Как я погорел с “автостояночным” бизнесом и открыл ресторан. И еще 2 факапа, которые поменяли мое бизнес-мышление

Как я погорел с “автостояночным” бизнесом и открыл ресторан. И еще 2 факапа, которые поменяли мое бизнес-мышление

Привет, я - Иван Зайченко, предприниматель из Екатеринбурга. Занимаюсь ресторанным бизнесом и продуктовым ритейлом. Одновременно веду 5 бизнесов и живу на 2 страны. Хочу рассказать о трех своих самых больших ошибках и провалах, и какой фидбэк я от них получил.

В бизнесе нет одинаковых рецептов успеха, не верьте инфоцыганам. Факап и бизнес – близнецы-братья. Но если ты ошибся и потерял все, изображаешь из себя старуху у разбитого корыта, помни, что в океане бизнеса не одна золотая рыбка…

Факап первый: не в свое дело не лезь

Я потратил кучу времени и сил на то, что поддался пропаганде бизнес-коучей. Они говорили: «Ты можешь ВСЕ! В любом бизнесе можно заработать КУЧУ ДЕНЕГ! Две ноги, две руки – все, что надо для УСПЕХА! Нужно только твое желание, и ты будешь ЛИДЕРОМ в любой нише!». Единственное, что они упускали – это необходимость ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ СВОЮ НИШУ. Не всякий бизнес подходит тебе, потому что ты сам не подходишь любому бизнесу. Ты не многорукий бог Шива, который справиться с любой задачей на ура. Я поверил тому, что в бизнесе можно быть универсалом. Типа «токарь-пекарь-кардиолог». Нельзя! Не нужно лезть туда, где высокая конкуренция и идет битва за клиента. Выбери свою нишу, то, с чем ты гарантированно справишься. Есть время, силы и деньги – так потрать их на выбор оптимального бизнеса именно для тебя, для твоих умений, не расходуй усилия на попытки влезть в сферу супер конкурентного рынка с гигантской маржой. Важность выбора для себя «правильной» ниши явилась для меня большим открытием! А обжегся я на «частных стоянках».

Друг достал для моей машины крутую музыку, и я очень боялся, что ее уведут. Или одну начинку, или вместе с машиной. Дневал в ней и ночевал, а потом решил нанять охранника, который заодно бы следил за дворовым автотранспортом соседей. То есть организовал маленький частный стояночный бизнес. Дядька-охранник получал от нас зарплату и следил за сохранностью авто в общем дворе. Соорудили ему будку на зимний период и даже протянули туда электричество, чтобы наш страж не задубел. Я почему-то поверил, что смогу превратить эту нелегальщину в стабильное, процветающее дело, и тащил это полгода в светлое будущее. А потом пришла милиция и попросила документы на частный бизнес. Которых у нас, конечно, не было. В результате одну машину даже утащили эвакуатором на штрафстоянку. Если бы я с этим заморочился, там бы и погиб смертью храбрых.

А вот когда я основал «Сушкоф» и за неделю работы ресторана получил больше, чем стояночный бизнес приносил за два месяца, то понял: это мое, а то – не мое. То есть если и предоставлять услуги населению, то только такие, в которых шаришь - еда, рестораны, продуктовый ритейл. А автокоммуналка - это не мое. От слова “совсем”.

Вывод: не верьте коучам, которые учат, что весь бизнес одинаков. Это работает совсем не так!

Факап второй: не верь балаболам ТОП-менеджмента

Я начинал с малого бизнеса, когда практически все дело приходилось вести самому. Общался с такими же бизнесменами, не имевшими опыта работы в крупных компаниях. И вот когда пришло время масштабироваться - открыть сеть ресторанов пиццы, то решил привлечь стороннего ТОП-менеджера очень известной и процветающей компании. Поскольку я привык отвечать за свои слова, естественно, что рассчитывал на такое же отношение к делу от других. Выбрал самого «сладкоголосого» и крутого управленца, который так хорошо рассказывал про стратегии бизнес-процессов, что от него ожидался вау-успех на деле, а не только на словах. Такого, который рассказывал, как из г… он сделал конфетку, порвал всех конкурентов на федеральном уровне и обещал сделать драйвовый стартап. Он уволил половину нашего персонала и взял на работу тех, кто был ничем не лучше предыдущих. То есть показал, что его скилл как управленца, мягко говоря, никакой. Поменять шило на мыло я мог и сам. В результате излишней доверчивости я получил такой эпический фейл, что его последствия пришлось разгребать не один месяц. К счастью, помогли свои же ребята. Чтобы исправить ситуацию, я нанял нового CEO, которого хорошо знал по партнерству с другой компанией, фактически переманил его к себе со стороны. Но это уже другая история, которая плавно перетекает в следующий факап.

Вывод: нужно очень серьезно подходить к выбору персонала, которому делегируешь полномочия распоряжаться частью своего бизнеса. Иначе эту часть легко, вообще, потерять.

Как я погорел с “автостояночным” бизнесом и открыл ресторан. И еще 2 факапа, которые поменяли мое бизнес-мышление

Факап третий: дай шанс своим

Итак, когда нам понадобился маркетолог, или директор по маркетингу, короче, CEO и по совместительству супер-продажник, я опять стал искать его в других компаниях. У меня был такой пунктик – вот на стороне специалисты классные, а у нас в коллективе такого гуру быть не может. Типа чужое – круче, при том, что у меня в компании был человек, который за 2 года прошел путь от операциониста практически до исполнительного директора. У нас с ним было не все гладко, и после прихода нового CEO он уволился. Результат работы нового “наемника” был настолько стремный, что нам довольно быстро пришлось с ним расстаться. Он пытался просто перенести свой опыт работы в другой компании на наши реалии, совершенно не учитывая специфику. Бизнес принялся тормозить и пробуксовывать, о прибыли пришлось забыть. Неизвестно, сколько бы я еще с ним мучился пока не вспомнил про уволившегося сотрудника. Тот раньше отлично справлялся на своем участке, при этом не сильно выпячивая собственных достижений. Теперь передо мной стояла задача аккуратно избавится от одного человека, которого я сам же пригласил, и дипломатично вернуть на место другого, который ушел из-за первого. Такой вот квест, но я его выполнил. Бывший сотрудник собрал собственную команду, использовал весь свой опыт работы с нашей спецификой, и мы получили безупречного маркетолога, которого безуспешно искали в чужих компаниях почти два года!

Вывод: я постоянно привожу этот кейс в пример – прежде, чем нанимать со стороны крутейшего топ-менеджера, посмотрите, возможно, такой человек давно уже есть в вашей команде. Создайте ему условия, пусть растет в нужном направлении. По-любому, он лучше разбирается в вашей кухне, чем пришлый специалист, даже если ваш пока еще поваренок, а тот – уже шеф-повар! Опыт получают в конкретной сфере, поэтому прежде всего нужно заботиться о своей собственной команде. Это ваш золотой запас! Если чужой легко идет к вам, значит, его не сильно стремились удержать на прежнем месте. Раньше я тоже не особо переживал по поводу текучки кадров, а сейчас понимаю, что лучший кадровый резерв вырастает в собственной компании, а не на стороне.

<i>Своя команда ближе к телу !</i>
Своя команда ближе к телу !

Идеи и опыт - это то, чем можно делиться всегда и совершенно бесплатно. То, что не убивает - делает нас сильнее, это относится и к факапам. В бизнесе не бывает лишней информации, и ты никогда не знаешь, какие знания помогут в той или иной ситуации. Делюсь своими мыслями в тг-канале.

6969
91 комментарий

Комментарий недоступен

26
Ответить

классика жанра

10
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

😂

2
Ответить

Где высокая конкуренция - там деньги. Разве не так? Туда как раз и хочется лезть.

3
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Скажу больше, там где нет конкуренции, там часто и бизнеса может не быть вовсе.
Вопрос в уровне конкуренции, если она зашкаливает, то денег для конкретно для вас, для ваших компетенций, для вашего капитала там может и не быть, нужно все считать.


Но в книжках про успешный успех будут призывать искать голубые океаны, т.е. ниши, где конкуренции нет, типа журавль в небе лучше синицы в руках и т.д.

6
Ответить