Как мы все занялись стратегией: внедрение OKR

Привет! Меня зовут Сергей Кожемякин, я исполнительный директор AGIMA. Последние пару лет компания растет, нас всё больше. И год назад мы поняли, что при таком штате нам надо подключать к стратегическому развитию больше людей. Так родилась идея внедрить новую систему мотивации: вместо всем знакомых KPI мы стали постепенно вводить OKR. Рассказываю, что это такое и как с этим работать.

А за помощь со статьей благодарю нашего New Business-директора Виталия Дощенко, вместе с которым мы внедряли новую систему.

Как мы все занялись стратегией: внедрение OKR

Интро. Почему мы захотели перемен

С 2021 года AGIMA выросла по количеству сотрудников почти в два раза. Этот рывок произошел быстро и почти незаметно. Штат увеличивался, а мы просто работали по-старому. К концу прошлого года у нас окончательно созрела мысль, что пора менять подход к управлению.

Это было логично. Уже в 2022 году количество руководителей у нас составляло 30 человек. Но в то же время количество процессов и проектов было настолько велико, что руководитель одного отдела не знал, что происходит в другом. Стратегическими задачами и вовсе занимались четверо.

При этом нам нужно было развивать компанию, проводить реформы и расти дальше. Но в условиях, когда все тонули в операционке, предлагать что-то новое было сложно. Когда изменения инициировали мы — они не были популярны. Когда к нам выходили с инициативами — их некому было реализовывать.

Нам нужен был инструмент, который позволит втянуть в стратегические задачи как можно больше людей. Вот почему:

  • когда много людей понимает важность инноваций — их легче внедрять, а команда осознаннее;
  • когда люди сами выходят с инициативами — они берут на себя часть ответственности за компанию.

При этом и операционку мы терять не хотели. Основные задачи должны были решаться в привычном режиме.

Как мы пришли к OKR

До того момента мы работали над целеполаганием как и многие другие компании — через KPI. KPI у сотрудников и отделов были количественные и качественные. Эти метрики влияли на бонусную мотивацию и позволяли поддерживать стабильные показатели. Но ставить стратегические цели для всей компании и, тем более, достигать их с помощью KPI было сложно.

Во-первых, система не была гибкой. Во-вторых, не подходила нашей горизонтальной структуре. И в-третьих, чтобы поддерживать ее, требовалось много времени. На очередной квартальной ретроспективе мы увидели, что далеко не все стратегические инициативы реализованы. В тот же день мы решили внедрять OKR.

OKR (от англ. Objectives and Key Results — цели и ключевые результаты) — это система целеполагания, которую используют гиганты вроде Google и Uber.Система помогает синхронизировать цели команды за счёт прозрачности и постановки целей снизу-вверх. OKR отличаются от KPI:

— трудной достижимостью;

— отсутствием влияния на финансовую мотивацию;

— коллективной ответственностью.

Идея была рискованная. Никто из нас не пробовал работать с OKR. Возможно, поэтому впоследствии у нас произошло несколько факапов. По ходу пришлось подстраиваться и корректировать процесс. Но в итоге у нас получилась новая система целеполагания для компании.

Как мы выбирали цели для OKR

Сначала мы хотел взять цели, которые нравятся нам самим. Но суть OKR в том, что их должна выбрать и поддержать команда. Плюс цели должны соответствовать общему вектору развития компании. В общем, критериев для подбора оказалось много.

Факап №1. Мы набрали задач исходя из общей стратегии развития. А чтобы работать над ними было удобнее, писали на каждую задачу список шагов, которые надо сделать. Это не сработало, к концу квартала владельцы задач притягивали за уши результаты. Цель формально была достигнута, но не приносила пользы. Например, нужно было сделать продающую презентацию, но в итоге этой презентацией никто не пользовался.

Мы поняли, что стоит сместить фокус на доход, поэтому нужна пирамида метрик. Мы составили ее, а в работу взяли только те цели, достижение которых можно измерить метриками из пирамиды. North Star Metric стал оборот, так как с рентабельностью у нас и так всё было стабильно. Оборот мы поделили на две отдельные метрики:

  • количество клиентов, шт.;
  • средний доход от клиента, руб.
<p>По мере движения к основанию пирамиды мы детализировали метрики.</p>

По мере движения к основанию пирамиды мы детализировали метрики.

В итоге в основании мы получили набор метрик низкого уровня. Среди них среднее место в рейтингах, количество знакомств с клиентами на ивентах, Churn-rate (показатель оттока), уровень узнаваемости среди соискателей и др.

Побочным эффектом от внедрения пирамиды метрик была поддержка выбранных целей на всех уровнях в компании, чтобы инициативы не затухали. Ведь теперь всем было ясно, зачем мы стремимся к той или иной цели.

Генерация идей и выбор целей

Когда мы определились с метриками, стало понятно, как ставить цели. Чтобы они были конкретными, мы провели стратегическую сессию. Она состояла из следующих этапов:

  1. Мы отрефлексировали итоги прошлого периода, вспомнили все барьеры и успехи, которые повлияли на доходы компании. Для этого мы использовали доску Miro. Всех участников сессии разбили на группы, и каждая группа могла оставить стикер с победой или поражением. Чем выше карточка в зеленом поле — тем больший вклад эта победа принесла. Чем ниже в красном поле — тем большее поражение ударило по компании. Выглядело это примерно так:
Названия компаний мы скрыли. Но сам подход понятен.
Названия компаний мы скрыли. Но сам подход понятен.

Дальше мы сформировали ключевые выводы из ретроспективы.

Вместе взглянули на пирамиду метрик, чтобы увидеть, из каких составляющих складывается доход.

Разбились на команды и сгенерили идеи проектов, которые помогут нарастить выручку в следующей периоде.

Проранжировали идеи путём голосования.

После стратегической сессии самые популярные идеи стали OKR-ами. Каждый OKR должен был отражать один из блоков пирамиды метрик, то есть быть измеримым и влияющим на оборот. Также у OKR могло быть несколько побочных результатов (Key Results), нужных для прозрачного отслеживания прогресса, но не обязательно напрямую влияющего на пирамиду.

Все OKR-ы мы занесли в общий документ, получилось около 20 штук. Вот несколько примеров OKR, которые мы получили:

Как мы все занялись стратегией: внедрение OKR

Здесь ключевая метрика — это 15 холодных оферов, которые мы хотим сделать новым клиентам, а вспомогательные метрики — это шаги по формированию Outreach-отдела и тестированию продающих гипотез.

Вот ещё пример:

Как мы все занялись стратегией: внедрение OKR

Ключевая метрика — 3 миллиона рублей дополнительного оборота по PWA на Flutter. А вспомогательные метрики — это различные маркетинговые активности, разработка демки и запуск волны холодных продаж.

По каждому OKR были назначены роли:

  • Owner — ответственный за OKR;
  • Helpers — члены команды, которые участвуют в реализации OKR.
  • Менторы — куратор задач, подробнее о них ниже.

Напротив каждого OKR в том же документе каждый Owner поставил прогнозы, как еженедельно он будет приближаться к цели:

Как мы все занялись стратегией: внедрение OKR

Шаблон документа для OKR можно забрать себе. В самом низу есть поле с данными по текущей неделе, а количество OKR можно увеличить.

Как сделать, чтобы цели выполнялись

Факап №2. Хотя цели мы выбрали все вместе, а потом привязали их к пирамиде метрик, по итогам тестового квартала выполнимость OKR оставляла желать лучшего (~50%). Сначала команды энергично брались за работу, но потом остывали к ним. Причин было несколько: иногда цель теряла актуальность, иногда на ее исполнение не хватало времени, а иногда прокрастинировались сложные этапы реализации.

Чтобы справиться с этим, мы приняли следующие меры:

1. Внедрили регулярные каденции. Встречи рабочей команды раз в неделю, на которых пишутся мини-отчёты (чекины). Встречи обязательные, они гарантирует ритмичную работу над целью.

2. Чекин. По итогу каждой встречи рождается мини-отчёт в телеграм-канале. Мы сделали его открытым абсолютно для всех сотрудников, чтобы каждый мог комментировать происходящее, а еще чтобы у команды была мотивация писать про OKR более человечным языком.

Как мы все занялись стратегией: внедрение OKR

Цветом на скриншоте из таблички обозначается прогресс по цели: зелёный — всё по плану, жёлтый — отстаем на 20%, красный — отстаем больше, чем на 20%.

3. Менторы. Через какое-то время оказалось, что отчеты и встречи не гарантия того, что всё будет развиваться круто. В некоторых случаях работа велась для галочки, чтобы просто заполнить прогресс-бар. В полномочиях менторов отменять OKR, утратившие актуальность, контролировать заполнение планов и еженедельных чекинов.

Факап №3. Изначально за каждым ментором мы закрепили по 10 задач. Но этого оказалось слишком много. Времени на OKR уходило много, времени на оперативку почти не оставалось. Поэтому пришлось набирать больше менторов — так, чтобы у каждого уходило не более 2–3 часов в неделю. Число целей на одном менторе сократилось вдвое, до пяти штук.

Демократия

Мы сделали все артефакты — пирамиду метрик, документ со всеми стратегическими целями и канал с чекинами — публичными и доступными для всех сотрудников. Кроме того, на еженедельной общей встрече компании мы периодически рассказываем о прогрессе тем, кто не читает канал, и предлагали выступать с собственными инициативами.

Такая прозрачность должна повышать осознанность сотрудников — чтобы больше людей в компании понимали, каковы стратегические цели, и могли сопоставлять с ними свою ежедневную работу. К тому же мы пропагандируем возможность добровольно участвовать в рабочих группах по OKR, чтобы влиять на стратегию компании.

Факап №4. Нам стало приходить много инициатив по новым продуктам. Поначалу мы их охотно брали в работу, но инициаторы быстро теряли энтузиазм. Они по-прежнему занимались основными задачами, но на них ложилась новая нагрузка. Поэтому со временем мы стали избирательнее. Поняли, что нужно ограничивать количество целей и соизмерять ресурсы.

Тем не менее, сам подход к OKR сделал компанию более открытой внутри. Каждый может следить за достижением метрик и целей. Это не было нашей задачей изначально, но стало приятным побочным эффектом. Наша компания стала более бирюзовой.

5 уроков по внедрению OKR, которые вы вынесли

Главное достижение — нам удалось привлечь всех руководителей компании к работе над стратегическими целями. Разумеется, мы сталкиваемся с проблемами, переход на OKR не проходит гладко. Но мы уже видим, что достижимость OKR поднялся до 62%. Показатели плавно, но растут. Мы даже сделали OKR по внедрению OKR, чтобы измерять прогресс внедрения новой модели.

Как мы все занялись стратегией: внедрение OKR

Теперь мы планируем поднять процент выполняемости до 80%, провести ретроспективу в конце года, еще раз посмотреть на проблемные места, а затем распространить систему OKR на продуктовые и проектные команды. Но даже на этом этапе мы вынесли несколько уроков. Можно использовать их как чек-лист:

✔ Начать стоит с пирамиды метрик — чтобы цели для OKR были не случайными и соответствовали стратегии компании.

✔ Процесс внедрения и реализации OKR стоит сделать максимально прозрачным и привлекать к нему как можно больше людей — это разделит ответственность на всех.

✔ Лучше внедрять регулярные каденции — цели по OKR не должны висеть в воздухе, к ним нужно возвращаться и возвращать всех остальных. Например, через регулярные встречи или отчеты.

✔ OKR лучше работают, если за каждую цель отвечает конкретный человек — ментор. Без ментора выше соблазн подходить к целям OKR формально.

✔ Не любая инициатива должна становиться целью OKR — стоит учитывать ресурсы компании: время и человеческие силы.

Мы еще расскажем о том, как продвигается наш эксперимент, в следующих статьях. А пока напишите в комментариях, как в ваших компаниях работают над стратегическими целями и какой процент сотрудников вовлечен в этот процесс. Будем рады подискутировать на эту тему.

P. S. А еще подписывайтесь на наш продуктовый телеграм-канал. Там мы рассказываем о лучших практиках работы с диджитал-продуктами. Там много интересного и полезного для продакт-оунеров и CEO компаний.

22
1 комментарий

OKR , конечно, сейчас в тренде. Плюсую

Ответить