Хейтеры и токсики в работе и жизни: что с ними делать?

Негатив традиционно привлекает больше внимания, чем позитивные новости. Это наследие механизмов выживания: вы могли пройти спокойно мимо красивого заката, но если бы не обратили внимания на тигра, то рисковали собственной жизнью. Эту особенность нашего мозга активно эксплуатируют СМИ, а еще – хейтеры. Я решила немного разобраться в теме с научной точки зрения. Я уже более 8 лет занимаюсь темой счастья, но чтобы фокусироваться на позитиве, считаю важным изучать и «темную сторону».

В этом мне помогли разные книги и научные статьи, в частности книга Роя Баумайстера, известного психолога под названием «Эффект негативности», а также книга Роберта Саттона «Не работайте с мудаками».

Хейтеры и токсики в работе и жизни: что с ними делать?

Интересный парадокс:

Несмотря на то, что негатив привлекает больше внимания, мы очень ценим позитивные новости и с большей готовностью делимся ими. В 2012 году команда ученых математиков из Университета Вермонта провела исследование. Анализ 5000 самых используемых английских слов в почти 300 000 песнях. 2 миллионах статей NY Timesи 800 миллионов твитов. Несмотря на предвзятую чувствительность к негативу, пропорция позитивности была выше. В Твитах она составляла 3:1, в статьях и книга- - 4:1, а в песнях 2:1.

Хейтеры: почему эта стратегия так популярна?

В социальных сетях и в различных блог-пространствах (особенно в случае анонимности) хейтеры получают прекрасную возможность разгуляться, проявляя себя во всей красе.

Психолог Тереза Амбайл провела исследование и сделала интересный вывод: автор критической рецензии кажется нам умнее. Многие воспринимают позитивные комментарии как слабость, а вот негативные – как проявление ума и знаний. Это еще одна из ловушек мозга. Ну и очевидно, что негативные комментарии могут привлечь к себе больше внимания, а именно этого и добивается хейтер.

Тут важно отметить один важный аспект: если вы развиваете личный бренд и пишите под своим настоящим именем, то стратегия строить его на негативе и токсичности выбирается значительно реже. А вот анонимность как раз часто берет за основу стратегии именно такой подход – язвительность и обесценивание. Это позволяет привлекать внимание, а также собирать фолловеров.

Мой вывод: простить хейтеров и их желание казаться умнее и встать «выше» другого человека. Ну а если это умышленная стратегия – вы теперь знаете и сможете более взвешенно реагировать. Да, у меня есть "персональные" хейтеры в России, и я просто не реагирую на них - это их выбор жить в негативе и плодить его.

Хейтеры-«придурки в офисе»

К сожалению, такое явление как обесценивание является не только частью онлайн-культуры. Оно может быть и частью корпоративной культуры компании. Я писала раньше о «кортизоловой культуре», построенной на страхе. Еще одним видом негативной культуры является культура, в которой много людей с токсичным поведением.

Кто такой придурок (официальный термин из книги Саттона)? По мнению Роберта Саттона это человек, который постоянно обесценивает окружающий, подвергает их насмешкам, оскорблениям, злобным шуткам, проклятиями разным формам грубости. К примеру, на совещаниях он задает вопросы типа «Что ты несешь?» или «А ты вообще раньше изучал бизнес?». Такие люди выступают в роли корпоративных хейтеров: все ваши достижения, идеи, предложения они легко поставят под сомнения. В итоге даже один такой «токсик» может создать атмосферу, в которой десятки людей потеряют интерес к работе, вовлеченность и инициативность.

«Халтурщики» и «нытики»

Еще два типа токсичности в команде это халтурщики и нытики.

Халтурщик всячески избегает ответственности и не выполняет толком свою работу, придумывая разные отговорки. Такой лентяй может замедлить проект, просто не сделав свою норму. Но он оказывает и более коварное влияние. Он сеет разлад в команде, потому что остальным приходится делать за него и это плохо сказывается на их настрое. К примеру такой человек на встречах демонстративно зависает в телефоне и не участвует в обсуждениях. Бывают компании, в которых таких людей держат по принципу «свой человек». Таких людей практически невозможно уволить, они это прекрасно осознают. Нередко они получают хорошую компенсацию и разные права и льготы, но совершенно ничего не дают бизнесу. Более того, они разлагают команду и в итоге производительность труда падает, растет текучесть, а хорошие таланты не хотят приходить в такие организации. Мне доводилось наблюдать компании, где такого типа «балласта» было около 20% от штатной численности (впрочем, это как правило рынок монополии или олигополии и вопросы эффективности не стоят на первом месте).

Еще один типаж токсичности - это нытик. Такого «чрезмерно негативного субъекта» постоянно мучают плохие чувства. Он постоянно хандрит, ищет негатив, жалуется на жизнь. Он любит поймать в курилке или кофе-поинте коллег и начать рассказывать им о своей тяжелой доле. Такой человек запускает негативные чувства, а они очень заразны.

Я наблюдаю немало таких людей в среде уехавших релокантов: буквально вчера в бразильском чате полдня «ныли» на тему отсутствия с Бразилии кухни народов СССР 😊 Ну и, конечно, лавандового рафа с доставкой за 30 минут они тоже не могли найти и это очень сильно разочаровывало. Таких «нытиков», увы, вы найдете в чате каждой страны – и «приличной» Европы, и Центральной Азии, и региона LATAM (мне даже страшно представить, что происходит в чатах по региону APAC и MENA).

Именно поэтому я уделила внимание фокусу на позитив в своей статье на тему эмиграции, поскольку путь нытья и сравнений порочный и никому не приносит радости и счастья.

Что делать с токсичными людьми?

Ученые Фелпс и Байингтон выявили, что токсичные члены команды влияют на команду в 4 раза сильнее, чем хорошие. И они же открыли, что в среднем по данным экспериментов команда с халтурщиком или придурком выполняет работу на 35% хуже. Нытик не так сильно влияет, но снижает вовлеченность и энтузиазм. Даже приглашенная звезда не компенсирует урон, нанесенный такими негативными типами.

Поэтому мой вывод: избегайте таких людей.

👉Избавляйтесь от таких токсичных членов команды

👉Не общайтесь с такими людьми в офисе и за его пределами

👉Убирайте таких людей из круга своего общения максимально быстро

👉Просто пожалейте «хейтеров», которым важно казаться умнее и привлекать внимание и не тратьте на них свои нервы

Если хотите научиться жить на "светлой" стороне, быть счастливее и продуктивнее, то подписывайтесь на мой канал "Happy@Work"

55
12 комментариев

От хейтеров никак не спастись, нужно просто абстрагироваться

2
Ответить

"К примеру, на совещаниях он задает вопросы типа «Что ты несешь?»"- думаю такой подход больше киношный миф. На деле, все тихушничают и так прямо не скажут

1
Ответить

Зависит от культуру. Обычно говорят чуть другую (более социально приемлимую) фразу но с похожим контекстом. Есть много способов дать подобный обесценивающий комментарий.

Ответить

не согласна, лично встречала таких, это реально треш

Ответить

Та не тратить на хейтеров время, им уже ничем не помочь. А токсиков просто слушаю через слова если это очень необходимо именно мне. Если нет то и токсики идут на 3 буквы

1
Ответить

А что в понимании Фелпса и Байингтона означают придурки? Ссыль на оригинал исследования?

Ответить

Придурки - термин Саттона (еще он использовал мудаки). Они использовали понятие Bad Apple для описания разного вида токсичного поведения. Ссылка на исследование была в книге Баумайстера, нашла оригинал для Вас.
HOW, WHEN, AND WHY BAD APPLES SPOIL THE BARREL: NEGATIVE GROUP MEMBERS AND DYSFUNCTIONAL GROUPS
Will Felps, Terence R. Mitchell and Eliza Byington. Гугл откроет ссылки на разные библиотеки научных статей

Ответить