{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Где брать цифры для бизнес-плана?

Решили начать бизнес, но не знаете где взять цифры для бизнес-плана? А может он вообще не нужен и это лишь формальность, например, чтобы получить субсидию, кредит в банке или привлечь инвестора? Попробуем разобраться...

Дисклеймер. Я не заканчивал бизнес-школ, у меня нет экономического образования, я не претендую на истину в первой инстанции, а лишь высказываю свое мнение, основанное на опыте, и жду дискуссии. Я не прав? Отлично, я и не пытаюсь никого ни в чем убедить, а лишь жду аргументов, которые либо опровергнут мои заблуждения, либо подтвердят мою правоту. Так что не надо разводить комментарии в стиле "все не так - все по-другому, автор - идиот". Я ведь просто в свое время столкнулся с проблемой, не нашел готового решения и разработал свое.

А нужен ли бизнес-план вообще?

Есть мнение, что любому делу должен предшествовать бизнес-план с цифрами и расчетами.

Есть те, кто считает, что бизнес-план нужен лишь когда требует формальность: кредит на бизнес, субсидия, обоснование для инвесторов, франчайзи и т.д.

Я прошел через оба варианта убеждений, но остановился на третьем: бизнес-план необходим и составить его, обосновывая реальными цифрами, не есть какая-то сверхзадача.

Однако, чтобы это реализовать, нужно сделать шаг назад и подумать: как вообще нужно по уму начинать бизнес с нуля.

С чего действительно стоит начинать бизнес?

Было время, когда я был убежден, что главное в бизнесе - это умение делать маркетинг, продавать, ну и, конечно, создавать конкурентоспособный продукт, а остальное как-нибудь притянется.

Однако, пройдя весьма дорогостоящее, продолжительное, но очень качественное обучение в институте под названием "Личный опыт", я пришел к иным выводам:

Любой бизнес связан с рисками. И первый шаг к 100 % провалу - это исключить негативные сценарии, уверовав в абсолютный успех.

И в этом нет никакой эзотерики:

Вы можете быть 7 пядей во лбу, но стабильность и результаты бизнеса зависят не только от вас, но и от внешних факторов: политических, экономических, недобросовестных действий конкурентов и так далее. Ваш бизнес могут подкосить хейтеры, мстители, в том числе, бывшие жены, мужья, партнеры...

Если вы ограничиваете свои риски, предполагая возможный провал, то у вас в большинстве ситуаций будут еще ресурсы, чтобы поправить ситуацию и пережить трудные времена. Если же нет, то любой чих может привести к катастрофе.

Поэтому бизнес нужно начинать в таком порядке:

1. Выбор подходящей базовой финансовой модели

2. Исходя из базовой финансовой модели, проработать юридическую защищенность на случай, если все пойдет не так. Или, если по-простому, план как красиво срулить в случае чего.

Предвосхищая комментарии, вроде, "ага, учит как кидать людей и красиво сруливать", скажу: вот как раз если не сделать того, что я описал выше, то в итоге и окажетесь в глазах людей "жуликом", который оказывается изначально решил запустить провальный проект, всех кинуть и остаться в ж***е. Зачем? Не понятно... Наверное, нравится. А потом доказывай, что ты не верблюд. Если не просчитывать негативные сценарии развития событий, то достаточно лишь того, чтобы кому-то показалось, что что-то не так. И паника на борту как раз и потопит ваш бизнес.

Три базовых финансовых модели (БФМ)

Данные модели могут иметь между собой размытые границы, равно как и формулируются относительными понятиями. Но на то они и базовые, от которых нужно отталкиваться и уже прорабатывать свою финансовую модель.

Всего я выделяю три БФМ, разграниченные соотношениями риска и потенциальной рентабельности:

1. "Стандартный бизнес"

Суть такого бизнес-плана крайне проста:

Не изобретаем велосипед, а начинаем продавать то, что уже покупают там, где уже покупают.

Например, выходим на улицу и видим строительный магазин. Открываем еще один строительный магазин, при этом, как можно ближе к первому.

Данная рекомендация многим может показаться абсурдной, однако, меня бы поддержал покойный лауреат Нобелевской премии по экономики Джон Нэш, известный в массах по фильму "Игры разума".

