». Тем не менее для гостей, которые приедут через два месяца нужно было что-то придумывать. Спустившись еще на один уровень, мы начали искать по знакомым.

Для столовой мы нашли американскую палатку «Иглу», а для рыбалки «Хигаши». Отапливались газом, готовили тоже на газу, посуду использовали 50 на 50: половина — кемпинговая, металлическая; другая половина — фарфоровая и деревянная. Меню было простым: уха, копченая рыба, нарезки, овощи, несложные десерты. Для доставки гостей использовали катера на воздушной подушке, из развлечений коньки, рыбалка, дегустация домашних наливок в ледяных рюмках. Если отбросить сантименты, то собрали из того, что было — но это был колхоз, учитывая те стандарты сервиса, которые приняты у нас в компании.

У гостей в путешествии было все, что может дать зимний Байкал: снегоходы, вертолеты, собачьи упряжки, трэколы, хивусы, коньки, шаманы, море снега и льда, бани — добавить реально было нечего. Но больше всего им запомнился кэмп из двух палаток, где они провели четыре часа. Удивительная вещь!

Анализируя это, мы поняли, что дело не в удачной рыбалке или вкусной ухе, здесь все работало в комплексе. Отсутствие цивилизации вокруг, тишина, красивый вид на 360 градусов, осознание, что такой островок комфорта есть только у тебя, местная кухня, необычный транспорт, интересные люди — по факту это то, за чем люди в принципе едут на Байкал. В кэмпе все тригерные элементы работали в комплексе, что дало такой результат. Мы поняли, что нащупали интересный проект, который полноценно реализуем в следующем году.

Решение

Чтобы проверить насколько наша теория спроса верна, я разместил в презентационное видео нашего зимнего приключения пару кадров «Фиш кэмпа». Ролик был опубликован на ютубе 13 сентября 2021 года, а к концу октября у нас уже были заняты все слоты на кэмп в 2022. В начале ноября мы подписали договор на поставку шести палаток и начали закупать инвентарь, чтобы построить тот кемпинг, который мы представляли, когда наш клиент год назад зародил эту идею у нас в голове.

Вот то видео

По плану у нас было 2 столовые, каждая на 10 человек; кухня, баня с предбанником и палатка для рыбалки. Требовалось укомплектовать каждое помещение так, чтобы там было тепло, светло, уютно и безопасно. Даже сейчас, когда мы испытали на себе все трудности логистики, сборки-разборки и эксплуатации кэмпа в −30 °C, процесс выбора снаряжения мне кажется самым сложным. От того что мы выбирали, зависело с чем придется работать посреди суровой ледяной пустыни.

Так как мы планировали устанавливать кэмп в интервале с 1 февраля по 1 апреля, нужно было предусмотреть эффективный обогрев всех помещений. Мы изучили основные варианты мобильного отопления — газовые инфракрасные обогреватели, дизельная тепловая пушка, вебасто, теплообменник. У всех есть плюсы и минусы, но их объединяло одно — ни один из вариантов не мог соперничать с уютом дровяной печи.

Прежде чем что-то купить из снаряжения, мы проводили экспертизу. Ютуб, отзывы на сайтах маркетплейсов, рекомендации знакомых и менеджеров туристических магазинов — все, что находили, мы записывали и составляли рейтинги. Мы проводили анализ по следующим критериям:

  • дизайн
  • качество / эффективность
  • габариты
  • вес
  • заменяемость
  • скорость доставки в Иркутск (большая часть снаряжения закупалась за его пределами)
  • цена
  • стоимость обслуживания / ремонтопригодность

Если вы обратили внимание, на первом месте стоит дизайн. Мы убеждены, что человек в большинстве случаев покупает глазами. Также важна психологическая философия — это те ощущения, которые испытывает человек, глядя на изображение. Философия кэмпа строится на 4 полярных ощущениях: уют, спокойствие, суровость и неизвестность. Каждый хочет пощекотать себе нервы в приключении, чтобы почувствовать себя героем, если есть уверенность в том, что это его не убьет. Утрированно, но смысл мы закладывали такой.

При проектировании кэмпа, мы сначала примеряли все на соответствие дизайну и той самой психологической философии, а уже следом оценивали это с практической точки зрения. Если сравнить рендеры, которые мы сделали на старте, с полученным результатом, то отличий практически не найти. Да, 90% работы в этом проекте — это погрузка-разгрузка, сборка-разборка, болты, гайки, веники и лопаты, но если не закладывать в его основу идею, то это будут просто палатки на льду.

Когда нам доставили основной инвентарь, его требовалось протестировать. Для этого мы оборудовали под Ангарском небольшой полигон. В течение недели мы тренировались в сборке-разборке палаток, смотрели как ведут себя материалы при низких и высоких температурах. Основной задачей этого этапа была настройка отопления и подгонка полов. Под каждую палатку мы собирали свой дымоход, «обожгли» все печи, проработали их термоизоляцию, проверили время и уровень нагрева, продолжительность остывания помещений; замерили эффективность горения разных пород дерева и типов топливных брикетов.

Видео об этапе тестирования, вместо миллиона слов

Еще на стадии закупки мы понимали, что ни о каком мобильном кэмпе речи уже не идет. После решения сделать в палатках деревянный пол и установить дровяные печи, мы перестали заботиться об объеме и весе, вектор сместился в сторону комфорта и уюта.

Отдельным этапом было согласование установки и эксплуатации кемпинга на льду. Определенно, система еще не совершенна в этой области, и мы столкнулись с рядом нестыковок между разными службами. Этот процесс занял больше двух месяцев. Рассказывать про бюрократический пинг-понг не буду, покажу лишь список инстанций, который мы прошли:

  • Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России
  • Главное управления МЧС России по Иркутской области
  • Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии
  • Природоохранная прокуратура
  • Росприроднадзор
  • Федеральное агентство по рыболовству
  • Федеральное агентство водных ресурсов
  • Прибайкальский национальный парк
  • Региональный оператор вывоза мусора

Первые гости

Первые гости в кэмпе были запланированы на 17 февраля — это был Сергей Жуков из «Руки Вверх» со своей семьей. Из города выехали утром 15-го и рассчитывали, что времени у нашей команды на установку с большим запасом. Целиком кэмп мы на тот момент еще ни разу не собирали. Оказавшись на льду с горой коробок и тюков, появилось ощущение, что реальный объем чуть больше ожидаемого изначально.

Во время тестирования мы не занимались растяжкой и ветровым укреплением палаток, пол собирали только частично, не было декора, посуды и текстиля. Только, чтобы надежно закрепить палатки требовалось вкрутить в лед 72 ввертыша и сделать 36 растяжек, на что ушло полдня. Расчистка площадки, заготовка дров, подготовка лунок для рыбалки, выпиливание майны, декорирование столовых — в городе эти задачи казались минутными, на месте на них уходили часы. На практике установка кэмпа с 0 до 100% заняла не 6 часов, как мы рассчитывали, а 22.

В нашем первоначальном представлении механика была такой:

  1. С 8:00 до 14:00 команда устанавливает кэмп
  2. Гости находятся на площадке с 14:00 до 18:00
  3. С 18:00 до 00:00 все собирается и вывозится со льда

От этого плана впоследствии пришлось отказаться и закладывать на сборку и разборку по 2 дня.

Питание

Одна из фишек кэмпа — кухня, основанная на локальных продуктах. Наша кухня укомплектована всем необходимым вам инвентарем: столы, посуда, столовые приборы, гриль, печь, газовые горелки. Кухня кэмпа работала в связке с профессиональной кухней в Иркутске, где все продукты и заготовки блюд проходят подготовку и обработку. Это позволяло нам готовить быстро, на большое количество гостей, с ресторанным качеством и сервировкой. Мы принимали группы до 50 человек.

Вариант обеда в кэмпе:

  • Оленина тушеная с байкальскими травами
  • Уха из омуля с копченой сметаной и укропом
  • Квашеная капуста с брусникой
  • Соленые грузди со сметаной и луком
  • Маринованные маслята
  • Сагудай из омуля с маслом, перцем и луком
  • Соленое и копченое сало по-сибирски с горчицей и хреном
  • Разносолы сибирские (огурцы, помидоры, патиссоны)
  • Морсы из брусники и облепихи
  • Иван-чай с сагаан-дайлей
  • Брусника со сгущенным молоком и кедровым орехом

Или такой вариант меню:

  • Сагудай из байкальской рыбы в шотах с микрозеленью
  • Домашние сыры (пармезан, рикотта, камамбер, бри, сулугуни)
  • Сыровяленное мясо (хамон, прошутто, бастурма, брезаола)
  • Красная икра в профитролях
  • Барбекю-ассорти (ребра, грудинка, брискет, пастрами приготовленное в смокере)
  • Сбитень
  • Таежный чай с чабрецом

Под каждую заявку мы формировали индивидуальное меню. Помимо обедов мы устраивали завтраки, ужины, фуршеты, вэлкомы и дегустации.

Активности

Гастрономия — на Байкале не так много мест, где можно нормально поесть, не краснея за качество еды. В кэмп мы привозили только проверенных шефов, которые понимают, что такое сервировка хорошей посудой, где и в чем уместны эксперименты, а где нужно делать акцент на локальный продукт и блюда. На базе кэмпа можно было научиться коптить рыбу, готовить расколотку, сагудай или уху.

Спа — под группы до 8 человек, работали массажисты и специалисты, которые проводили спа-процедуры на основе органической байкальской косметики.

Рыбалка — здесь все по-настоящему. Лед, бур, снасти и профессиональный инструктор. Мы обеспечивали гостей всем необходимым, и учили управляться со снастями, даже если раньше они никогда не держали их в руках. Дети здесь задействовались даже больше чем взрослые.

Катание на коньках, заезды на багги и картах — кэмп, в первую очередь, привязывается к месту, где можно устроить рыбалку, ровный лед — это второй фактор. При желании и необходимости мы находили участки ровного льда рядом с кэмпом для катания на коньках и фотосессий. Под запрос строили трассы для заездов на картах и багги.

Интерактив со льдом — здесь все ограничивается только фантазией. Вырезание купели, питье домашних настоек изо льда, строительство ледяного бара или вырезание логотипа компании.

Туалет

Практика показала, что мобильные туалеты — это неудобно, некомфортно и некрасиво. Мы устанавливали кэмп в таком месте, чтобы была возможность пользоваться стационарной теплой уборной, с привычным фарфоровым унитазом, раковиной, безлимитной горячей и холодной водой. Для этого в кэмпе работал шатл, который при необходимости доставлял гостей до берега.

Туалет кэмпа выглядел так
Туалет кэмпа выглядел так

Расположение и транспорт

Для установки кэмпа мы выбрали один из заливов Малого моря, вблизи острова Ольхон. Критерии, которые были для нас важны:

  • высокая вероятность успешной рыбалки
  • инстаграмные виды
  • близкое расположение стационарной уборной
  • отсутствие туристического трафика
  • умеренные ветры

Под запрос такой кэмп можно установить практически в любой точке Байкала.

Отчетное видео

Финальное

Кэмп мы планировали под конкретные заявки и клиентов — у него изначально был установлен ограниченный жизненный цикл. Его функция заключалась в том, чтобы сделать комфортную транзитную точку в наших программах. Но практически сразу после запуска, мы поняли, что кэмп может работать как самостоятельный проект, обслуживая не только наших клиентов. Это открыло перед нами новые горизонты, которые из когда-то спонтанной идеи возможно трансформируются в отдельное бизнес-направление.

Также мы столкнулись еще с одним положительным эффектом. Многие предприниматели с Байкала вдохновившись нашим примером, и пониманием что юридически такие проекты можно согласовать, начали в новом сезоне запускать аналоги. Это отличная тенденция, которая хоть и не стремительно, но помогает повышать уровень сервиса и комфорта в регионе. Плюс этот опыт релевантен и для других регионов, где мы тоже работаем: Камчатка, Алтай, Карелия, Красноярский край.

Пока все снаряжение лежит на складе, команда думает над тем, что делать дальше. Из предложений:

  • продать кэмп как проект
  • продать как снаряжение
  • выделить отдельную команду под кэмп, и масштабировать его сначала по всему Байкалу, а затем и в другие регионы
  • собрать франшизу
  • ничего не менять, использовать для отдельных мероприятий, которые мы проводим на Байкале

Откровенно говоря, пока не решил окончательно, но идея масштабирования очень манит.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал, там рассказываю про разную внутрянку организации путешествий и в целом про бизнес.

1515
22 комментария

Погуглил цены (не у той компании, о которой речь в статье, эти очевидно по лицу оценивают и цены не указывают, а каждому индивидуально впаривают ). Нда.. дорого нынче в России отдыхать ;)

3
Ответить

Нда.. дорого нынче в России отдыхать ;)

Мне кажется такое было практически всегда. Из-за постоянной нестабильности и непотнятках своего будущего, на всяких курортах и местах отдыха цены заоблачные, а обслуживание и сервис оставляет желать лучшего.

*по интернету гуляет фотка и обсуждают цены на отели в Сочи.

Ответить

Вы видимо невнимательно читали. Кэмп мы использовали в рамках своих туров.

Ответить

@Миша смотрите, какое мясо!

2
Ответить

Мяяяясо!

2
Ответить

Для параноиков точно не подойдёт. Лёд треснет, вся фигня.

1
Ответить

Тест "Насколько вы параноик" )

1
Ответить