Насмотренность, или немного про обезьяну с палкой

Насмотреность, насмотренность, нам нужна насмотренность – говорили нанимающие менеджеры HR-ам.

Что это такое, и почему чаще всего это слово токсично. Прогноз: тапки в меня полетят минуты через две.

Что такое насмотренность? Представим, что ты постоянно ходишь по рынку и смотришь решения конкурентов. И не только конкурентов, а вот вообще везде ищешь идеи «как бывает». Через какое-то время, когда перед тобой встаёт рабочая задача, вместо того чтобы «изобретать велосипед» - что долго и дорого, ты выдаешь как эту задачу обычно решают. Казалось бы, все так и все понятно. Навык-то полезный.

Но, как мы знаем, обезьяна с палкой куда опаснее, чем обезьяна и палка по отдельности.

Насмотренность, или немного про обезьяну с палкой

А теперь про минусы, которые нужно держать в голове, применяя гранату «насмотренности», чтобы кого-то оценить.

Насмотренность субъективна. Ты и другой человек можете посмотреть разные продукты конкурентов в разном порядке, обратить внимание на разные сценарии и сделать разные выводы. Искренне считать, что оппонент в корне неправ, и возмущаться его неграмотности.

Так происходит, потому что согласно науке, в условиях неопределённости люди тяготеют к тому, чтобы считать себя правыми. Разобраться, кто прав, а кто ошибается, без статистических данных нельзя.

На практике, в такой ситуации прав оказывается либо человек с более высокой должностью, либо тот, кто говорит убедительнее.

Более того, на результат, который мы выдаём, подсознательно влияет куча вещей – включая тему предыдущего диалога или основной темы разговоров этого месяца. Ученые доказывали, что это влияние есть, и что мы его не осознаём.

То есть ты говорил про Варкрафт, я про школу – в итоге в момент нашего общения «насмотренности» расходятся, и мы ругаемся, потому что «я прав, и это факт».

Дальше-больше. Не знаю, что с этим происходит по миру, но в России изначальное понятие насмотренности мутировало. Сейчас оно означает, что вы, не имея на входе данных статистики, должны угадать доли аудитории, конверсии, успешность прохождения воронки и прочие, и прочие интересные вещи. Подразумевая, что все воронки, разбивки т.д. примерно одинаковы.

Это, кстати, ещё одно когнитивное искажение. Воронки и проценты аудитории, наверное, и будут примерно одинаковыми в рамках твоего продукта и продуктов со схожим пользовательским опытом и бизнес-моделями. А вот вне контекста продукта…. Разброс конверсии может быть от 0.01% до 25% - это по исследованиям.

Скажите, в каком случае назвать «правильный» результат проще всего? Когда ты работал с примерно таким же продуктом, когда ты сам – целевая аудитория, когда ты выучил правильный ответ – и когда ты отлично угадываешь.

Стоп-стоп-стоп. А какое это вообще имеет отношение к навыкам продакт-менеджера?

Если ты раньше работал с этим или похожим продуктом – это и без «насмотренности» понятно. Это опыт, он есть в резюме, и выражается он не только в знании долей аудитории. В этом есть плюсы (быстрее «въедешь» в задачи) и минусы (тебя уже «зафреймили до нас»).

Если ты – целевая аудитория, то забудь, ты не целевая аудитория. Тебе может так казаться. Но ты не можешь ей быть. Ты знаешь о продуктах БОЛЬШЕ. Ты видишь приложение как набор кубиков и готовый конструктор одновременно. А если ты выдаёшь такой же результат, как и пользователь, это плохо, потому что ты должен думать по-другому, чтобы сделать что-то новое. Человек с молотком в руке не изобретёт электродрель.

Черт возьми, проведи 10 глубинных интервью, посмотри на свой AARRR один раз – так будет лучше. Ты перестанешь вариться в собственном контексте, приписывая его пользователям, и считая это единственной правдой.

Про оставшиеся 2 варианта понятно без объяснений.

А что же на самом деле важно?

Важно умение думать и представлять широту того, как оно может быть.

Важно не проводить глубинное интервью с самим собой. Ты не пользователь. Как только ты начал примерять всё лично на себя – надо уметь остановиться.

И да, нужен навык выжать из пользователя весь контекст – включая тот, о котором он не подозревает, и «прикинуться» им. Именно на основе его контекста.

Та-дада-дам. Кидайте свой тапок.

Что почитать по теме?

Все, что найдёте про когнитивные искажения (оно же Unconscious bias), Growth mindset, а также лекции от Татьяны Черниговской, в любом формате и источнике.

44
1 комментарий

Хорошая статья, это всё уже скорее необходимость, чем желательность

Ответить