Почему некоторые ситуации возникают в жизни снова и снова и как это можно изменить

Почему некоторые ситуации возникают в жизни снова и снова и как это можно изменить

На перекрёстке начинает мигать зелёный свет. Один водитель ударяет по газам и старается успеть проехать, а второй резко тормозит - ему сегодня некуда торопиться. Но в результате они сталкиваются друг с другом, и оба выскакивают из машин. Начинается выяснение:

⁃ Замигал зелёный, поэтому я и ускорился! - кричит первый.

⁃ Да, мигал зеленый, и я притормозил, - отвечает ему второй.

Ведущий тренер и коуч компании Business Relations Иван Маурах приводит этот пример для понимания того, как работают стереотипы восприятия событий, определяющие собственные реакции. Он уже более 20 лет помогает клиентам разобраться, как лучше понимать себя и окружающих людей. Иван уверен, что очень часто человек идёт по жизни с убеждением, что все происходящее с ним события неизменно и однозначно вызывают соответствующие реакции. Поссорился с начальством, поэтому пришел домой злой, опоздал на самолёт, поэтому расстроился, на улице наступили на новые туфли, поэтому стал раздражённым. Об эту идею мы спотыкаемся по много раз на дню, но на самом деле ни одно событие не может вызвать реакцию человека. Между событием и реакцией находится одно очень важное звено - личное восприятие.

Вернёмся к ситуации на перекрёстке. Два водителя кричат друг на друга, выясняя, тормозить надо или гнать. Они пытаются объяснить друг другу, что это не их решение, а реакция на мигающий зелёный свет. Но если бы светофор управлял движениями людей, разве произошла бы эта авария? На самом деле мы имеем два разных стереотипа восприятия (ехать или тормозить) в одних условиях (мигающий светофор).

Стереотипы восприятия закладываются с рождения. Это естественный процесс эволюции. Мозг неандертальца по объёму превосходил мозг современного человека, потому что ему приходилось обдумывать каждый эпизод своей жизни. Изо дня в день он заново переживал своё утро, учился добывать пищу и спасаться от опасностей. С тысячелетиями Homo Sapience приобрёл уникальный навык - абстрактное мышление. Мы умеем абстрагироваться и заменять конкретное утро обобщенным понятием утра. Проснуться, выпить кофе, одеться, выйти из подъезда, сесть в машину... Абстрагируясь от конкретного, мы, с одной стороны, уменьшаем количество затрачиваемой оперативной памяти, оставляя место для чего-то более важного, и в то же время попадаем в замкнутый круг стереотипов восприятия. В жизни же очень часто происходит одно то же. Вы устраиваетесь на работу, вскоре понимаете, что вас не устраивают взаимоотношения в коллективе: неприятный босс, недружелюбные коллеги. Тогда вы решаете сменить работу, но через какое-то время обнаруживаете, что снова оказались среди неприятных вам людей. То же самое происходит и во взаимоотношениях: всегда находится повод для ссоры, неважно, связан он с ребёнком или с новым свитером, в любом случае клубок обвинений и подозрений будет закручиваться по одному сценарию.

«Да что же это такое! Ничего не меняется», - восклицаете вы.

Конечно, во всем можно обвинить мистику и чертовщину, снять порчу у гадалки или уехать в другой город, но скорее всего даже это ничего не изменит. Проблема в устойчивых стереотипах восприятия, которые вы годами копите в своём сознании: меня на работе окружают одни идиоты, мы с женой постоянно ругаемся, такой уж она человек. Так вы заменяете конкретную жизнь некой обобщенной жизнью.

У любого стереотипа восприятия можно найти первоисточник. Например, ребёнок вырос в семье, где родители часто повышали голос. Они могли ругаться или просто громко разговаривать, но его это пугало и в конце концов это заставило ребёнка научиться приспосабливаться к среде: сначала он прятался под столом в своей комнате, когда взрослые кричали, а потом научился защищаться и сам стал вступать в конфликты и повышать голос. С подобным стереотипом восприятия человек вырос, сформировался и пошёл на работу. Там его встречает громогласный начальник. И человек сразу же думает, что если босс повышает голос, то он злится, он плохой и злой человек от которого, согласно стереотипам восприятия, нужно бежать или защищаться. Важно понимать, что этот вывод может быть неадекватным.

А что если начальник - бывший военный, который привык командовать ротами и каждый день надрывать связки, а теперь все никак не отучится от этой привычки, хотя на самом деле он добрейшей души человек?

Чтобы разбираться с этим, исключительно важно уметь разделять собственные реакции на ощущения и концепции. Когда мы смешиваем то, что реально ощущаем, с нашими предположениями, догадками, суждениями, выводами, воспоминаниями, опасениям, оценками, сравнениями... итд итд итд ... то рискуем попасть в забавную ситуацию, когда мы теряем связь с реальностью.

Ощущения бывают физическими (телесными) эмоциональными(чувства) и ментальным (мысли). Первые разделяются по органам чувств: это звуки, картинки, тактильные ощущения и т.д. Вторые - это отчаяние и радость, спокойствие и тоска, и т п. Третьи - это то, что приходит к нам в голову, догадки, озарения, инсайты и называются первичными уникальными мыслями.

Концепции - это тоже в голове, но это отнюдь не уникальные мысли, а неоднократно продуманные идеи, к которым мы обращаемся снова и снова. Мы даже можем не знать, откуда они берутся, но мы твёрдо уверены в их истинности.

Так что же делать? С ощущениями все довольно просто: надо научиться разделять их на категории, осознавать, что вы чувствуете и при этом понимать, какие у вас уже существуют концептуальные обобщения.

А вот с концепциями вам предстоит разнообразная и бесконечная работа. В каких концепциях вы застреваете? Каковы ваши оценки и суждения? Чем они вызваны? Как часто вы думаете о других людях: «да, он поступил неблагородно, я вот так я бы никогда не сделал, нормальные люди так не поступают»? Выводы - это бесконечная цепочка из "это значит, это значит, это значит...". «Муж на день рождения не подарил цветы, значит, он меня разлюбил». «У моего друга такое было, значит и у меня может быть...» «Начальник на меня накричал, значит, скоро уволит».

Это все стереотипы из прошлого. Зачастую ваша карта мира оторвана от реальной территории. Представьте, что вы нарисовали ее от руки в детстве. Конечно, она похожа на окружающую местность, но очень приблизительно. Ориентироваться по ней в реальности вы не сможете, она просто не работает. Во взрослом мире нужно пользоваться критическим мышлением - способностью выделять концепции и осмыслять их.

Попробуйте разобраться. Чему вы придаёте значимость и вес? Адекватны ли ваши аргументы? Как вы интерпретируете события? Что они для вас означают? Привычные интерпретации могут расходиться с реальностью.

Однажды человек ехал по извилистой дороге, он хороший водитель, отлично справлялся с управлением, но вдруг навстречу ему выскочил драндулет. Водитель испугался, но вовремя выкрутил руль и избежал столкновения. В ту секунду, когда их окна поравнялись, мужчина из драндулета что-то крикнул, но расслышать удалось лишь одно слово: «свинья». «Как он посмел назвать меня свиньей?» - возмутился первый водитель, ударил по газам прошёл поворот и тут же врезался в огромную свинью, валявшуюся на дороге. Он интерпретировал слово свинья привычно, но абсолютно неадекватно. Его не обзывали, а пытались предупредить.

Проведите категоризацию своих стереотипов. Это позволит вам выйти из клубка, в котором все смешано в одну кучу: и собственное сиюминутное раздражение и вековые стереотипы «Все бабы дуры, а мужики - сволочи». Тогда мы будем воспринимать мир в его разнообразии и уникальности. Также разберитесь с концептуализацией. Сознание не всегда выделяет основной концепт, и его часто путают с вспомогательными элементами. Задайте себе вопрос - а в чем смысл? Какова суть? Что является главной идеей, а что второстепенными подробностями? Как часто мы реагируем все не на то, что заслуживает внимания, а на какие-то мелочи.

И напоследок - проблематизация, осознание того что именно составляет проблему, из чего конкретно она состоит. Часто люди говорят, что у них есть проблема, но они даже не понимают, в чем она заключается. Проблемой называют любые непонятные запутанные клубки из ощущений и концепций, все, что связано с негативом. Пока мы это не осознаем, мы не сможем найти верное решение.

Практика принятия и позволения себе ощущать позволяет человеку перестать жить в обобщённом мире и быть в настоящем. Как говорят, «Быть здесь и сейчас» Практика критического мышления позволяет ему разобраться в своих концепциях, научиться выбирать и пользоваться наиболее эффективными и отказываться от контрпродуктивных.

Эти практики требует определённых усилий, осознанности, заинтересованности и обязательства перед самим собой. Но, поверьте, это не невозможно. Дорогу осилит идущий.

11
Начать дискуссию