«Не могу нигде работать, кроме как у вас»: что будет, если 10 лет в бизнесе относиться к людям по-человечески

В этом году моему основному бизнесу, студии разработки panfilov.digital, исполняется 10 лет. Это в три раза больше, чем средний срок жизни компании в России. Поделюсь, как мне удалось этого достичь.

«Не могу нигде работать, кроме как у вас»: что будет, если 10 лет в бизнесе относиться к людям по-человечески

Бизнес в России живет недолго ― ожидаемый срок жизни компаний всего три года. И лишь треть компаний в мире отмечает десятилетний юбилей.

Основные причины — недостаточная подготовка и опыт управления бизнесом, неудачные экономические условия, высокая конкуренция на рынке, неэффективный маркетинг.

Моя компания тоже пережила немало сложностей: экономические кризисы, уход ключевых клиентов, сокращения сотрудников, дебиторская задолженность и кассовые разрывы, февраль 2022 года.

Преодолев трудности, мы дошли до отметки в 10 лет и не собираемся на этом останавливаться.

Что помогло нам дожить до 10 лет

В начале августа половина сотрудников собралась в Москве на наш традиционный «кемп». Мы сидели на ужине, говорили за жизнь, и тут один тимлид небрежно бросил: «И как у тебя удалось собрать коллектив, в котором вообще нет токсичных людей?».

Меня это почему-то зацепило. Разве это не должно быть нормой? Я привык воспринимать сотрудников как взрослых и ответственных профессионалов. И полагаться, что, раз я кого-то нанял, то они в состоянии хорошо справиться со своей работой и умеют взаимодействовать в коллективе.

Однако почти у каждого моего сотрудника была ситуация в других компаниях, когда начальник или коллега унижал, обесценивал работу, не давал возможности высказаться, лишал возможности расти. Люди были вынуждены менять работу, а компании терпели убытки, связанные с поиском и онбордингом новых сотрудников.

Я считаю, что прожить так долго моей компании помогло то, что я всегда ставил на первое место человеческое отношение в коллективе

И это дало свои плоды:

  • 3 сотрудника (а это 10% от коллектива!) работают в компании все 10 лет;
  • По результатам опросов действующих и бывших сотрудников мы получили беджики на Хабре;
  • Если не брать в расчёт прошлый год, когда трясло всех, то наш средний показатель ротации сотрудников («текучести кадров») — не больше 10%;
  • Некоторые сотрудники уходили из компании, но через несколько месяцев возвращались со словами «Не могу нигде работать, кроме как у вас».

Я понимаю, что «человеческое отношение» звучит слишком абстрактно. Поэтому попытался разложить, что это для меня значит.

Есть такая книга Drive: The Surprising Truth About What Motivates Us автора Даниэля Пинка. Он считает, что для сохранения мотивации в команде важны три аспекта:

  • автономия;
  • мастерство;
  • предназначение.

Расскажу подробнее про каждый аспект на примере своей компании.

<a href="https://career.habr.com/companies/panfilov-digital/awards" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Наши беджики</a> на «Хабр Карьере»
Наши беджики на «Хабр Карьере»

Автономия

Я с самого начала строил remote-first культуру в компании.

Поначалу был офис, где мы работали с менеджерским составом. Разработчики, дизайнеры и тестировщики всегда были на удалёнке. Затем я отменил необходимое посещение офиса и для менеджеров и, наконец, отказался от офиса совсем. Сейчас только арендую кабинет, в котором работаю один. Удалённый формат работы позволяет сотрудникам не быть привязанными к месту работы.

Наш основной принцип работы на удалёнке: свобода в обмен на ответственность

Для меня дикость записывать экраны компьютеров и использовать другие методы надзора. В компании считаем только потраченное на выполнение задач время, чтобы сводить управленческую отчётность. Ведь если сотрудник косячит и не попадает в KPI, это сразу становится видно, благодаря системе учёта задач. А если это происходит систематически, то мы расстаемся.

Такое доверие сотрудникам подкрепляется ответственностью с их стороны.

Компания стала для меня домом и началом карьеры более 10 лет назад! В то время когда остальные пытались тащить всех в офис (и по сей день делают так же 😂), здесь судили о работе по завершенным задачам, а не по времени проведенному на стуле. Поздравляю всех с юбилеем и желаю дальнейшего успешного развития!

Никита Салихов
работал с 2013 по 2016 год, сейчас — Scrum master в Action tech

Но мы все равно видимся ― раз в год. Гоняли в Анапу на море, встречали белые ночи в Питер, а после пандемии собираемся в Москве, в том числе в этом году — на юбилей. Общие воспоминания сближают и помогают в работе.

Мастерство

Сотрудники приходят в студии разработки, чтобы расти в профессиональном плане и совершенствовать свои навыки. Но я знаю много примеров, когда бизнесы боятся развивать своих сотрудников, растить себе конкурентов.

Я считаю иначе. В ситуации, когда работодатель видит своего сотрудника как потенциального конкурента или соперника нет ничего хорошего. Так невозможно двигаться вперед, потому что где нет развития, нет и роста.

Я сам самостоятельно научился программировать 20 лет назад, ещё в школе. И знаю, что самое интересное для разработчика — развиваться, применять новые технологии, находить нестандартные решения бизнес-задач.

Команда panfilov.digital делает больше 2000 часов разработки в месяц.
Команда panfilov.digital делает больше 2000 часов разработки в месяц.

В компании мы ориентируемся на постоянное развитие. Обучение и самообучение поощряется ― сейчас в среднем 15% времени команды уходит на обучение и эксперименты с технологиями.

В прошлом году мы запустили panfilov.academy — бесплатную программу обучения для junior-разработчиков с гарантированным трудоустройством в студии. Сейчас в компании работают уже трое выпускников. Позднее в этом году откроем программу для менеджеров проектов.

До сих пор вспоминаю компанию с огромной теплотой, работать там было офигенно!

Мне давали свободу и позволяли расширять зону ответственности и принимать свои решения. Я чувствовал себя ценным членом команды и знал, что могу действительно внести свой вклад в каждый продукт или процесс.

А ещё компания всегда была чуткой к нашим запросам на профессиональное развитие, и это помогало мне стать еще лучше в том, что я делаю. Компания точно многому научила меня как руководителя и помогла развить предпринимательский потенциал.

Владимир Баяндин
работал с основания до 2018 года, сейчас — исполнительный директор онлайн-университета SkyPro

Предназначение

Для нас как разработчиков самое приятное — видеть, что результаты нашего труда приносят пользу людям.

Сегодня десятки тысяч людей ежедневно используют созданные нами продукты

За 10 лет мы успели поработать и с малым бизнесом, и с крупным, и со стартапами:

  • запустили первый интернет-магазин издательства «Эксмо»;
  • создали и поддерживаем на протяжении всех 10 лет сайт программы лояльности для ТД «Петрович»;
  • разработали интернет-магазины для компаний «Аквилон» и Tervolina;
  • создавали цифровые сервисы для Group-IB и Autospot;
  • сделали сайты для компании «Цифра» и Студий маникюра Лены Лениной;
  • много работали под NDA для крупнейших банков, страховых и технологических компаний страны;
  • входим в ключевые рейтинги студий разработки.

Всё это ― про признание.

Достижения моего бизнеса ― это достижения людей, которые в нем работают. Поэтому я многое делаю для того, чтобы люди знали и чувствовали ценность своей работы.

Мы регулярно публикуем новости в корпоративном пространстве в Notion. А в конце каждого квартала я записываю скринкаст и рассказываю о результатах проектов, какую ценность они принесли.

Скриншот из скринкаста с моим рассказом об итогах первого квартала этого года
Скриншот из скринкаста с моим рассказом об итогах первого квартала этого года

В этом году мы также запустили свои продукты: это OK, Bob! — таск-менеджер с веб-интерфейсом внутри Telegram, и OnReport — каталог сервисов для бизнеса в России. У команды есть возможность напрямую влиять на результат, что тоже даёт ощущение «я на своем месте».

Выводы

Есть мнение, что без «жесткой руки» в коллективе нельзя добиться успеха. Моя история доказывает, что это не так. Я построил доверительную корпоративную культуру в компании, без «тоталитаризма», устрашений, ругани и повышения голоса — и это приводит к результатам.

Подписывайтесь на мой канал — в нём рассказываю о жизни компании и своём опыте предпринимательства.

6565
50 комментариев

Не все твои сотрудники новореги на vc )
Я работаю в panfilov.digital 4 года и как раз являюсь тем тимлидом, который спросил про то, как удалось собрать коллектив без токсичных людей. Это на самом деле так и есть.

У нас в коллективе позитивная атмосфера, мы ориентированы на решению задач клиентов, а не на выяснение отношений между собой. Даже если совершаются какие-то ошибки, то мы их разбираем, а не ищем виноватого, чтобы его наказать. Программы для отслеживания экранов действительно не используем.

До прихода в компанию много где поработал, поэтому контраст с тем, как организована работа, был заметен сразу. У нас действительно можно развиваться и расти как профессионал. Инициативность сотрудников всегда поощряется. Задачи интересные, проекты чаще всего не являются какими-то типовыми интернет магазинами. График комфортный, остается время на что-то другое помимо работы.

Резюмируя, работаю здесь и ни о чем не жалею, это реально крутая компания с потрясающим директором. Макс, спасибо, что собрал нас всех вместе :)

12
Ответить

Лёша, спасибо! Очень приятно!

4
Ответить

Есть идея попросить бывших и нынешних клиентов и сотрудников оставить свои комментарии по поводу сотрудничества с компанией — как думаете, захейтят за такое на vc и отправят в бан за то, что позвал «новорегов»?

9
Ответить

Классный путь компании! Здорово что у вас получилось. У меня есть другой пример, когда из компании начали уходить ключевые сотрудники на 9-10 год жизни компании. Хотя до этого текучки не было (за 7 лет ушло 3 сотрудника, при численности компании 10-15 человек).

Попробуйте привлечь клиентов и сотрудников для комментариев, почему бы и нет. Читают статьи гораздо больше людей, а оставляют хейт и едкие комментарии единицы. Будет интересно.

2
Ответить

Наоборот!
Классный ход! 😉👍🔥

1
Ответить

Для меня в компании самым ценным была именно горизонтальный стиль управления и возможность брать на себя ответственность без постоянного "А КАГДА?!"Рад что в своей карьере успел поработать в этой компании, это повлияло на меня не только в проффесиональном плане, но и вернула веру в сферу в том смысле что есть не только галеры где из тебя выжимают все соки и выкидавают на мороз когда выгораешь, но и компании где к тебе относятся с уважением как к человеку и проффесионалу.

Причины ухода мне сейчас стали ясны (спустя год). Я не могу работать даже по самому простому таймеру, из-за своей гипер ответственности. Меня выматывал сам факт что есть какой-то отсчёт времени и нужно ему следовать.Сейчас кардинально сменил сферу и работаю в стартапе без таймера и пока полёт нормальный :)

Что тоже немаловажно, работа в panfilov.digital помогла мне научится правильно выстраивать границы и не брать на себя больше чем я могу сделать. Это важная штука, которой можно научится в немногих компаниях

6
Ответить

Витя, спасибо!

1
Ответить