Как запустить стажировку для разработчиков в маленькой компании и не сойти с ума (но это не точно)

Не получилось нанять действительно толковых джунов с рынка, поэтому решили воспитать их сами за 2 месяца. Рассказываем, как запустили свою первую стажировку, после которой хотим пополнить команду бекендеров.

С начала июля у нас во fuse8 проходит стажировка для джунов-бекендеров. Проводим ее в формате онлайн-курса с практическими домашними заданиями, которые наши разработчики заботливо придумывают по теме каждого занятия.

В этом материале рассказываем о нашем образовательном проекте от задумки до первых результатов.

Как появилась идея

Мы раньше уже проводили курсы по веб-разработке сайтов на .NET для начинающих. Этот опыт был успешным – многие из обучающихся стали разработчиками, а некоторые работали у нас и выросли в сеньоров. Мы часто отправляли изучить старый курс на ютубе начинающих ребят, которые откликались на наши вакансии.

Раньше мы разрабатывали в основном больше сайты, а сейчас проектируем корпоративные системы и онлайн-сервисы.

Поэтому для разработки теперь надо знать немного другие инструменты и подходы к работе. Захотелось сделать что-то похожее на наш давний курс, но уже с фокусом на бекенд-разработку в формате летней школы.

Мы поняли, что можем нанимать джунов, но только при условии, что они сами готовы развиваться и уже изучили то, что нам нужно в работе. От джуна главное – умение быстро обучаться, задавать вопросы и добросовестно делать задачи. Все это мы тренируем и проверяем.

Как готовились

Летней стажировкой занялись 3 наших бекенд-разработчика, а рулит процессом наш HR Generalist. Провели несколько созвонов и накидали план лекций с разбивкой на двух спикеров.

Первая парочка лекций – основы, а дальше – углубленное изучение.

Определили, что сможем уложить всю желаемую для подачи инфу в 10 уроков по 2 часа каждый. 2 часа – это время на саму лекцию и несколько сессий вопросов – после каждого смыслового блока и в самом конце.

Организовали курс так, чтобы после каждого занятия стажеры выполняли домашние задания, которые по итогам курса соберутся в петпроект. С каждым новым заданием ребята должны будут накручивать логику в уже существующем проекте и расширять его функциональность.

Кусочек одного из наших домашних заданий в GitHub.
Кусочек одного из наших домашних заданий в GitHub.

Когда планы были готовы, сделали гугл-форму для заявок и раскидали ее по нескольким каналам: наши соцсети, grintern и ЧелГУ. После этого наше объявление о стажировке появилось еще и на каком-то испанском сайте, но цели такой, конечно, не было.

Слева брошюра для рассылки в универсистеты и grintern, справа - пост в соцсети.
Слева брошюра для рассылки в универсистеты и grintern, справа - пост в соцсети.

Времени на подготовку лекций в итоге потребовалось больше, чем мы ожидали. Вписать это время в рабочие часы не получается, поэтому у наших разработчиков появляется дополнительная занятость для подготовки к лекциям. Тут без этого, кажется, никуда.

Пару уроков мы провели не в те дни, в которые изначально планировали, так как подготовка затягивалась. Ну и старт стажировки вместо заявленного 3 июля переместился на 6 число из-за большого объема работы по проверке тестовых.

С чем столкнулись при отборе стажеров

Мы ожидали, что откликнется на наш зов человек 40, и возьмем мы на курс где-то 15. Но в этом месте проект пошел немного не по плану.

Заявки нам прислали 162 энтузиаста.

Такого наплыва мы не ожидали, но и всех взять, конечно, не могли. Отбирали стажеров по результатам тестового задания.

Тестовое состояло из трех задачек, которые мы отослали заявившимся стажерам на почту с подробной инструкцией по выполнению. Решили, что не будем рассматривать тех, кто изначально не сможет сделать все по инструкции. В итоге таких было не мало.

Фрагмент письма-инструкции к выполнению тестового задания.
Фрагмент письма-инструкции к выполнению тестового задания.

Кто-то решал задания на java, хотя курс у нас по C#. Кто-то присылал ответы в нечитаемых форматах, кто-то писал тему письма как попало, поэтому мы такие ответы просто теряли.

Совет желающим организовать стажировку: пишите вводные, максимально объясняя все подряд – даже те моменты, которые вам кажутся очевидными.

По итогам проверки тестовых мы решили взять ребят, которые выполнили задачи идеально, либо с небольшими огрехами, но изящно. Также брали во внимание бэкграунд, который запросили в форме заявки. Из 162 человек отобрали 29. При этом, конечно, тестовые отправили не все – примерно половина из заявившихся.

Как общаемся со стажерами и улучшаем курс в моменте

Очевидно, продолжать коммуникацию с отобранными на курс стажерами по почте было бы глупо и неудобно. Поэтому мы сделали канал в ТГ, к которому присоединили чатик. Основную информацию (анонсы уроков, домашки и организационные моменты) публикуем в канале, а в чате обсуждаем возникшие вопросы. Получается ненапряжно, да и ребята между собой общаются в ходе дискуссий о домашках, например.

Выдержки из нашего чатика стажировки.
Выдержки из нашего чатика стажировки.

После первого урока мы дали студентам заполнить форму обратной связи. Спросили у них, все ли было понятно, не скучно ли было, какие темы понравились и не понравились в уроке, а также попросили оставить отзывы в свободной форме. Через несколько занятий разослали форму повторно, чтобы посмотреть динамику. Результаты пока хорошие.

Сводки ответов из нашей гугл-формы для ОС и несколько отзывов. 
Сводки ответов из нашей гугл-формы для ОС и несколько отзывов. 

Жалобы стажеров из формы стараемся учесть и исправляемся с каждым занятием. Например, добавляем в лекции больше практических примеров или работаем над подачей материала в целом.

Как мы оцениваем домашние задания

ДЗ на нашем курсе выполнять обязательно. Об этом мы заранее всех предупредили. Выполнение отслеживаем в табличке, где собрали репозитории всех стажеров и сделали 2 критерия оценки.

Кусочек таблицы с оценкой ДЗ
Кусочек таблицы с оценкой ДЗ

Во-первых отмечаем, вовремя или нет было сдано задание. Мы с ребятами договорились, что можно частично сдавать ДЗ после дедлайна. Например, 70% задания вовремя, а остальные 30% – с опозданием. Главное – чтобы какая-то часть задания была выполнена в срок.

Во-вторых, оцениваем качество выполнения задания. Предпочтение в конце курса планируем отдавать тем, кто выполнял все в срок и с наилучшим качеством.

А еще некоторые наши стажеры проходят курс в качестве производственной практики в рамках обучения в университете. Соответствующие документы в конце курса мы также условились выдать тем, кто будет исправно выполнять задания стажировки. Ребята об этом знают.

Что дальше

На момент написания этой статьи у нас прошло пять уроков. Можно сказать, половина курса позади. Среди стажеров, однако, уже появились должники, не сдавшие домашки – их мы планируем исключить из курса. Но есть, конечно, и особо прилежные ребята, лидирующие по качеству выполнения заданий.

По итогам курса и выполнения петпроекта мы планируем нанять 1-2 разработчиков в команду.

Считаем, что опыт организации первой стажировки получился успешным, пусть и не без казусов на старте. Будем рады узнать о схожем опыте со стороны – вдруг получится помочь друг другу сделать классные образовательные проекты в будущем.

2828
7 комментариев

Интересный практический опыт. Мне зашло. Спасибо

1
Ответить

Круто! в следующую летнюю школу и я запишусь как участник :)

Ответить

Надо будет еще пройти тестовое ;)

1
Ответить

Какие хорошие воспитатели из вас получились

Ответить

Кажется, слово "воспитатели" не очень подходит в этом контексте, мы же не в интернате :)
Скорее менторы

Ответить

Отличная работа! Для первого раза - вообще огонь) Ждём вторую статью по итогам. Интересно сколько наймёте.

Немного вдохновения для вас из нашего опыта:

У нас стажировки заиграли новыми красками после того как мы более активно начали работать с местным университетом. Сейчас читаем там несколько брендированных курсов. С этих курсов приходят очень классные ребята на стажировки. Думаю для вас это тоже был бы хороший следующий шаг.

Очень помогает настроить ребят на нужный лад, дать более актуальную инфу, чем та что зашита в базовой университетской программе.

У нас часто просто не хватает мест для всех крутых проспектов оттуда. В весеннюю стажировку набрали 5 человек )) довольно быстро растут до крепких джунов.

У нас слегка отличается технология стажировки. Мы делаем учебный проект и набираем несколько команд. В каждой команде: разработчики, тестировщик, дизайнер и ПМ. Команды пилят один и тот же проект под руководством наших ребят. Стараемся создать что-то типа реальной коммерческой атмосферы работы. В конце демо проекта. Отлично даёт понять сильные и слабые стороны всех включая софты.

Возможно тоже нужно статью запилить 🤔🤔🤔

Ответить