Как я бросил работу в международной компании и начал делать подкаст

Выпуск c Пашей Моляновым, основателем агентства «Сделаем» на тему <a href="https://bit.ly/3OF6p3A" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Лучшие практики контент-маркетинга для B2B»</a>.
Выпуск c Пашей Моляновым, основателем агентства «Сделаем» на тему «Лучшие практики контент-маркетинга для B2B».

Я думал, что запускать подкасты просто — рассказываю, какие тонкости пришлось учесть

Часто я недооценивал подкастеров. Думал, что если купил микрофон и провёл интернет, то уже можно называть себя контентмейкером. На самом деле всё оказалось куда интереснее. Рассказываю, какие шишки с собственным подкастом мы набили, и как теперь занимаюсь им вместо работы.

Привет! Я Антон Борода, в недавнем прошлом — Коммерческий директор международной IT-компании. Сейчас — соавтор, соведущий и сооснователь подкаста «Продажи в огне». Это подкаст с лидерами рынка для предпринимателей, управленцев бизнеса. Мы приглашаем спецов, тех кто на деле доказал своё лидерстов, и узнаём, как они управляют проектами, маркетингом и продажами, как мыслят при принятии решений.

Несколько классных выпусков:

В интернете полно эфиров про операционку и инструкций, какие кнопки тыкать, чтоб стало хорошо. Наша цель была в другом — сделать подкаст с топами, где они будут делиться лайфхаками с другими лидерами. Получился контент для руководителей отделов, предпринимателей, и топ-менеджеров. Рассказываю, как от «чувак, давай пилить подкаст» мы пришли уже к 30+ выпускам с лидерами рынка.

«Чувак, давай пилить подкаст»

У меня была давняя идея — создать проект про CRM или операционку в компаниях. Привлекать в него экспертов, показывать кейсы и объяснять, как специалисты решают бизнес-задачи. При этом собирать на площадке хотелось именно «суперлюдей» — то есть тех управленцев, которые реально чего-то добились и накопили опыт: могут не только научить, но и сами мешки поворочать.

Мы встретились с моим товарищем Ромой Магдаленко, сооснователем проекта SalesAI. Это искусственный интеллект, который автоматически квалифицирует лиды, контролирует качество звонков и заполняет CRM.

Я предложил ему рассказать о сервисе SalesAI для моего проекта #ilovecrm . Мы записали интервью, которое я выложил в свой канал. Через пару дней Рома вернулся с идеей:

— Чувак, давай делать подкаст!

Роман Магдаленко

— И кто смотреть будет, кому это нах%й нужно?

Антон Борода

Немного помозговал и понял, что контент в формате подкаста — это сильно проще и интереснее. Запрос от предпринимателей тоже есть, вот только продукта нет. На Западе такие проекты уже есть, вроде SaaStr и Salesforce — пора и нам таким обзавестись. Будем пионерами.

Поначалу я хотел подкаст, чтобы меняться опытом со специалистами и забирать интересные идеи себе в работу. А потом с работы я ушёл и понял, что подкаст круто делать и просто так — чтобы делиться знаниями :)

«Две бороды» vs «Продажи в Огне»

Мы с Ромой наштурмовали два десятка названий. Думали не только про продажи, но и про искусственный интеллект, и про CRM. Но мне почему-то казалось, что это сложно и непопулярно. А вот продажи есть у всех — без всяких роботов и сложных сервисов.

Варианты у нас случались, мягко говоря, разные. Например, мы придумали название B2B off-road. Кто такое вообще запомнит?
Варианты у нас случались, мягко говоря, разные. Например, мы придумали название B2B off-road. Кто такое вообще запомнит?

Хотелось найти такое название, чтобы не выглядело как очередной галстучный проект. Мы стебёмся и угораем, а подкаст будет «Умные продажи» или вроде того — ну нелепо же выглядит! Уж было решили, что назовёмся «Две бороды», но я вовремя одёрнул:

Слушай, ну «Две бороды» ни о чём не говорит, кроме того, что мы с бородой. О чём вообще подкаст-то? «Две бороды» можно и порнуху назвать

Антон Борода, сооснователь, соведущий и соавтор подкаста

Остановились на названии «Продажи в огне». Оно нам показалось сразу основательным по нескольким причинам:

  • Сразу понятно, о чём речь. Говорим про продажи, и название продажи. Кайф!
  • Говорим на понятном языке. Мы не в белом пальто стоим, а как и все — в огне горим. Продажи всегда в огне, какой бы крутой у тебя ни была компания;
  • На английском тоже круто звучит — Sales on Fire. Почти как название альбома AC/DC

На самом деле название «Продажи в огне» у меня было уже давно — я его когда-то придумал и сразу зарегистрировал домен. У меня есть такая привычка: когда в голову приходит прикольное название, сразу сохраняю — вдруг ещё пригодится. Теперь у меня этих доменов жопой жуй, и вот один наконец пошёл в дело.

Мы проверили выдачу по этому запросу, и нашли только видосы добродушного мужичка, который тоже ведёт свой подкаст. Решили, что мы его ещё обгоним.
Мы проверили выдачу по этому запросу, и нашли только видосы добродушного мужичка, который тоже ведёт свой подкаст. Решили, что мы его ещё обгоним.

Собрали команду и базовый набор подкастера

Роли в команде мы особо не распределяли. Получилось как-то само: «ты разбирайся с организацией, я буду изучать ютуб, а мой брат всё смонтирует». Так к нам присоединилась третья борода — Родион.

Родион — человек-оркестр. Он наш режиссёр или продюсер. Настоящий ли он продюсер, мы и сами толком не разобрались. Родион объявляет: «Запись! Мотор! 3 – 2 – 1!». Потом записывает, монтирует, разделяет аудио и видео. Без него как без рук.

Мы с Ромой зовём гостей. Рома высылает им приглашение в календарь, а я всё фиксирую в специальной табличке. Делаю так, чтобы ничего не терялось и ни про одного гостя не забыли.

Список гостей с датами записи и публикации выпусков подкаста, тема, ссылки на запись (чтобы не потерять).
Список гостей с датами записи и публикации выпусков подкаста, тема, ссылки на запись (чтобы не потерять).

Всё оформление тоже делаем сами. Рома пишет описания к выпускам и анонсы, составляет тексты для партнёрских публикаций. Я делаю дизайн: собрал логотип, сделал обложки на разные площадки. Готовлю обложки в Canva, там быстрее и удобнее. Это несложный, но очень муторный процесс — нужно нарезать одну и ту же картинку в десяти разных вариантах.

Процесс оформления шаблонный: взять фотку, добавить логотипы, подписать регалии, перегнать ещё в 10 форматов.

Самые популярные выпуски подкаста.
Самые популярные выпуски подкаста.

Для записи подкаста подготовили самый минимум: простые наушники и микрофон, а веб-камера уже встроена в ноутбук. Всё это даже покупать не стали — и так было дома. Поначалу меня тянуло закупиться крутыми камерами и навороченными микрофонами, арендовать студию и сразу записывать всё на высшем уровне. Но знакомые медийщики меня отговорили — сказали, что поначалу лучше снимать с подручными инструментами. Так будет меньше разочарования, если проект не взлетит.

Пока что мы вложили в проект только своё время. Всё остальное делаем ровно за ноль копеек: сами дизайним, сами монтируем, сами продвигаемся. В будущем, конечно, будем инвестировать в проект, и прямо сейчас ищем спонсоров. Если захотите поучаствовать — напишите ;)

Пригласили гостей на несколько месяцев вперёд

Чтобы у нас не возникало дефицита гостей, договорились привести по пятнадцать человек с носа. Хорошо, если из этих тридцати придёт хотя бы половина, лучше вообще набрать спикеров с запасом.

Мы помозговали, каких классных спецов знаем и можем позвать на подкаст. Оказалось, что их куда больше, чем мы ожидали — совместно мы насобирали почти сотню спикеров, и многие из них очевидно заинтересовались участием.

Приглашение гостей напоминает воронку продаж: на каждом новом этапе часть людей отсеивается. Я нарисовал примерную схемку, как это устроено.
Приглашение гостей напоминает воронку продаж: на каждом новом этапе часть людей отсеивается. Я нарисовал примерную схемку, как это устроено.

Для меня стало открытием, что гости так охотно идут на подкаст. Я думал, что у крутых руководителей на это просто нет времени: мы пока маленькие и неизвестные, эфир с нами — это, считайте, благотворительность. Ожидал, что будем подолгу договариваться, упрашивать, переносить запись. Но всё оказалось иначе: людям нравится делиться опытом, и они с радостью участвуют.

Хотели набрать 15–20 участников на первое время, а на деле с лёгкостью собрали 35 человек и построили очередь эфиров на несколько месяцев вперёд и уже идет 2-ой сезон подкаста. О будущих гостях заранее пишем на наших площадках.

Поругались со всеми техподдержками, но залили подкасты

В записи подкастов не оказалось ничего сверхъестественного: мы подошли к ней с планом, поэтому каждый выпуск готовили без сложностей. Схема такая:

  • составляем список вопросов для обсуждения, строим обобщённый универсальный план для интервью;
  • придумываем много-много тем, чтобы гость мог выбрать, о чём поговорить, либо предложить собственную идею;
  • предлагаем гостю темы на выбор, которые заранее для него составили — так диалог будет структурнее;
  • задаём правила беседы: что важно подсветить, о чём лучше не упоминать;
  • созваниваемся с гостем: 15 минут обсуждаем детали, час записываем разговор, ещё 15 минут — на обратную связь.

Перед каждым эфиром стоит проводить гостю инструктаж: какую локацию выбрать для записи, о чём можем говорить, а о чём нет. Это экономит время на монтаж: нужно меньше склеек и работы со звуком.

Дальше нужно подготовить баннер под каждую площадку: вставить в шаблон фамилию и имя спикера, его должность, логотипы компаний. Весь процесс занимает минут 10, но здесь очень важно не лохануться — из-за одной опечатки придётся редактировать все посты заново и убить на это ещё час сверху.

Типичная обложка выглядит так: представление гостя, заголовок и фотография, логотипы компаний, которые участвуют.
Типичная обложка выглядит так: представление гостя, заголовок и фотография, логотипы компаний, которые участвуют.

Размещать подкасты мы решили примерно везде. По крайней мере, поначалу. Охватим максимум площадок, а затем посмотрим, от каких из них больше толку. Видео грузим на YouTube и RuTube, на подкастерские площадки и в соцсети.

Суперская площадка для подкастеров — MAVE. На ней можно размещать все выпуски, анализировать статистику. Но главная фишка — платформа автоматически публикует записи сразу на многих площадках: Apple, Spotify, Deezer, Яндекс.Музыка, Dzen и других. Из-за автоматического размещения вёрстка описания не всегда получается аккуратной, но зато времени на публикации уходит значительно меньше.

Так выглядит наша страница на MAVE: справа список выпусков, а слева внизу — подкаст на других площадках. Можно выбрать, где удобнее слушать.
Так выглядит наша страница на MAVE: справа список выпусков, а слева внизу — подкаст на других площадках. Можно выбрать, где удобнее слушать.

Ещё мы разместились на PodFM и Podster. Дополнительно завели аккаунты на Boosty, в Одноклассниках и Дзене. Но самый ад — это VK и «Звук», эти площадки оказались самыми неудобными.

«Звук» — это площадка Сбера для музыки и подкастов. Раньше мы о ней толком ничего не слышали, но решили тоже попробовать для размещения. Сначала подали заявку, и нам никто не ответил. Написали в техподдержку — снова тишина. Спустя тысячелетие выяснили, что поддержка оказалась не той, нам нужна какая-то другая, особая. И только эта особая поддержка, на которую мы вышли случайно, наконец решила нашу проблему. Но тоже не сразу :)

С подкастами VK было немного проще. Мы разобрались, куда отправить заявку, быстро её заполнили, а затем просто ждали. На это ушёл целый месяц — после этого нам пришло сообщение, что мы можем размещать подкасты. При этом они не синхронизировались из-за технического сбоя — сначала пришлось вручную опубликовать десять выпусков, и только новые записи загружались сами.

На размещения одного эпизода уходит около полутора-двух часов. За это время я загружаю видео на площадки, поправляю вёрстку текста, настраиваю обложки и дату публикации. Если грузить несколько выпусков разом, время чуть сокращается — не приходится заново подстраиваться к интерфейсу и прогружать сайты.

Как я бросил работу в международной компании и начал делать подкаст

Несколько советов, которые я вывел из своего опыта

Мы запустили подкаст всего 7 месяцев назад, и совсем недавно перешагнули отметку в 300+ подписчиков по всем площадкам. Это не так много, но я точно знаю — самое интересное у нашего подкаста ещё впереди.

Несмотря на небольшой опыт, мы уже успели набить шишки и проанализировать свои ошибки. За двадцать выпусков я сделал несколько наблюдений, которые помогут начинающим подкастерам:

  • Всегда прописывайте план выпусков. Продумывайте, с кем и о чём будете говорить, заранее находите факты о спикере и фишки, за которые можно зацепиться в разговоре. Так у вас не возникнет неловких пауз во время беседы.
  • Ведите табличку со списком гостей. В неё записывайте имя гостя, его регалии, статус ответа: нужно напомнить, отказался или согласился. Это помогает контролировать взаимодействие со спикерами.
  • Зовите побольше гостей: часть неизбежно откажется от участия, и чтобы не остаться без спикера, лучше перестраховаться. Учитывайте, что согласиться на онлайн-эфир гостю куда проще, чем приехать в студию записи.
  • Размечайте ссылки на выпуски UTM-метками, фиксируйте в таблице. В будущем благодаря этому будет проще анализировать статистику.

Надеюсь, моя история станет для вас полезной. Мы стараемся делать подкаст таким, чтобы его было интересно смотреть, а из выпусков можно было узнать что-то новое. В записях уже успели обсудить продажи с представителями TenChat, Софтлайн, МойСклад, iSpring, Floctory, СБП, hh.ru и другими. Впереди — еще много гостей. Это только начало пути.

Посмотрите свежие выпуски, который мы опубликовали:

А если вам интересно оперативно следить за судьбой проекта — подписывайтесь на наши телеграм-каналы:

И конечно, слушайте подкаст на любой удобной площадке.


P.S.

Хочу и говорю огромное спасибо Паше Молянову и его команде из агентства контент-маркетинга “Сделаем” за то, что научили и прокачали скилы “автора” ;) → Рекомендую от души

12
13 комментариев

Ты еще упустил пару важных моментов:
1. Как зафейлить выпуск подкаста.
2. Почему мы стали проводить предварительные собеседования перед записью

4
Ответить

О, про предварительные собеседования интересно, о чем спрашиваете? :)

2
Ответить

Главное верить в себя, автор, здорово, что вас окружают поддерживающие приятели и увлечённые идеей ребята

3
Ответить

Спасибо ;)

2
Ответить

Да Антоха вообще машина! ;)

2
Ответить

Запустить несложно, а вот сделать интересным и чтобы кто то слушал - это сложно. Успехов в этом непростом деле!

3
Ответить

это правда!

2
Ответить