От научной разработки до стартапа, или как превратить науку в бизнес

Путь в предпринимательство не всегда начинается с подбора идей и проверки гипотез. Построить бизнес можно с помощью знаний и опыта в других сферах. Основательница стартапа «Арукей» по производству инновационных очистителей воздуха и выпускница программы MOOVE Школы управления СКОЛКОВО Анастасия Рычагова рассказала, как научная деятельность помогла ей найти свое дело и запустить стартап.

Анастасия Рычагова
Основательница стартапа «Арукей»

Как учебный проект стал стартапом

Во время учебы на факультете почвоведения МГУ в качестве дипломного проекта я разрабатывала укрывной грунт для предотвращения выделения токсичных газов от полигонов отходов. Однако после защиты выпускной работы мне стали приходить мысли спасти мир в еще большем масштабе и разработать сорбент для очистки воздуха в помещениях, где живут люди. И вскоре я открыла особый состав, позволяющий фиксировать газообразные загрязняющие вещества, распространенные в жилых и рабочих помещениях. Так спустя пару лет появились инновационные очистители воздуха «Арукей», которые улучшают качество воздуха в квартирах и офисах.

Но прежде, чем нашей команде удалось разработать очистители и произвести первую партию устройств, произошел поворот сознания исследователя в сторону предпринимательства.

Анастасия Рычагова, основательница стартапа «Арукей»

В один момент я поняла, что главная цель для меня — приносить реальную пользу людям. Стартап помог мне ее реализовать, но для этого сначала мне нужно было получить практические навыки. Я поступила на программу Doing Business при университете, затем продолжила обучение в магистратуре Высшей школы бизнеса МГУ и на программе MOOVE.

Благодаря резкой смене научной среды на предпринимательскую и большому количеству практических знаний, я начала на все смотреть через предпринимательскую призму.

Когда ты попадаешь в окружение единомышленников, появляются правильные идеи и энергия двигаться дальше, ты начинаешь видеть то, чего раньше не замечал.

Анастасия Рычагова, основательница стартапа «Арукей»

Во-первых, у меня возникла идея по оформлению продукта. Очиститель воздуха в виде кашпо с живым растением — более понятный продукт, чем просто биосорбент.

Очиститель воздуха в виде кашпо с живым (!) растением
Очиститель воздуха в виде кашпо с живым (!) растением

Во-вторых, я научилась рассказывать о проекте на разных площадках и лучше понимать потребителя. Наконец, каждый предмет стал для меня бизнес-проектом: теперь, когда я смотрю на любой продукт, сразу начинаю думать о монетизации, продвижении, его пользе. Если бы не объединение научных и предпринимаетльских знаний, то, скорее всего, самого стартапа «Арукей» бы не было.

Необходимо знать, как сделать шаг из условной лаборатории в реальный мир.

Анастасия Рычагова, основательница стартапа «Арукей»

Как исследователю стать предпринимателем

Многие ученые не понимают, насколько современный мир в них нуждается, и боятся шагнуть в предпринимательскую неизвестность. Важно не только писать научные статьи и теоретизировать свои знания для узкого круга заинтересованных исследователей, но и нести практическую пользу, если это возможно.

Для того чтобы научная разработка стала полноценным проектом для общества, необходимо изменить свое мышление и помнить о нескольких отличиях научной среды от предпринимательской. Вот основные из них:

  • Скорость. В бизнесе чем быстрее ты разработаешь продукт, протестируешь, запустишь его и масштабируешь, тем больше у тебя шансов развить проект. В научном мире действует обратная логика: каждая гипотеза долго и тщательно тестируется, исследуются все детали.

  • Цель. Наука настроена на открытия во всех сферах, предпринимательство — на актуальных инновациях, применимых в жизни людей.
  • Команда. В науке чаще работают моногруппами — командами профессионалов определенной узкой специализации. Стартапы же строятся междисциплинарными командами.

Также исследователи часто могут сталкиваться с недостатком предпринимательских знаний, которые можно получить на различных образовательных программах. Самый короткий путь — пройти обучение там, где, с одной стороны, будут люди с проектами на начальном этапе развития, а с другой — профессионалы, которые уже прошли все этапы становления бизнеса.

Анастасия на вручении дипломов выпускникам программы MOOVE
Анастасия на вручении дипломов выпускникам программы MOOVE

Весь путь из научного мира в предпринимательский можно разделить на три основных шага:

  • Выйти за рамки привычной научной среды. Важно познакомиться с мировоззрением людей из других сфер, и общаться с теми, кто сталкивается с аналогичными сложностями. Это облегчит путь первооткрывателя.
  • Не бояться делать ошибки. Лучший учитель — цикл «проба-ошибка-вывод».
  • Верить в себя и свой продукт. В инновационном предпринимательстве нет правильного ответа, когда ты делаешь принципиально новый продукт. Это уникальная дорога, которую под силу пройти только самому изобретателю.

Как только исследователь начнет действовать, ему откроется ряд преимуществ, которыми не обладают люди с исключительно предпринимательским бэкграундом.

Как найти инвесторов для научного стартапа

После того, как я стала говорить о проекте на разных площадках, у нас получилось найти первых клиентов и потенциальных инвесторов. Рассказывала про «Арукей» на Конгрессе молодых ученых, Фестивале науки и технологий Geek Picnic, научных конференциях, предпринимательских форумах и мероприятиях Школы управления СКОЛКОВО с участием инвесторов.

«Арукей» на 30-ом Международном молодежном научном форуме «Ломоносов»
«Арукей» на 30-ом Международном молодежном научном форуме «Ломоносов»

Оказалось, что и пользователи, и инвесторы обращают внимание на опыт научной деятельности. Наука дает отличную базу знаний, которой так часто не хватает в предпринимательской среде.

Стартапер, который не только понимает, как продавать, развивать бизнес и работать с клиентами, но и разбирается в научной составляющей своего продукта, всегда воспринимается более авторитетно как инвесторами, так и клиентами.

Анастасия Рычагова, основательница стартапа «Арукей»

При этом, чтобы проект стал привлекательным, важно понимать разницу между подачей идеи в качестве научной разработки и в качестве предпринимательской. Цель научных работ — создать что-то принципиально новое, сделать открытие, которое не обязательно должно быть применимым на практике. Цель стартапов схожая, но применимость в жизни равноценна инновационности.

Сейчас в B2B-сегменте у нас уже есть четыре крупных клиента. В B2C — около 40. Как только проект выйдет на подходящую стадию, мы возобновим переговоры с инвесторами, которые готовы поддержать стартап. Сейчас мы открыты к предложениям о сотрудничестве и принимаем заказы на наши устройства. Затем, планируем выход за пределы российского рынка.

Мы не знаем, как сложится судьба стартапа «Арукей» дальше, но в одном мы уверены точно: для продвижения научной разработки в предпринимательском мире нужно уметь рассказывать о своей идее. Если ваш проект родом из науки, учитесь его «продавать» и не бойтесь совершать ошибки.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал Young Professionals SKOLKOVO.

4
3 комментария

Комментарий недоступен

2
Ответить

Настя ты крутая, все будет супер! Успехов

2
Ответить

Когда ты попадаешь в окружение единомышленников
Только вот правда тяжело найти единомышленников

Ответить