Как разработчику зарабатывать миллионы рублей на хобби — рассказывает победитель 10 конкурсов от ВКонтакте

Денис Пешехонов в рабочее время программирует для строительства атомных станций, а в свободное — создаёт сервисы ВКонтакте и зарабатывает на этом миллионы рублей. Как монетизировать своё хобби и что для этого нужно — читайте в статье.

Денис на конференции VK Open 
Денис на конференции VK Open 

Атомная энергетика и сервисы ВКонтакте

Денис работает в Росатоме — руководит одной из команд отдела цифровизации, которая помогает в проектировании и сооружении атомных станций. А ещё у него есть хобби: с 2008 года он разрабатывает сервисы ВКонтакте.

Возможно, вы слышали о каком-то из сервисов или даже пользовались ими. Среди них — «Фотодуэль», где пользователи выполняли творческие задания и соревновались друг с другом, «Променад», который помогал находить интересные места поблизости, и «Шар-предсказатель» с пророчествами на каждый день.

Судьба у проектов сложилась по-разному. Некоторые сервисы пришлось закрыть, потому что их технологии устарели, а на обновление потребовалось бы слишком много сил и времени. Некоторые просто не нашли свою аудиторию — такое тоже бывает. А есть сервисы, которые создавались специально для конкурсов и поэтому не получили развития.

Сейчас ВКонтакте действуют три мини-приложения разработчика:

«Путь к мастерству» — трекер отслеживания привычек, который мотивирует выполнять задачу каждый день без перерывов;

«Brain Defense» — образовательная игра, где нужно бороться с монстрами с помощью знаний в разных науках;

«Музейный барон» — игра-кликер на тему музеев: здесь нужно нажимать на посетителей с разными предпочтениями и получать за это игровую валюту, чтобы строить виртуальные музеи. Они, разумеется, аналогичны настоящим — можно создать свой Эрмитаж или Кунсткамеру.

Также ВКонтакте и в умных колонках VK Капсула доступен навык для голосового помощника Маруси, который объединяет события в Петербурге и помогает выбрать, куда пойти. Функция ищет мероприятия по теме и времени, а ещё хорошо понимает естественную речь — так что можно просто сказать: «Концерты в июле», и всё найдётся.

Денис заработал на сервисах ВКонтакте несколько миллионов рублей, при этом не вложив почти ничего в продвижение. Всё дело в том, что он участвует в конкурсах по программированию и зачастую выигрывает.

Я участвую в конкурсах как один, так и с командами. Мы брали главный приз VK Hackathon 2018, второе место «Вездекода» в 2020-м, несколько этапов VK Fresh Code. А недавно я выиграл конкурс «Код Петербурга», где получил самый крупный приз в жизни — 3 миллиона рублей. Победил с сервисом «Музейный барон», деньги вложил в покупку квартиры.

Денис Пешехонов
Конкурс «Код Петербурга» ВКонтакте проводила совместно с экосистемой городских сервисов «Цифровой Петербург». Благодаря ему жители и гости города получили 40 полезных мини-приложений
Конкурс «Код Петербурга» ВКонтакте проводила совместно с экосистемой городских сервисов «Цифровой Петербург». Благодаря ему жители и гости города получили 40 полезных мини-приложений

Участвовать в конкурсах выгодно даже разработчикам, у которых неплохая зарплата. В пересчёте на единицу времени это прибыльнее, чем работать в найме: можно написать новый сервис за пару выходных и выиграть 100–200 тысяч рублей — именно столько в среднем составляют призовые. Хотя, конечно, конкурсы — это не так стабильно, как полноценная работа, так что лучше всё умело сочетать.

Денис Пешехонов

Как побеждать в конкурсах

Готовой формулы успеха нет — по словам разработчика, победа зависит от многих факторов: условий конкурса, навыков команды, темы и критериев, по которым жюри оценивают проекты. Но Денис действует по определённому алгоритму, и зачастую (но не всегда!) именно это помогает выигрывать.

Шаг № 1. Придумать идею

Всё начинается с идеи: сначала стоит сесть и придумать, о чём вообще будет сервис.

Если попросить меня написать 30 концепций для мини-приложений ВКонтакте, я придумаю их за полчаса. Помогают, в числе прочего, техники ТРИЗ, теории решения изобретательских задач — возможно, у некоторых из вас был такой предмет в школе. Это методы поиска креативных решений, которые были популярны в СССР, а сейчас незаслуженно забыты. Очень советую почитать об этом.

Денис Пешехонов

Шаг № 2. Проанализировать вводные

После этого важно оценить ситуацию: посмотреть на условия конкурса, оценить, какие цели преследует площадка, когда его запускает.

В конкурсе «Код Петербурга» среди критериев оценки были метрики — в том числе количество пользователей. Так я понял, что нужно создавать развлекательный проект: обычно они привлекают самую большую аудиторию.

Я проанализировал топ сервисов в каталоге VK Mini Apps и обнаружил, что аудитория ВКонтакте любит кликеры — незатейливые игры, где нужно нажимать на экран компьютера или телефона как можно больше раз. Думаю, кликеры так популярны, потому что для многих это способ снять напряжение после тяжёлого дня.

Денис Пешехонов

Шаг № 3. Собрать команду

Затем приходит пора подумать, вместе с кем вписываться в конкурс. Можно позвать друзей: легче всего работать с теми, кто уже знаком. Но ситуации бывают разными: случается, в команде собираются незнакомые друг с другом люди. А ещё иногда участники разрабатывают сервисы в одиночку — и даже обходят многочисленные команды благодаря своему трудолюбию и таланту.

Таким составом команда участвовала в двухнедельном IT-марафоне «Вездекод» от ВКонтакте в 2020 году
Таким составом команда участвовала в двухнедельном IT-марафоне «Вездекод» от ВКонтакте в 2020 году

Шаг № 4. Делегировать задачи

Потом важно подумать: а как облегчить себе задачу? Ведь даже если один человек может сделать всё сам, эффективнее работать параллельно, особенно когда сроки сжатые.

Часто приходится думать, как достигать целей в условиях ограниченных человеческих ресурсов. Например, для сервиса «Музейный барон» я купил графику: на момент конкурса не было свободного специалиста, который мог бы её нарисовать.

Денис Пешехонов

Шаг № 5. Допилить проект

А дальше остаётся только техническая сторона вопроса. Здесь сильно помогают опыт и готовые наработки.

Многие проекты я делаю очень быстро: собираю из готовых кусков 50% мини-приложения — это занимает два дня. А дальше остаётся только мелкая допилка.

Денис Пешехонов

Но даже после 15 лет разработки сервисов ВКонтакте выигрывать получается не всегда. Например, недавно команда Дениса участвовала в геймджеме ВКонтакте, где нужно было создать прототип HTML5-игры любого жанра. Команда не прошла в следующий тур — и, несмотря на это, планирует развивать проект.

Как ещё зарабатывать на сервисах

У всех свои стратегии, и, чтобы получать доход, совсем необязательно участвовать в конкурсах. Можно пойти более простым, но одновременно сложным путём: разрабатывать сервисы, а потом продвигать их. В таком случае придётся сперва понемногу набирать аудиторию за счёт органики, потом использовать рекламу, а после — придумывать новые инструменты, которые смогут удержать пользователей.

Создавать сервисы ВКонтакте просто — на мой взгляд, это одна из самых доступных в освоении платформ. Здесь много понятной документации, а специалисты VK Testers досконально проверяют мини-приложения на всё: от хардкорных технологий до орфографических ошибок.

Денис Пешехонов
Денис часто рассказывает о своём подходе к разработке на разных мероприятиях. Например, делился опытом на конференции VK Open
Денис часто рассказывает о своём подходе к разработке на разных мероприятиях. Например, делился опытом на конференции VK Open

Во многом я выбрал конкурсы, потому что привлечение аудитории — моя слабая сторона. Каждый раз, когда я пытался продвигать мини-приложения и тратился на рекламу, из этого ничего не выходило. Обычно сервисы получали неплохой органический охват за счёт того, что публиковались в каталоге VK Mini Apps и становились доступны на вкладке «Сервисы», но дальше нужно было переходить к маркетингу — и тут уже возникали сложности. Соответственно, инструменты монетизации я тоже не изучал.

Денис Пешехонов

Есть и третий путь — продавать сервисы. Самым популярным мини-приложением (а вернее, тогда ещё flash-приложением), которое создал разработчик, стал «Шар-предсказатель»: на пике у него было 350 тысяч пользователей в день. В 2010 году проект продали крупной студии за семизначную сумму.

Рекомендации для разработчиков

Напоследок — несколько советов от героя статьи всем, кто хочет разрабатывать мини-приложения и зарабатывать на этом.

Совет № 1. Изучайте свои возможности

Вокруг намного больше шансов, чем кажется, — не упускайте их! Смотрите, какие мероприятия проводятся, в каких конкурсах можно поучаствовать.

Рекомендация не такая уж очевидная: многие разработчики вообще не в курсе, что проводится так много соревнований с серьёзным призовым фондом. В моей карьере случались ситуации, когда я побеждал не потому, что обладал особенными навыками, а из-за довольно низкой конкуренции.

Совет № 2. Дерзайте, даже если страшно

Не бойтесь участвовать в конкурсах и в принципе создавать сервисы. Знаю пример, когда у человека была идея, он испугался её реализовать, а потом похожее мини-приложение «выстрелило». Каким бы блестящим ни был замысел, он не стоит ничего без действий — я всегда руководствуюсь этим принципом.

Совет № 3. Набирайтесь практического опыта

Это продолжение предыдущего совета: если много действовать, то вслед за этим будет приходить опыт — а с ним будет становиться легче в каждый следующий раз.

Я начал создавать pet-проекты задолго до конкурсов, и это сильно помогает мне сейчас. С опытом появляется много готовых наработок: уже не нужно два часа придумывать кнопку, когда на GitHub лежит 20 готовых вариантов, — достаточно взять и вставить нужную. А ещё даже самые запутанные ситуации перестают казаться такими страшными: становится ясно, что всё можно решить.

Поэтому мой главный совет: надо просто (вернее, на деле это очень даже сложно) много делать, и совсем необязательно для конкурсов — можно для себя. И тогда будет получаться всё лучше и лучше.

1313
4 комментария

Название слегка кликбейтное.
Думаешь такой, что разработчик прям так делает постоянно миллионы на сервисах ВК.
А на деле...
"Денис заработал на сервисах ВКонтакте несколько миллионов рублей, при этом не вложив почти ничего в продвижение. Всё дело в том, что он участвует в конкурсах по программированию и зачастую выигрывает....<....> ".... А недавно я выиграл конкурс «Код Петербурга», где получил самый крупный приз в жизни — 3 миллиона рублей""
Т.е. миллионы - это один раз приз 3 миллиона рублей.
И дальше он сам пишет насчёт призов
"...можно написать новый сервис за пару выходных и выиграть 100–200 тысяч рублей — именно столько в среднем составляют призовые".
Ну да, если 10 конкурсов с призом 100к выиграть, то получишь миллион. Но постоянно ли он участвует и выигрывает?

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Сколько еще подобных перцев зарабатывают миллионы? А сколько всего желающих? Сдается мне, что на какой-нибудь инфоциганщине шансов заработать больше, чем вот это вот.

Ответить

Гришк, когда релиз?

Ответить