{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему ваши цели не работают? Топ-3 ошибки целеполагания

Поставили цели → ничего не делали → огорчились, что цели не работают. Вы удивитесь, но подобная ситуация происходит в большинстве команд, которые только начинают осознанно работать с целеполаганием. В статье расскажу 3 причины, почему цели не работают, и дам короткую инструкцию, как это исправить.

Меня зовут Павел Стоянов, я продакт в Тинькофф Бизнес и амбассадор фреймворка OKR. Я всегда начинаю работу с цифр и целей. По ходу работы встретил много ошибок целеполагания, которые не дают командам начать жить по целям, а демотивируют команду и тратят время. Эту статью пишу по мотивам стрима “Цели не дают рост”.

Ниже описаны очевидные вещи, но почему-то именно они чаще всего и всплывают:

1 — цели слишком общие и не дают понимания команде, что делать

Вы удивитесь, но на этапе постановки целей самая частая проблема – это некорректная цель.

Чаща всего в качестве цели ставится что-то типа «Увеличить прибыль в 2 раза” или "Раскачать привлечение новых клиентов до 200 в месяц”. И да, формально – это цель.

Но такие цели универсальные и могут быть применены к любой компании. Они не учитывают контекст и не дают понимания, за счёт чего именно будет тот самый рост. А в том, что рост нужен, ни у кого сомнения обычно нет.

Для объединения команды и работы в правильном направлении, важно на этапе постановки обсуждать именно рычаги роста, а не хотелки. Например, сотрудники договорятся, что рост выручки получится достигнуть через запуск нового продукта или создания нового процесса работы с клиентами. Это и нужно ставить в цель.

При этом идеи по росту не обязательно должен выдавать сам руководитель. Задача лидера организовать процесс, в котором команда сама определит рычаги роста.

Для работы с целями я использую фреймворк OKR (objectives & key results) . В простой игре за 10 минут OKR_Game🦁 можете на простом примере понять, как работают OKR и почему это круто!

2 — рабочие процессы не привязаны к целям

Ещё бывает такое: “Поставили цели, но ничего не двигается”

Обычно это происходит из-за того, что после постановки целей в компании никто не уделяет должного внимания двум вещам:

  • Составление дорожной карты инициатив. В том же запуске нового продукта участвует несколько отделов — от маркетинга до разработки. Если не обсудить примерный план, кто и что делает, то вероятность достижения уменьшается почти до нуля.
  • Освобождение людей от текущих процессов. Никакая дорожная карта не поможет, если люди зашиваются в текущих процессах. Поэтому всегда спрашивайте, есть ли у людей время на новые цели. Если нет, то нужно сначала договориться об изменении текущих процессов и определить, от чего мы отказываемся. Иногда выбирают промежуточную цель, которая поможет людям разгрузиться. Например, автоматизация процессов.

Мем отлично описывает проблему, когда появились новые цели, а рутина и старые процессы ещё не поменялись. Как результат целеполагание не переходит в целедостижение.

3 — никто ничего не делает для достижения цели

Но даже если цель конкретная и понятная, а дорожная карта нарисована, то вас поджидает ещё одна проблема — сотрудники не отслеживают прогресса по цели или делают это не системно. В итоге про цель все забывают и возвращаются к старым процессам.

Также частая ошибка отслеживать прогресс по целям всего раз в квартал или даже раз в год. Так тоже не работает, потому что фокус команда потеряет уже через 2–4 недели.

Вот хорошая аналогия — если вы едете из Берлина в Париж на машине, то как часто вы будете смотреть на карту? Уж точно не только в конце пути

Смотреть на цели нужно, чтобы:

-- понимать, есть ли прогресс или нет

-- выделять проекты, которые дали большой прогресс по цели и масштабировать их

-- отсекать лишние инициативы, которые команда так и хочет впихнуть в себя

Что делать:

  • Запланируйте регулярные (лучше раз в две недели) встречи, где будете обсуждать прогресс по целям.
  • На таких встречах не просто обсуждайте, а принимайте решения — что-то перестать делать, что-то начать.
  • Раз в несколько месяцев проводите ретроспективу и спрашивайте у сотрудников их мнение по процессу — постоянно улучшайте процесс.

Резюмируя, хочется сказать, что целеполагание — это гораздо больше, чем спустить ваши хотелки на сотрудников. При этом кропотливая работа с целями и забота об их выполнении окупается сполна.

О подобных проблемах целеполагания пишу в канале OKR_Stoyanov. А также выкладываю реальные бизнес-кейсы.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Георгий Лессар

Рекомендации, на мой взгляд, получились скомканные. Цели, процессы - все вперемешку. Какой не возьми фреймворк или методологию - OKR или PMBOK, следует помнить о трех основных моментах:

1. Для любой цели необходимо формировать 3-5 измеримых параметров эффективности, достижение которых (в предлах 50-70%) будет свидетельствовать о достижении цели;
2. Регулярность контроля достижения этих параметров зависит от общих сроков достижения цели. Если цель на год, то параметры имеет смысл контролировать раз в квартал.
3. Цели меняются вместе с конъюнктурой. Важно постоянно отслеживать внешние факторы и их изменения, чтоб не оказаться в ситуации бессмысленной погони за достижением неактуальных целей.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Stoyanov
Автор

Спасибо, что дополнили мое мнение)
Полностью согласен со всем пунктами - они важны

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Греков

Благодарю за статью и ваш опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Упущено на мой взгляд главное - наличие ресурсов для достижения той или иной цели. Хотеть то как говорится не вредно, но нужны деньги, связи, сотрудники квалифицированные, резервы, хотя бы по минимуму.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Stoyanov
Автор

Поддерживаю — это важная тема. Я ее немного зацепил в пункте 2, но у тебя лучше раскрыто

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Кипер

Информативно, благодарю, нужно будет пересмотреть свой подход...

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Stoyanov
Автор

Спасибо!
А что именно вы делаете не так?

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Сулагаев

Статья может наоборот запутать собственника. Цель заработать денег это не хотелка. Очень странно, что в статье намекается на обратное. Ощущение, что писал не собственник.

Цель заработать (столько-то) денег как раз является верной и основополагающей целью во всех случаях. И именно о ней собственник должен думать в первую очередь.

Рычаги/ процессы, за счет чего достигается цель, являются лишь проходными точками. Они могут меняться от внутренних или внешних факторов.
Проходные точки для собственника, конечно, но не для сотрудников. Эти "рычаги" упаковываются в цель, приправляются щепоткой "идеологии" и отдаются сотрудникам в работу. И именно по ним идет "сверка".

И да, первое изображение в статье - совершенно не верное. Просто подмена понятий.

Ответить
Развернуть ветку
Tim Mozgov

мб пропустил, а на какую (количество людей) команду это решение рассчитано?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Stoyanov
Автор

Считаю, что в контексте этих трех пунктов количество людей не принципиально.
Но в общем виде — чем больше людей в компании, тем больше команд, а значит и слоев целей

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда