Как не потратить деньги на аналитику зря

В ИТ-отраслях принято считать, что аналитика — основа любого проекта и без неё шагу ступить нельзя. Но на самом деле это не так.

В закладки

Фазу исследований можно сокращать, быстро миновать в начале работ, растягивать на весь проект и направлять не на описание мира вокруг, а на изучение бизнеса заказчика. Но для этого нужно легче относиться к аналитике и считать её «продажей наоборот». Рассказываем, что имеем в виду.

Примерно все ИТ-проекты начинаются с аналитической части. Это относится и к разработке программ, и к рекламе, и к созданию дизайна.

При этом во многих ИТ-отраслях фаза аналитики зацементирована намертво. С каким бы проектом вы ни пришли к исполнителю, вам скажут: «Сперва мы потратим столько-то часов на изучение конкурентов, поговорим с пользователям, составим портреты, проработаем жизненные ситуации, нарисуем CJM, подготовим карту сайта… И, может, даже эту информацию как-то переработаем».

Иногда это звучит как «сначала мы составим техзадание». В общем, исполнитель изучит предметную область и поймёт, с чем будет работать.

Результатом будет очень много полезных для проекта документов.

Жаль, что это не совсем правда.

Что не так с аналитикой

Универсальной схемы аналитики не существует. Она должна быть уникальной для каждого проекта. Все методички врут, когда говорят: «Сделайте вот это вот таким способом, потом — вот это, затем — то. Так вы получите аналитические документы». Это всё неправда. Ничего вы не получите.

Проблема в том, что аналитические документы нужно уметь писать: техзадание, бриф, CJM, сценарии, зачатки бэклога, семантическое ядро. Никто этого не умеет. Тем более по методичке.

Всегда получаются бумаги, в которых аналитик смотрит на предметную область поверхностным взглядом. Можно даже сказать, бытовым, сторонним. Но чтобы этот взгляд получить, не надо писать горы бумаг.

Но даже если кто-то и сможет написать эти документы, то другой не сумеет их прочитать. Почти никто не умеет использовать результаты аналитики в производстве, будь это программисты, рекламщики, дизайнеры или кто-то ещё.

Ты можешь убиться, говоря, что у твоих пользователей плохое зрение. Но если дизайнер витает в облаках, ты всё равно получишь дизайн с тёмно-серым шестым кеглем на светло-сером фоне.

Человек не использует скрытые в тексте важные сообщения, чтобы решить задачу, потому что не может понять, какой кусок информации имеет реальный вес.

Поэтому, когда дело доходит до работы руками, оказывается, что собранную информацию невозможно использовать. А той, что нужна, никто не нашёл. Или кто-то нашёл, но другой не опознал. Команда выбрасывает результаты аналитики в помойку и идёт снимать показания с заказчика.

Очень часто результаты аналитики команда выбрасывает в помойку.

Почему все исполнители настаивают на аналитике

Во-первых, так можно показать, что мы не только руками работаем, но ещё и думаем. Конечно, это самообман.

Во-вторых, результаты этого «мы подумали и поизучали» заказчик вряд ли станет оценивать. Это же промежуточные документы.

В-третьих, такой подход создаёт впечатление некоторой надёжности. Исполнителям кажется, что если мы заранее договоримся с заказчиком о последовательности шагов и потом по ним пойдём, мы дойдём до конца. Но это не так. Почти никто не идёт по намеченному плану.

В реальной жизни аналитика нужна исполнителям, чтобы создать абстрактный фундамент для будущей работы и сгрести всю информацию под себя. Так они смогут сказать, что поняли проект. Увы, это всегда оказывается заблуждением.

В процессе загребания никто не думает о том, насколько ситуация заказчика отличается от той, что придумал себе исполнитель, который смотрит на все с позиции бытового «здравого» смысла. И с которым реальность часто спорит.

Поэтому все усилия сводятся не к анализу ситуации заказчика, а к исследованию. Исполнитель собирает данные о мире вокруг и иногда на что-то реагирует. Пусть у этого исследования есть некоторые принципы, свои правила и ограничения, они не гарантируют, что вы дойдёте до конца или вообще к чему-то придёте.

Исследование окружающего мира — не аналитика.

Вы предлагаете отказаться от аналитики?

Нет.

Просто к аналитике нужно относиться с лёгкостью. Это не догма и не фундамент.

Когда мы работаем совсем без погружения, получается ерунда. Мы просто не понимаем, на чём основаны решения дизайнера и в чём вообще природа задачи. Особенно если делаем что-то новое и на руках нет готовых паттернов.

Но собирать массивы информации и тянуть время — путь к провалу.

Роль фазы аналитики в том, чтобы сказать: мы готовы начать. А потом войти в цикл: что-то узнаём, планируем, делаем, сверяемся с планом, снова что-то узнаём, планируем, делаем, сверяемся, уточняем план. И так по кругу.

При этом во время периода «что-то узнаём» мы должны не просто исследовать мир вокруг, а искать инсайты — чем мир, в который ты погружаешься, отличается от мира, к которому ты привык. Так мы сможем пропустить правильные, но бесполезные знания и выявить информацию, которая пригодится в производстве. То есть найти инсайты.

Поэтому цикл будет выглядеть так: ищем инсайты, планируем, используем инсайты, сверяемся с планом, снова ищем инсайты, планируем, используем инсайты, сверяемся, уточняем план.

Нормальная команда может остановиться и пересмотреть план. Его, конечно, нужно иметь в каждый момент времени, но не нужно слепо следовать ему во всем.

Задавать глупые вопросы в середине проекта — это нормально. Поиск инсайтов не кончается никогда. А вот закончить фазу аналитики перед производством и больше к ней не возвращаться — глупо.

Задавать глупые вопросы в середине проекта — нормально.

Что же делать заказчику

Если исполнитель продаёт аналитику, надо спрашивать у него, как использовать результаты этой фазы. Когда мы их используем? Допустим, заказчику навязывают анализ конкурентов. Он должен спросить: «Ладно, а где вы будете это использовать? Зачем вам изучать конкурентов?».

Конечно, это так себе фильтр. Особенно когда абсолютно все продают аналитику и настаивают на её необходимости. Но эти вопросы хотя бы помогут понять, справится ли команда исполнителя с фазой.

Правда же такова, что заказчику в любом случае нужно самому участвовать в аналитике. Вместе с исполнителем. Даже больше: они должны погружаться в мир друг друга и искать точки взаимодействия. Фактически заказчик должен «продать» свой проект команде исполнителя.

Заказчик должен «продать» свой проект команде исполнителя.

Зачем? Дело в том, что нормальный исполнитель обезличенно ничего делать не может. У него не конвейер. Чтобы создавать что-то для конкретного заказчика индивидуально, нужно с ним познакомиться, поверить в него, настроиться, понять особенности и нюансы. То есть отойти от ситуации анонимной штамповки.

При этом инициатива должна идти от заказчика. Он должен себя пересилить. А исполнитель поможет, поддержит, вопросы задаст и благожелательно отнесётся. Но продать проект должен заказчик. Пусть даже он сам платит деньги.

При этом команда исполнителя может не купить проект. И деньги тут ничего не решают. Ответственность при этом взаимная. Половина проекта зависит от вовлечённости заказчика. И типовая позиция заказчика «мы готовы делиться, задавайте вопросы» здесь не очень подходит. Нужно вести себя проактивно.

Аналитика — это фаза, растянутая на весь проект, в которой заказчик продаёт проект команде исполнителя и помогает ей найти инсайты.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Собака Павлова", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f","\u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0430"], "comments": 5, "likes": 13, "favorites": 54, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 82473, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 10 Sep 2019 16:08:07 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 82473, "author_id": 230065, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/82473\/get","add":"\/comments\/82473\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/82473"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
5 комментариев
Популярные
По порядку
6

В ИТ-отраслях принято считать, что инженерная культура — основа любого проекта и без неё шагу ступить нельзя. Но на самом деле это не так.

В ИТ-отраслях принято считать, что дизайн — основа любого проекта и без неё шагу ступить нельзя. Но на самом деле это не так.

В ИТ-отраслях принято считать, что QA — основа любого проекта и без неё шагу ступить нельзя. Но на самом деле это не так.

Ответить
0

Херак херак и в продакшен! И нефиг тут того самого!

Ответить
0

Само собой! Все эти нахлебник, ходят тут, что-то думают - вышвырнуть. Что тут думать, как говориться? Затусим с правильными ребятам, сайтик расскрутим, рекламки побольше. И все.. Бабло потечет, там еще и больше рекламки закупим. Не жизнь, а сказка.
А потом ваще учить будем всех. Нести людЯм знания, ёпта.

Ответить
1

Из всей статьи вынес что автор предлагает натянуть аджайл на классическую схему работы интеграторов. На более-менее крупном проекте не взлетит, на мелких проектах можно вообще без аналитики. Мое мнение - надо наоборот, расширить фазу аналитики, а но на выходе из этой фазы у заказчика должен быть прототип, требования, и другая важная (и не очень) документация. Масса проектов заканчивается на фазе аналитики, в результате заказчик остается с кипой бесполезной документации, и половиной денег от проекта, новый исполнитель придет со своей фазой аналитики.

Ответить
0

Хороший свежий взгляд, только непонятно, почему «мы не исследуем мир клиента»

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }