«Всё сложно»: три мифа о профессиональной иммиграции в США

Американский иммиграционный юрист Елизавета Айзенберг в колонке на VC.ru рассказывает о популярных мифах, связанных с профессиональной иммиграцией в Америку предпринимателей и специалистов, и описывает реальную ситуацию в этой области.

«Всё сложно»: три мифа о профессиональной иммиграции в США

Совсем недавно все обсуждали снижение стоимости многократных туристических виз в США для россиян. Это одна из немногих хороших новостей в отношениях двух стран за долгое время. К сожалению, за этот период появилось и укоренилось много мифов о профессиональной иммиграции.

Миф #1: сейчас не лучшее время для переезда

Это очень распространенное мнение, которое имеет мало общего с реальностью. На самом деле практика принятия решений в вопросах рабочих виз изменилась довольно мало, особенно в отношении виз О1 для людей с выдающимися способностями: они по-прежнему рассматриваются весьма благожелательно. По другим типам рабочих виз, например Н1В и L1, имеет место тенденция к более строгой оценке, но тем не менее большинство петиций, которые подготовлены грамотно и отвечают условиям закона, одобряются, так что причин отказываться от своих планов нет. Америка, как и раньше, готова привлекать лучшие «мозги» со всего мира, создавать условия для развития бизнеса, который будет двигать страну вперед и платить много налогов.

Для предпринимателя, собирающегося приехать в Америку со своим проектом, это означает, что в визовых вопросах его будут оценивать не как гражданина России (или любой другой страны), а как бизнесмена, который сможет (или не сможет) создать инновационный продукт, рабочие места, платить налоги, или как специалиста, который поможет компаниям в решении этих задач. Точка.

Поэтому не стоит бояться гипотетических отказов в визе на основании российского гражданства. Если у вас хороший проект, вы сами сильный специалист с серьезным опытом работы – у вас есть все шансы на успешный переезд.

Миф #2: переехать без помощи американской компании или акселератора нереально

Сложилось определенное представление о том, как именно происходит переезд в США. Если речь идет о специалисте, то он должен получить оффер от компании, которая проспонсирует его визу. В случае предпринимателя нужно попасть в какой-то крупный стартап-акселератор, привлечь инвестиции, продать компанию условному Google. Ну либо нужно выиграть грин-карту в лотерею.

Все эти варианты объединяет одно: в каждом из них человек занимает пассивную позицию и ждет удачного разрешения ситуации. Это не самый перспективный план по ряду причин.

В случае ожидания рабочей визы (H1B) главный недостаток в том, что не все, кто получил оффер от американской компании, смогут сразу приехать на работу. На визы H1B существуют квоты: 65 тысяч плюс 20 тысяч для выпускников американских университетов со степенью магистра или выше, притом что на получение такой визы в 2019 году было подано примерно 190 тысяч заявок. Так что даже если вы получили оффер, то будете вынуждены участвовать в лотерее на получение самой визы. Некоторые специалисты годами не попадают в квоту.

В ряде случаев эти ограничения можно обойти, если попасть в крупную компанию с офисами за пределами США. Некоторые такие корпорации нанимают работников сначала в этих локациях, а затем используют различные подтипы виз категории L для перевода их в Америку. Обычно по такой визе без квот можно перевестись в головной офис в США минимум через год работы на компанию за рубежом.

Но в таком случае компания должна, во-первых, быть международной, во-вторых, платить за сотрудника дважды – сначала перевозить в одну страну, потом в другую. Количество настолько ценных кадров в мире не слишком велико.

Для предпринимателя вероятность пройти по схеме топовый акселератор – инвестиции – поглощение корпорацией с последующим переездом также объективно не столь велика. Венчурных сделок происходит гораздо меньше, чем существует перспективных стартапов.

При этом есть способы взять свою судьбу в собственные руки и организовать переезд самостоятельно. Речь о получении визы для талантливых людей (О1). Главный ее плюс: почти всё в руках соискателя. Конечно, понадобится опытный юрист, но он нужен при использовании и других способов.

Суть этого варианта в том, что нужно доказать факт «“выдающихся способностей (extraordinary ability)» соискателя в профессии по нескольким критериям. Для этого необходимо по советам юриста собрать пакет материалов, включая публичные выступления, рекомендации, публикации в СМИ и т. д. Здесь многое зависит уже целиком и полностью от соискателя: он может написать статьи, поделиться опытом на конференции, вступить в профильное объединение. Конечно, этот путь не для новичков, но многие успешные профессионалы и предприниматели без проблем получают такие визы с помощью опытных юристов.

Всё это требует времени и сил, но в итоге вы, вполне возможно, сможете накопить материал для создания заявки на визу без слабых мест.

Миф #3:нужно огромное количество денег и времени

Еще один укоренившийся миф. Да, США – недешевая страна, но переехать сюда можно с разным уровнем затрат. К примеру, очень состоятельные люди могут получить грин-карту в категории EB-5, но этот путь требует инвестиций в размере более 500 000 долларов. С другой стороны, оформление визы О1 с учетом всех государственных сборов и услуг иммиграционного юриста может стоить меньше $10 тыс.

То же касается и времени. Сбор документов и подготовка заявки на О1 у опытного юриста занимают пару месяцев – если у соискателя уже есть достаточно доказательств. Еще месяц-полтора может уйти на получение одобрения заявки и оформление визы в консульстве. Это гораздо меньше, чем придется потратить в случае оформления грин-карты ЕВ5 (около 2 лет) или даже рабочей H1B (примерно 8 месяцев).

На сегодня всё, буду рада ответить на вопросы общего характера в комментариях! Если вы хотите обсудить свою конкретную ситуацию, можете записаться к нам на консультацию.

33
2 комментария

Не то чтобы это было необходимо, но поясните, пожалуйста, — наличие юриста обязательно, как в фильме "Трасса 60"? Просто если бы я хотел иммигрировать, ну например, в Россию, я бы всё подал в электронное правительство, не вставая со стула, и заплатил при этом пару сотен долларов пошлин. Или в Турцию. Или в Германию. Называю страны, с законодательством которых более или менее знаком. Вы правда считаете "меньше $10 тысяч" только лишь за рассмотрение бумаг — умеренной суммой? Это сопоставимо с годовым доходом большинства населения даже не Земли, а Европы.

1

Я не юрист, но могу ответить, так как сам получал как раз О1. Конкретно это такой запарный вид визы, что человеку, который с этим столкнулся впервые - типа меня - будет очень трудно все заполнить корректно. В теории это можно сделать, на практике я оч ильно сомневаюсь. Хотя наверное есть те, кто все делал сам и кончилось успехом.

По поводу стоимости, то тут видимо речь идет обо всех затратах, включая пошлины (там на это только пара $kk может уйти), регистрацию фирмы, перевод документов, оплата членских взносов во всяких профессиональных гильдиях и тп. По факту там именно юрист меньше этой суммы получает. Ну и про $10k в год дохода европейцев вы мне кажется чуток загнули :)