В виде науч-попа вы можете ознакомиться с данной теорией на Ted (версия на английском).

Как где взять цифры для бизнес-плана под такую модель?

В зависимости от ниши и локации подходы могут быть разными, но суть решаемой задачи сводится к следующему:

Нам нужно взять средние расходы в единицу времени потенциальных клиентов для заданных групп товаров и услуг на территориях и в сегментах, которые мы планируем охватить и поделить на общее количество конкурентов, включая в них и себя.

Пример:

Маленький город, единственный строительный магазин. Берем себя, друзей, знакомых, опросы и исследования, в общем, что нравится и что доступно и вытаскиваем цифру: сколько в среднем одна семья тратит в единицу времени (месяц, год) на данную категорию товаров и множим на общее количество семей - вот вам объем рынка.

Если планируете открыть интернет-магазин по стандартной модели и нужны цифры, касаемо конверсии, стоимости клиента и т.д., то и здесь нет никаких особых сложностей: например, можно дать вакансию на HH, найти соответствующих сотрудников, которые уже работали в аналогичных интернет-магазинах и попросите (возможно, за вознаграждение) поделиться имеющимися данными.

Важно!!! Если вы не можете найти цифр, значит и нишу выбрали, не подходящую под стандартную финансовую модель. Ну или просто плохо ищите и не включаете голову.

Безусловно, вы не увидите в расчетах сверхприбылей, но на то он и есть - стандартный бизнес, делать то, что делают другие с целью как-то дифферинцировать бизнес в будущем, отработать модель и, возможно, получить более интересные цифры. Вот только включать такие варианты в бизнес-план не стоит: любые изобретательства могут привести как к положительному, так и отрицательному результату и требуют самостоятельного просчете потенциальных выгод и рисков.

К слову, идя туда, где уже есть конкуренты и рынок, вы делаете вклад в развитие общей инфраструктуры для бизнеса, увеличивая сам пирог. Например, два строительных магазина рядом более привлекательны для того, чтобы посетить это место, чем магазин-одиночка в другом конце города.

2. Стартап

Стартап - это создание чего-то нового и быстро масштабируемого. Раз новое - значит люди еще не тратят на это деньги и не факт, что будут тратить вообще. Поэтому стартапы относим к проектам с высокими рисками, но в теории и с большими перспективами.

Где взять цифры под стартап?

Сразу надо понимать: если вы уже знаете то, как будете монетизировать свой проект, то это априори плохой стартап - ведь ваш мозг работает так, как должен работать в стандартной модели.

Вам нужны цифры, но в виде количества и качества аудитории, которую планируете охватить.

Другими словами нужно оценить количество аудитории и среднее количество денег в их карманах.

Если же инвестор требует иных цифр для стартапа, то значит это не подходящий инвестор и сам занимается не тем.

3. Низкий старт

Данная финансовая модель предполагает формирование бизнеса в условиях, когда можете вложить разве что свою ежемесячную зарплату или соизмеримую с этим сумму (чего уж точно не хватит на стандартную модель) и, при этом, вы не хотите придумывать что-то принципиально новое и ввязываться в фаундинг с инвесторами для стартапа.

Стратегия основана на том, что вы ищите, с одной стороны, то, что уже востребовано на рынке, но чего нет в предложении (либо предложение сильно ограничено) в определенном сегменте.

Подробно о стратегии поиска ниш методом сегментации рынков я писал здесь, а то, как искать технически искать ниши, описано здесь.

Такой подход - во всех отношениях что-то среднее между стартапом и стандартным бизнесом, и вам, чтобы заработать, нужно сначала создать маленькую бизнес-модель, а затем масштабировать ее.

Отсутствие денег здесь компенсируется наличием мозга, знаний и готовностью работать с партнерами, т.к. без партнеров вы не сможете смаштабировать бизнес, а значит и заработать.

Производные модели

Существуют ситуации, когда вы не можете напрямую использовать одну из вышеперечисленных моделей.

Например, по причине локальных монополий. Так торговые центры и маркет-плейсы захватывают территории и сегменты сбыта, беря под контроль конкуренцию.

В данном случае вам просто не дадут прямо или косвенно зайти в бизнес по стандартной модели: в торговых центрах следят за тем, чтобы новые арендаторы не конкурировали напрямую с уже работающими, а в маркет-плейсах у старых продавцов есть преимущества в позициях в категориях товаров.

Что делать в этом случае:

1. Сделать оценку приемлемого для потребителей данной площадки соотношения цен и качества.

2. Далее либо ввязываетесь в длинные арендные контракты с дорогим ремонтом и оборудованием, предлагая то, что, в принципе, уже есть на площадке, но под иным бредом и с отработанной бизнес-моделью, либо выбираете гибкий формат, позволяющих оперативно "переобуться", изменить ассортимент, закрыть бизнес и т.д.

Примеры для торгового центра:

Вариант-1: Открыть точку под франшизе с отработанной бизнес-моделью.

Вариант-2: Открыть "островок", который можно оперативно свернуть и в рамках которого можно, в целом, продавать все, что угодно.

Примеры для маркет-плейса:

Вариант-1: Изучить аналитику по группам товаров, которые лучше всего продаются, и зайти с уже отработанным успешным брендом, создав его самостоятельно или получив на него права.

Вариант-2: Смотреть то, что еще могут покупать на сайте, но чего еще на нем нет. У вас не будет больших продаж ни по одному из товаров, поэтому тут надо продавать все подряд и сокращать издержки без абсурдных попыток сконцентрироваться на одной товарной группе - в рамках узкого сегмента просто не найдете большого числа таких позиций и нивелируете свое главное преимущество - свободу выставлять практически все, что душе угодно.

Как искать ниши по для вторых вариантов описывал здесь.

В заключении...

Как видите, если навести порядок в голове, то без труда можно составить бизнес-план с реальными обоснованиями или смело от его отказаться, когда он и не нужен, ведь наши риски не превышают карманных расходов (Низкий старт).

Главное: не путать круглое с зеленым, выбирать правильную базовую финансовую модель и думать головой!

Я вижу тенденцию, которая лишь набирает обороты и состоит в том, что люди пытаются открыть что-то новое, но, при этом, это не масштабируемое, как в стартапе, но требует изначально относительно высоких вложений, как в стандартном бизнесе.

Результат: пытаются найти или составить "красивый" бизнес-план там, где он и не нужен. Потому что проблема не в самом бизнес-плане и в цифрах, а в базовой финансовой модели.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Цой жив
Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

Вот у меня аллергия на формализм не прошла со времен госсужбы, где цифры добывал вот таких образом ежедневно на протяжении трех лет

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Игорь

А, так это ты - нытик с минусами! Хотел статью минусануть, потому полная инфоцыганская ерунда, но ты же указал, у тебя ни опыта, ни образования. Так что прощаю.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

Очень спорно: между бизнесом и фрилансом - пропасть. Но что кому нужно или нет - это дело каждого. Эта статья для тех, кто хочет составить бизнес-план, но не может найти цифр, а не на тему "надо - не надо".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

Вот это все взято из личного опыта или домыслов?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

Окей, перечитайте внимательно статью. Я указываю как раз на то, что бизнес-план нужен при открытии изначально сложного бизнеса с инвестициями, а вот как раз то, что начинается с самостоятельной работы - там и планировать нечего

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kantor

ggg

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kantor

В день по статье писать - очень круто! А главное - ни о чем. Ну например какой может быть бизнес-план по открытию ларька с овощами рядом с домом? Примерная выручка 300 тр /мес летом , валовая прибыль 150 тр. Расходы: 30 тр на усушку-утруску, 60 тр. на пару сменных продавцов армянской национальности. Тысяч 30 - внереализационный доход от обвеса. Ну и налогов надо немного заплатить типа патента на 10 тр. Итого: 150 + 30 - 30 -60 -10= 80 тр чистой прибыли. Вы о таком бизнес-плане?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Shevtsov
Автор

Чего? При чем тут ларёк с овощами?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kantor

Так и я том. Не пойму цели статьи и кто должен быть ее читатель. Флуд сплошной

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда