{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Не могу нигде работать, кроме как у вас»: что будет, если 10 лет в бизнесе относиться к людям по-человечески

В этом году моему основному бизнесу, студии разработки panfilov.digital, исполняется 10 лет. Это в три раза больше, чем средний срок жизни компании в России. Поделюсь, как мне удалось этого достичь.

Бизнес в России живет недолго ― ожидаемый срок жизни компаний всего три года. И лишь треть компаний в мире отмечает десятилетний юбилей.

Основные причины — недостаточная подготовка и опыт управления бизнесом, неудачные экономические условия, высокая конкуренция на рынке, неэффективный маркетинг.

Моя компания тоже пережила немало сложностей: экономические кризисы, уход ключевых клиентов, сокращения сотрудников, дебиторская задолженность и кассовые разрывы, февраль 2022 года.

Преодолев трудности, мы дошли до отметки в 10 лет и не собираемся на этом останавливаться.

Что помогло нам дожить до 10 лет

В начале августа половина сотрудников собралась в Москве на наш традиционный «кемп». Мы сидели на ужине, говорили за жизнь, и тут один тимлид небрежно бросил: «И как у тебя удалось собрать коллектив, в котором вообще нет токсичных людей?».

Меня это почему-то зацепило. Разве это не должно быть нормой? Я привык воспринимать сотрудников как взрослых и ответственных профессионалов. И полагаться, что, раз я кого-то нанял, то они в состоянии хорошо справиться со своей работой и умеют взаимодействовать в коллективе.

Однако почти у каждого моего сотрудника была ситуация в других компаниях, когда начальник или коллега унижал, обесценивал работу, не давал возможности высказаться, лишал возможности расти. Люди были вынуждены менять работу, а компании терпели убытки, связанные с поиском и онбордингом новых сотрудников.

Я считаю, что прожить так долго моей компании помогло то, что я всегда ставил на первое место человеческое отношение в коллективе

И это дало свои плоды:

  • 3 сотрудника (а это 10% от коллектива!) работают в компании все 10 лет;
  • По результатам опросов действующих и бывших сотрудников мы получили беджики на Хабре;
  • Если не брать в расчёт прошлый год, когда трясло всех, то наш средний показатель ротации сотрудников («текучести кадров») — не больше 10%;
  • Некоторые сотрудники уходили из компании, но через несколько месяцев возвращались со словами «Не могу нигде работать, кроме как у вас».

Я понимаю, что «человеческое отношение» звучит слишком абстрактно. Поэтому попытался разложить, что это для меня значит.

Есть такая книга Drive: The Surprising Truth About What Motivates Us автора Даниэля Пинка. Он считает, что для сохранения мотивации в команде важны три аспекта:

  • автономия;
  • мастерство;
  • предназначение.

Расскажу подробнее про каждый аспект на примере своей компании.

Наши беджики на «Хабр Карьере»

Автономия

Я с самого начала строил remote-first культуру в компании.

Поначалу был офис, где мы работали с менеджерским составом. Разработчики, дизайнеры и тестировщики всегда были на удалёнке. Затем я отменил необходимое посещение офиса и для менеджеров и, наконец, отказался от офиса совсем. Сейчас только арендую кабинет, в котором работаю один. Удалённый формат работы позволяет сотрудникам не быть привязанными к месту работы.

Наш основной принцип работы на удалёнке: свобода в обмен на ответственность

Для меня дикость записывать экраны компьютеров и использовать другие методы надзора. В компании считаем только потраченное на выполнение задач время, чтобы сводить управленческую отчётность. Ведь если сотрудник косячит и не попадает в KPI, это сразу становится видно, благодаря системе учёта задач. А если это происходит систематически, то мы расстаемся.

Такое доверие сотрудникам подкрепляется ответственностью с их стороны.

Компания стала для меня домом и началом карьеры более 10 лет назад! В то время когда остальные пытались тащить всех в офис (и по сей день делают так же 😂), здесь судили о работе по завершенным задачам, а не по времени проведенному на стуле. Поздравляю всех с юбилеем и желаю дальнейшего успешного развития!

Никита Салихов
работал с 2013 по 2016 год, сейчас — Scrum master в Action tech

Но мы все равно видимся ― раз в год. Гоняли в Анапу на море, встречали белые ночи в Питер, а после пандемии собираемся в Москве, в том числе в этом году — на юбилей. Общие воспоминания сближают и помогают в работе.

Мастерство

Сотрудники приходят в студии разработки, чтобы расти в профессиональном плане и совершенствовать свои навыки. Но я знаю много примеров, когда бизнесы боятся развивать своих сотрудников, растить себе конкурентов.

Я считаю иначе. В ситуации, когда работодатель видит своего сотрудника как потенциального конкурента или соперника нет ничего хорошего. Так невозможно двигаться вперед, потому что где нет развития, нет и роста.

Я сам самостоятельно научился программировать 20 лет назад, ещё в школе. И знаю, что самое интересное для разработчика — развиваться, применять новые технологии, находить нестандартные решения бизнес-задач.

Команда panfilov.digital делает больше 2000 часов разработки в месяц.

В компании мы ориентируемся на постоянное развитие. Обучение и самообучение поощряется ― сейчас в среднем 15% времени команды уходит на обучение и эксперименты с технологиями.

В прошлом году мы запустили panfilov.academy — бесплатную программу обучения для junior-разработчиков с гарантированным трудоустройством в студии. Сейчас в компании работают уже трое выпускников. Позднее в этом году откроем программу для менеджеров проектов.

До сих пор вспоминаю компанию с огромной теплотой, работать там было офигенно!

Мне давали свободу и позволяли расширять зону ответственности и принимать свои решения. Я чувствовал себя ценным членом команды и знал, что могу действительно внести свой вклад в каждый продукт или процесс.

А ещё компания всегда была чуткой к нашим запросам на профессиональное развитие, и это помогало мне стать еще лучше в том, что я делаю. Компания точно многому научила меня как руководителя и помогла развить предпринимательский потенциал.

Владимир Баяндин
работал с основания до 2018 года, сейчас — исполнительный директор онлайн-университета SkyPro

Предназначение

Для нас как разработчиков самое приятное — видеть, что результаты нашего труда приносят пользу людям.

Сегодня десятки тысяч людей ежедневно используют созданные нами продукты

За 10 лет мы успели поработать и с малым бизнесом, и с крупным, и со стартапами:

  • запустили первый интернет-магазин издательства «Эксмо»;
  • создали и поддерживаем на протяжении всех 10 лет сайт программы лояльности для ТД «Петрович»;
  • разработали интернет-магазины для компаний «Аквилон» и Tervolina;
  • создавали цифровые сервисы для Group-IB и Autospot;
  • сделали сайты для компании «Цифра» и Студий маникюра Лены Лениной;
  • много работали под NDA для крупнейших банков, страховых и технологических компаний страны;
  • входим в ключевые рейтинги студий разработки.

Всё это ― про признание.

Достижения моего бизнеса ― это достижения людей, которые в нем работают. Поэтому я многое делаю для того, чтобы люди знали и чувствовали ценность своей работы.

Мы регулярно публикуем новости в корпоративном пространстве в Notion. А в конце каждого квартала я записываю скринкаст и рассказываю о результатах проектов, какую ценность они принесли.

Скриншот из скринкаста с моим рассказом об итогах первого квартала этого года

В этом году мы также запустили свои продукты: это OK, Bob! — таск-менеджер с веб-интерфейсом внутри Telegram, и OnReport — каталог сервисов для бизнеса в России. У команды есть возможность напрямую влиять на результат, что тоже даёт ощущение «я на своем месте».

Выводы

Есть мнение, что без «жесткой руки» в коллективе нельзя добиться успеха. Моя история доказывает, что это не так. Я построил доверительную корпоративную культуру в компании, без «тоталитаризма», устрашений, ругани и повышения голоса — и это приводит к результатам.

Подписывайтесь на мой канал — в нём рассказываю о жизни компании и своём опыте предпринимательства.

0
50 комментариев
Написать комментарий...
Aleksey Lapaev

Не все твои сотрудники новореги на vc )
Я работаю в panfilov.digital 4 года и как раз являюсь тем тимлидом, который спросил про то, как удалось собрать коллектив без токсичных людей. Это на самом деле так и есть.

У нас в коллективе позитивная атмосфера, мы ориентированы на решению задач клиентов, а не на выяснение отношений между собой. Даже если совершаются какие-то ошибки, то мы их разбираем, а не ищем виноватого, чтобы его наказать. Программы для отслеживания экранов действительно не используем.

До прихода в компанию много где поработал, поэтому контраст с тем, как организована работа, был заметен сразу. У нас действительно можно развиваться и расти как профессионал. Инициативность сотрудников всегда поощряется. Задачи интересные, проекты чаще всего не являются какими-то типовыми интернет магазинами. График комфортный, остается время на что-то другое помимо работы.

Резюмируя, работаю здесь и ни о чем не жалею, это реально крутая компания с потрясающим директором. Макс, спасибо, что собрал нас всех вместе :)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Лёша, спасибо! Очень приятно!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Есть идея попросить бывших и нынешних клиентов и сотрудников оставить свои комментарии по поводу сотрудничества с компанией — как думаете, захейтят за такое на vc и отправят в бан за то, что позвал «новорегов»?

Ответить
Развернуть ветку
Askhat A.

Классный путь компании! Здорово что у вас получилось. У меня есть другой пример, когда из компании начали уходить ключевые сотрудники на 9-10 год жизни компании. Хотя до этого текучки не было (за 7 лет ушло 3 сотрудника, при численности компании 10-15 человек).

Попробуйте привлечь клиентов и сотрудников для комментариев, почему бы и нет. Читают статьи гораздо больше людей, а оставляют хейт и едкие комментарии единицы. Будет интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Спасибо за ваш отклик и поддержку! А чем ваша компания занималась? Или занимается — и вы пережили уход ключевых сотрудников?

Ответить
Развернуть ветку
Askhat A.

Компания занимается, я ушел из неё :-)

Сфера – продажа строительных материалов для частного домостроения и для больших застройщиков. Кирпич, керамика. клинкер, тротуарная плитка и т.д.

Да в общем и целом компания такие моменты переживает. Меняется, трансформируется.

На мой взгляд уход нескольких сотрудников часто связан с тем, что к определенному этапу развития компании требуется модернизация оргструктуры, а она не проводится или проводится неверно. От этого возникает недопонимание и зреет конфликт.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Понял, думал это ваша компания)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Алексеевич

Наоборот!
Классный ход! 😉👍🔥

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Александр, спасибо! Уже зову :)

Ответить
Развернуть ветку
Strunoder

Для меня в компании самым ценным была именно горизонтальный стиль управления и возможность брать на себя ответственность без постоянного "А КАГДА?!"Рад что в своей карьере успел поработать в этой компании, это повлияло на меня не только в проффесиональном плане, но и вернула веру в сферу в том смысле что есть не только галеры где из тебя выжимают все соки и выкидавают на мороз когда выгораешь, но и компании где к тебе относятся с уважением как к человеку и проффесионалу.

Причины ухода мне сейчас стали ясны (спустя год). Я не могу работать даже по самому простому таймеру, из-за своей гипер ответственности. Меня выматывал сам факт что есть какой-то отсчёт времени и нужно ему следовать.Сейчас кардинально сменил сферу и работаю в стартапе без таймера и пока полёт нормальный :)

Что тоже немаловажно, работа в panfilov.digital помогла мне научится правильно выстраивать границы и не брать на себя больше чем я могу сделать. Это важная штука, которой можно научится в немногих компаниях

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Витя, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Соловьев

Работаю в студии Макса чуть больше года, очень нравится подход и построение дел в компании, в целом, читая статью ни разу не возникло мысли что что-то не совпадает с реальностью :)
Есть возможность развиваться, есть возможность брать ответственность и повышать свои профессиональные навыки.
Все относятся друг к другу по-человечески, поддерживают и помогают. Я рад, что я в такой команде

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Спасибо, Никита!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комаровский

«Не могу нигде работать, кроме как у вас»: что будет, если приковывать сотрудников к батарее. (Извините!)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Павел, вас прощаю! ☺️

Ответить
Развернуть ветку
Алдар Галсанов

Работаю продактом в okbob.app, где отвечаю за ресерч. Нравится в работе с Максимом широкая ответственность и гибкость. На прошлом месте были токсичные ребята, при этом обязательный трекинг времени. В общем, чувствовалось, что есть недоверие ко мне и моей работе. А ещё увидел, что хотите открыть набор для проджектов, было б круто пройти курс, не хватает проектных скиллов:)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Алдар, спасибо! Обязательно тебя приглашу на программу для менеджеров)

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana Breygina

Думаю, это тот случай, когда внешнее действительно отражает внутреннее: организованность, человеческое отношение, готовность понять-принять-объяснить и пойти на встречу. За все годы сотрудничества с вами прониклась искренней любовью к каждому члену команды, которая трудится над нашим проектом (https://www.zyfra.com/ru/). Желаю дальнейших роста и развития! 🤟

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Таня, спасибо большое! Рады сотрудничеству!

Ответить
Развернуть ветку
vasnecova

Интересный опыт. Я также раньше думала, что если относиться к людям по-человечески, рано или поздно они сядут на голову

Ответить
Развернуть ветку
Eric Bloomberg

Рано или поздно так и случается, просто все мы разные: кто-то сядет а кто-то нет)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Жизнь полна сюрпризов :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Поплоухин

Разница в подходах играет большую роль. Если относиться к сотруднику, как будто он уже сел или обязательно сядет на шею, то и результат будет соответствующим. К примеру, человеку интересна работа, развитие, продвижение проектов. Для него это станет большим демотивирующим фактором.

Ответить
Развернуть ветку
Александра Кашицына

В самом начале работы в компании Максима мое сознание круто развернул приоритетный ориентир на "что теперь думаешь делать" вместо "как так вышло???!!!!", который регулярно встречался в других местах

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Саша, спасибо! Приятно слышать!

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

дело не столько в человеческом отношении, как в нормальной организации работы: все проблемы с начальством и между людьми всегда в плохой организации процесса

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Спасибо за вашу точку зрения. Вы поднимаете важный вопрос о роли организации работы в эффективном функционировании коллектива. Действительно, хорошо налаженные бизнес-процессы и структуры могут существенно повлиять на успешность работы команды.

Тем не менее, стоит отметить, что человеческие отношения также имеют большое значение. Даже в самой хорошо организованной структуре могут возникнуть межличностные конфликты, если не уделять внимание коммуникации, уважению и пониманию между коллегами.

Современные организации всё чаще признают, что баланс между хорошими рабочими процессами и позитивными межличностными отношениями является ключевым фактором для достижения высокой производительности и уровня удовлетворенности сотрудников. В конечном итоге, комбинация эффективных бизнес-процессов и поддерживающей атмосферы в коллективе может максимально способствовать успешности компании.

С учетом этого, соглашусь с вами, что организация работы играет ключевую роль, но и человеческие отношения не стоит забывать в процессе создания здорового и результативного бизнес-окружения.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Иванов
Есть мнение, что без «жесткой руки» в коллективе нельзя добиться успеха. Моя история доказывает, что это не так.

Смотря что считать за успех. Если успех это работать с приятными людьми вместе, то тогда действительно доказывает. Если успех это огромная прибыль, то ничего не доказывает.

Когда читаю подобные статьи всегда складывается ощущение, что вот человек понял жизнь и добился успеха, потом нахожу ИНН компании, проверяю финансовые результаты и разочаровываюсь. Одно дело когда такие строки пишет человек которые сотни миллионов зарабатывают и совсем другое когда у компании годовой оборот около 30 миллионов в год.

Каждый собственник в зависимости от своих целей и амбиций выстраивает свою компанию на тех или иных принципах. В классическом понимании успешный бизнес - это компания с хорошо выстроенным бизнес процессом, которая не "ляжет на бок" от того что кто-то из сотрудников (или несколько сразу) уйдут. Именно для этого выстраиваются правила которые контролируют сотрудников и позволяют средним исполнителям достигать стабильно хороших результатов, а так же заменять выбывших исполнителей без особой боли. Если же правил нет, то приходится выстраивать отношения с сотрудниками на других принципах, мотивировать их хорошими зарплатами или "человеческими условиями" на рабочем месте и соответствующим отношением со стороны руководителя. Но при всем при этом сотрудники никогда не будут прыгать выше головы, потому что им это не нужно, это нужно собственнику. Можно ли построить великую компанию (или хотя бы крупную) в таких условиях? Нельзя, можно только утешаться тем что компания просуществовала в три раза больше, чем "ожидаемый срок жизни компаний всего три года".

Своим комментарием я вовсе не хотел как-то приуменьшить заслуги автора. Здорово что появляются подобные компании и создают крутую атмосферу на работе, где всем комфортно и хорошо. Автор без сомнения молодец и далеко не каждый сможет повторить его путь.

P.S. Для тех, кто-то прочитав эти строки почувствовал долю истины в моих словах, могу порекомендовать фильм "Кто убил BlackBerry". В нем как раз хорошо показано, как из "уютной" компании выстраивается великая.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Игорь, спасибо за отклик! Фильм смотрел, норм!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Поплоухин

В panfilov.digital уже больше двух лет на роли проджект-менеджера. Могу сказать, что определенно лучшая компания, где работал.
Отношение, коллектив, поддержка и отсутствие какой-либо токсичности – не только на словах, но и на деле. Есть все предпосылки для того, чтобы развиваться и создавать качественные проекты. Не бывает такого, что чья-то работа обесценивается. В случае когда что-то идет не так, не ищутся виноватые, а проводятся ретроспективы с целью улучшений и понимания, что с этим можно сделать в будущем. Здоровая атмосфера и правильно выстроенные процессы помогают и прокачиваться разработчикам, и постоянно улучшать наши проекты.
Очень важны принципы свободы и доверия, лично для меня это действительно играет большую роль.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Серёжа, спасибо! Приятно!

Ответить
Развернуть ветку
Валерьян Брунин

Крутая статья. Приятно читать, что мы не одни такие, кто видит в сотрудниках не конкурентов, а своих друзей и команду, с которыми надо развивать бизнес! Удачи вам, спасибо за крутой текст;)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Валерьян, спасибо! Круто, вам так же успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Василий Кокорин

Человеческие отношения в коллективе сейчас преимущественно для поиска места работы, ценить люди себя больше стали

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Ваша точка зрения интересна. Действительно, сегодня в мире бизнеса наблюдается рост важности человеческих отношений в рабочем коллективе. Однако я бы хотел немного уточнить ваш комментарий, так как его смысл может быть не совсем ясен.

Если вы имеете в виду, что люди сейчас более внимательно выбирают место работы, уделяя внимание атмосфере и отношениям в коллективе, то это действительно актуальное наблюдение. В наше время многие работники понимают, что комфортное и поддерживающее окружение может положительно сказаться на их продуктивности и общем самочувствии. Компании, которые активно инвестируют в создание позитивной корпоративной культуры и поддерживают здоровые межличностные отношения, обычно привлекают более мотивированных и преданных сотрудников.

Однако, если вы имеете в виду что-то другое, я был бы рад услышать дополнительные детали, чтобы более точно понять вашу точку зрения.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Ivanov

Сорее всего имеется ввиду, что одина из основных причин трудоустроиться - коллектив, а не печеньки и апельсины с диванами. Только вот одна проблема, есть опыт трудоустройства и на удаленку и в офис, где свиду все было прекрасно...
Но через несколько дней ты понимаешь, в какой люто-токсичный коллектив ты вляпался. Буквально на третий день получаешь негатив и обвинения, через неделю участвуешь в ежедневных разборках в поисках виноватых.. Потом увольняешься просто в один день.
Работаю в команде Максима больше трех лет, коллектив - золото, отсутствие какого либо негатива, все построено на доверии. Обратная связь сотрудников (которой, кстати, в токсичных коллектиывах никогда нет) - отдельная крутая фишка, такое впервые встретил.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Спасибо, Андрей!

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Пивульский

Максим, а когда и почему вы переименовались?
Ratio субъективно классное название!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Владимир, переименовались в прошлом году. Так получилось, что персональный бренд был сильнее бренда компании, и чтобы не распыляться, я объединил направления бизнеса под личным брендом.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Отличный результат! Спасибо за отклик!

Ответить
Развернуть ветку
Вечер в хату

Пока коллектив = семья (причем не только для руководителя), можно экспериментировать с разными способами управления, и многие из них даже будут работать (но только в этом случае вы на каждую вакансию ищите не сотрудника, а члена семьи).
Но, как только коллектив начнете расти до 50+ человек, без жесткой руки (не от слова жесть конечно же)) не обойтись, поскольку ни личного примера, ни 24 часов в сутках, ни везения, ни печенек уже категорически не хватает.)

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Возможно поэтому я хочу делать не одну большую компанию, а несколько небольших :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Ivanov

Бывает жесть и в коллективе из 15 человек

Ответить
Развернуть ветку
Ларри Суртайев

Важно помнить, что этика и мораль - основа успешного бизнеса. Как отношение к людям влияет на долгосрочный успех?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Вы абсолютно правы, этика и мораль играют ключевую роль в формировании успешного бизнеса. Положительное отношение к людям не только влияет на текущие бизнес-взаимодействия, но также имеет значительное влияние на долгосрочный успех компании.

Во-первых, честное и уважительное обращение с клиентами, партнёрами и сотрудниками способствует построению доверия. Доверие - это фундаментальный элемент долгосрочных бизнес-отношений. Когда клиенты и партнёры видят, что компания придерживается высоких этических стандартов, они склонны оставаться с ней на протяжении многих лет.

Во-вторых, этические практики способствуют созданию положительной репутации компании. В мире, где информация быстро распространяется через социальные сети и интернет, репутация играет огромную роль. Отрицательные отзывы о неэтичных действиях могут серьёзно повредить репутации компании и отразиться на её доходах в долгосрочной перспективе.

Наконец, забота о сотрудниках и их благополучие являются неотъемлемой частью успешной организации. Компании, где сотрудники ощущают себя уважаемыми и поддержанными, обычно имеют более высокую производительность и меньший текучесть кадров. Это позволяет снизить затраты на найм и обучение новых сотрудников.

Таким образом, отношение к людям имеет огромное значение для долгосрочного успеха бизнеса. Этические практики и моральные принципы не только способствуют созданию благоприятной рабочей среды, но и формируют основу для устойчивого роста, доверия клиентов и поддержания положительной репутации компании.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Панков

конечно важно когда тимлидер адекватный и человечный ,но многое конечно зависит и от самих сотрудников

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Спасибо за ваш комментарий. Вы абсолютно правы, что роль тимлидера и самостоятельное поведение сотрудников играют важную роль в создании продуктивной рабочей атмосферы.

Адекватный и человечный тимлидер действительно способен вдохновлять и мотивировать команду, создавая позитивное рабочее окружение. Он может оказать значительное влияние на сплоченность коллектива и продуктивность работников.

Однако, как вы верно отметили, сотрудники также играют ключевую роль в успехе команды. Их ответственность, профессионализм и способность работать в коллективе существенно влияют на достижение общих целей. Взаимодействие между тимлидером и сотрудниками, а также между самими сотрудниками, формирует культуру сотрудничества и взаимодействия, которая является важной составляющей успеха команды.

Таким образом, успех в большой степени действительно зависит как от руководства, так и от самих сотрудников. Взаимодействие и сотрудничество между ними формируют основу для эффективного и результативного рабочего процесса.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Юркина

Не могу сказать обо всех ваших сотрудниках, но точно скажу об одном из них, который сейчас тим лидит на проекте, где я менеджер. Это лучший сотрудник, которого я встречала когда-либо. И по хард, и, что для меня более вадно, по софт скиллам.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов
Автор

Анастасия, спасибо за отклик! Очень приятно!

Ответить
Развернуть ветку
47 комментариев
Раскрывать всегда