{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

А вам в акселератор?

Что дает акселератор проекту? Мы попали в акселератор случайно, получив приглашение подать заявку. Я была скептически настроена, тк считала, что акселерация - это скорее для начинающего бизнеса/стартапа, и это больше про мотивацию фаундера/смузи и коворкинги. За 3 месяца я полностью изменила свое мнение как и стиль работы.

Скажу, что было самым интересным и сложным за это время:

- тестирование гипотез: в акселе тебя учат, что раз ты статап - делай как стартап, а не как большая компания, тестируй 5-10-20 (кто больше?) гипотез в неделю. Тестируй, значит, проверяй на цифрах, подтверждай или опровергай свои предположения, а не просто думай, что так есть. На самом деле этот процесс очень энергозатратный, так как нужно сформулировать свои предположения правильно, а потом понять, что будет результатом. Например, мы думаем, что если мы выведем вот такой продукт/фичу - будет успех, трекеры обязательно спросят тебя, что такое успех (в цифрах), и как можно быстро вывести этот продукт и затестить. Кстати, отрицательный результат - тоже самый настоящий результат. Трекеры помогают понять, что с ним делать.

- если ты уже работаешь как-то, на аксель ты приходишь с каким-то показателем, который ты хочешь пофиксить. Будь-то ретеншен, выручка, количество клиентов, средний чек и т.д. И вот настоящий челлендж спустя время не забыть, зачем ты пришел, потому что количество информации и открытий так много, что где-то в средине ты уже не ты, но тут на помощь приходят трекеры и спрашивают тебя, зачем ты здесь. Это очень отрезвляет. Правда, может оказаться, что в середине ты уже сделала pivot (полный разворот своего бизнеса) и показатели, которые ты отслеживаешь сильно изменились.

- спонсором тестирования всех гипотез является cusdev (customer development) по-русски - общение с клиентами. И тут не получится перекинуть это на менеджера по продажам, аксель ждет, что ты сам поймешь, как это делать. Не могу сказать, что обладаю сильными навыками продаж, но тут нужно понять, что custdev не равно продажам, расслабиться и умолять клиента сказать все, что он думает о тебе и о твоем продукте (заранее представиться как основатель). Сначала очень дискомфортно, хочется отложить это дело, заняться операционкой, в конце концов столько дел реальных, безотлагательных. Но со временем вырисовывается стопроцентная отдача от этого дела, до такой степени, что иногда можно понять всю бессмысленность происходящего, что ты думаешь одно, а твой клиент понимает твой продукт совершенно по-другому, использует его по-другому, а иногда, наш случай, вывести благодаря cusdev совершенно новый продукт (спасибо клиентам!). Хочу отметить, что нет предела совершенству cusdev- ты понимаешь это на личный встречах стрекерами (1-2 раза в неделю), в какой-то момент становится понятно, что нужно задавать самые неудобные для себя вопросы и все отцифровывать (привет, Андрей!). Резюмируя, чтобы протестировать гипотезу, нужно прямое касание с клиентов через cusdev.

- так как реальное производство у нас находится в Спб, а аксель в Москве, нужно было посто курсировать между двумя городами (раз в неделю), вести операционку, cusdev и поддерживать рост нового продукта. С одной стороны я в хорошем смысле слова завидовала проектам, которые только начинают, у них нет всей этой рутины, которую кто-то должен делать, пока ты с умным видом слушаешь лекции и все же пьешь смузи, с другой стороны нет ничего лучше, чем реально ручками применять то, что ты только что обсудил на своей живой клиентской базе и видеть результат достаточно быстро (хочешь не хочешь а ровно через неделю отчитайся по 10 гипотезам). Так что идти в аксель с вполне существующим и почему бы даже и без того успешным бизнесом можно! Кстати, там было пару таких примеров с неприличными цифрами по выручке :-) Наматывая км Спб-Мск (на машине) я прочла отличные книги, могу выделить "Спроси маму" (как раз про cusdev) и Lean Startup (наверное, не требует представления).

- такой метод работы (гипотеза-тест-результат-вывод-гипотеза...) остается с тобой и после акселя, так как ты уже не умеешь по-другому. Понимание, что у тебя на попытки и иттерации есть меньше времени и шансов, чем у крупного бизнеса, учит отсекать все лишнее и сосредоточиться на главном - рост. Не остается времени на сентиментальность по поводу, что совершенно не нужно но так горячо любимо тобой в твоем детище.

- ну и, наверное, еще один ключевой момент, который дает именно StartupLab (помимо трекеров онлайн и оффлайн, лекций, networking и тд) - это живые встречи с трекерами из бизнеса на разные темы, в нашем случае это было бирюзовое управление. Одним из фундаментальных открытий для меня лично, от которого в своей работе я стала отталкиваться, было вопрос на тему того, что я сделала чтобы если меня не станет, бизнес продолжал работать, или я хочу чтобы его тоже не стало (привет, Валера!). То есть, есть ли у меня только эгоистичная цель пожинать все его плоды или более глобальная цель пусть его в свободное плавание. Я стала принимать больше решений в таком ключе, максимально делегируя все, что только можно. Звучит, конечно, красиво, сидишь смотришь, как другие работают, но по факту пришло гораздо больше понимания, какие решения нужно принимать в ключевые моменты. Ну и вишенка на торте - работа с психологом т-а-т. Да, говорят, новое направление в психологии, для стартапов :-) Основная тема, что я сделала, чтобы у сотрудников было поле для принятия решения, оказалось - мало!

В общем я точно могу сказать, я повернула с дороги А на дорогу Б и она мне очень нравится! Спасибо Лабе :-) Кстати, ребята активно ищут проекты!

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Козявкин

По моему автор просто скопипастил какие-то свои заметки, дайте хоть вводную информацию в начале статьи - что за стартап, что за акселератор, на какой стадии пошли к ним, почему именно к ним. Еще напрягают все эти словечки типа "ретеншн", "пофиксить", "аксель"... В фразе "нужно было посто курсировать между двумя городами" опечатка или посто - это тоже какое-то новое слово?

Ответить
Развернуть ветку
Olga Nikitina
Автор

Евгений, статья написана для тех, кто думает о том, чтобы идти или не идти в акселератор, а не для тех, кто ищет грам ошибки (это вроде как не аудитория VC). В прошлой своей статье писала про проект, правда меня там обвинили в рекламе :-) в этой намеренно не стала, тк хотела, чтобы это было наглядно для людей, занимающихся совершенно разными бизнесами, индустрия не важна (к слову, мы занимаемся доставкой продуктов с рецептами, но сейчас делаем разные развороты в B2B). Жаргон - неотъемлемая часть венчурного мира, если вы в нем, знаете.
Про вводную информацию принято, буду иметь ввиду, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Aidar Kozgakhmetov

Все очень прикольно, только совершенно непонятно про какой акселератор речь? Их в Москве десятки))

Ответить
Развернуть ветку
Olga Nikitina
Автор

Startup Lab (в последнем абзаце пишу)

Ответить
Развернуть ветку
Халил Хамзин

Интересно в Алматы есть такие лабы? Чтобы как в Москве без кзшного ментала )

Ответить
Развернуть ветку
Olga Nikitina
Автор

ребята набирают проекты из разных стран, сейчас точно есть проект из Армении, но периодическое присутствие на встречах обязательно :-)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда