Я заплачу вам 150к, если найдете мне классного HR. Мои подходы к найму сотрудников всегда себя окупают

Опыт показывает, что «сарафанное радио» работает намного эффективнее рекрутинговых агентств. Разумнее выплатить «премию» знакомому, который привел в компанию классного спеца, чем отдать деньги рекрутеру.

Я заплачу вам 150к, если найдете мне классного HR. Мои подходы к найму сотрудников всегда себя окупают

При найме специалистов для меня главное качество кандидата – это амбиции. Важен не столько профессиональный опыт – научиться можно всему, была бы голова на плечах, сколько желание вырасти в своей области. Для бизнеса, в отличие от офисного труда или работы в госструктурах, стабильность отходит на второй план. Бизнес – это постоянное стремление к покорению новых вершин, даже если в плане заработка это не слишком выгодно. Если человек согласен на временное ухудшение материального положения ради перспективы профессионального роста – он нам подходит. Это как в спорте – каждый раз нужны новые рекорды, новые достижения и победы.

Чтобы больше не пришлось работать ради денег

Желание быть в команде нуждается в подтверждении. Если человек согласен на наши условия, согласен перейти к нам (иногда со временным понижением доходов), пройти испытательный срок – мы обязательно компенсируем его усилия. Пример – новый бизнес в Дубае, где на ключевые должности Жизньмарта некоторые люди идут с сильным понижением зарплаты по сравнению с Россией. У них очень высокая мотивация, несколько человек вообще работали какое-то время без зарплаты, поэтому мы компенсируем им временное ухудшение материального положения. Долями в компании или карьерным ростом. Так мы смогли убедиться, что они действительно хотят быть в нашей команде.

Одна из моих главных целей - сделать так, чтобы впредь всем этим людям больше никогда бы не пришлось работать ради денег. Чтобы они никогда не пожалели о решении присоединиться к нашей компании.

Можно задать множество вопросов, и человек будет на них очень интересно отвечать, но все равно непонятно, насколько высока его мотивация работать именно у нас. Зато когда кандидат рассказывает, что сейчас получает 300к и согласен перейти к нам на 150, потому что ему нравится, то что мы делаем – это круто. Человек, недополучая, фактически инвестирует в нашу компанию часть своей зарплаты. Это очень ценно, и мы соответственно относимся к такому сотруднику.

Я считаю, что согласие потерять в зарплате – это самый главный индикатор мотивации. Второй критерий того, что кандидат нам подходит – мне должно быть с ним комфортно. Он должен разделять ценности нашей компании, как бы громко это ни звучало. Быть целеустремленным, толковым и обладать опытом в соответствующей нише бизнеса. Для меня важен энергетический заряд человека – я его чувствую и обращаю на это внимание. Важно чувство ответственности за порученное дело, важны амбиции.

Я заплачу вам 150к, если найдете мне классного HR. Мои подходы к найму сотрудников всегда себя окупают

Обычное тестирование нового человека заключается в разработке проекта какого-либо улучшения процессов компании. Он получает доступ ко всем базам данных и за 3 недели определяет, в какой области нужно приложить больше усилий, какой процесс нуждается в улучшении и что это за улучшения. Это должен быть проект, который можно оценить по конечному результату, а не просто новшества в политике или стратегии компании или красивые презентации в стиле «как было – как будет». Мы создадим ему те же возможности для работы, какие есть у всех остальных, но за ручку водить не станем. Получается, что с таким тестом справляется 1 из 20 кандидатов, и это хорошо, потому что именно этот единственный человек реально нужен компании.

Оглушительный успех или тотальное поражение?

Недостаточно мотивированный человек ломается на сложностях. «Это не мое – и точка». Но бизнес – это всегда челлендж, и если ты не умеешь отвечать на вызовы, которые ставит перед тобой работа, неадекватно воспринимаешь изменения обстановки, значит, у тебя нет настоящей мотивации. Мне нужны люди, у которых выбор сводится к «оглушительный успех или тотальное поражение», а не к поиску 100500 вариантов избегания некомфортной ситуации.

Если у человека не горят глаза, для него не станет стимулом ни KPI, ни премиальная система оплаты. Я ни разу не видел, чтобы в долгосрочной перспективе человек мотивировался высоким KPI.

Допустим, в выходные в городе проходит выставка оборудования для твоего бизнеса. Но в этот же день дает концерт модная группа, а друзья предлагают теннисный матч. И если ты с раннего утра поедешь на выставку и проведешь там с голодным желудком всю субботу – это мотивация к бизнесу. А если поедешь на тусу и предпочтешь помахать ракеткой, то будь ты хоть 100 раз прекрасным специалистом и передовиком по ключевым показателям, карьера в бизнесе - это не про тебя.

Я заплачу вам 150к, если найдете мне классного HR. Мои подходы к найму сотрудников всегда себя окупают

Более того, KPI – это источник интриг, ссор и нездоровой атмосферы в коллективе. Люди подставляют друг друга, чтобы выполнить какой-нибудь показатель, и это просто отвратительно. Ничего не мотивирует лучше, чем ясная цель в перспективе. У нас есть программа «От стажера до партнера», когда человек может прийти простым продавцом торгового зала и дойти по карьерной лестнице до владельца магазина. Конкретный пример – парень поступил к нам на должность старшего продавца, завязал контакты с одним из наших первых франчайзи и теперь они на пару владеют 5 магазинами. Это история реального успеха, и таких примеров достаточно много. Я могу привести десяток случаев такой действенной мотивации, когда человек приходит на низшую должность и благодаря своим рабочим качествам достигает высших ступеней бизнеса.

Проблема в том, что по-настоящему мотивированным является только каждый 20 кандидат. Но я же не могу позволить себе такое мелкое кадровое сито! Если буду ждать появления двадцатого, останусь вообще без персонала. Поэтому часто приходится работать с теми, кто более-менее соответствует критериям отбора. Но организация мотивации персонала – задача не для предпринимателя. Все, что он может сделать, это убрать из компании немотивированных людей и оставить только заинтересованных. И при этом не накосячить, как при наборе новых, так и при удержании старых сотрудников.

Коллеги-предприниматели рассказывают, что у каждого из них в компании есть 1 или 2 человека, на которых можно положиться. Пару человек из всей компании! А почему не 30? Я вот хочу сделать так, чтобы таких людей в моем окружении было несколько десятков.

150 тысяч за одну толковую голову

В какой-то момент я ощутил кризис топ-менеджмента. В моем окружении не оказалось никого, кому можно было доверять как самому себе. Многие руководители высшего звена ушли добровольно, столкнувшись с новыми вызовами, потому что уже привыкли, что все идет как надо, по накатанной дорожке. От некоторых я был вынужден избавиться сам, потому что они превратились в балласт для компании. Сейчас ситуация стабилизировалась, но я не хотел бы снова наступить на те же грабли. Индикатором правильной (и неправильной) кадровой политики стал бизнес в Дубае. Например, одна девочка прилетела к нам из Мексики. Из Нижнего Тагила – в Мексику, из Мексики – в Дубай. Вот пример правильной мотивации!

А неправильная мотивация – это когда молодой человек себя переоценивает. В этом злую шутку играет российский рынок труда, на котором неверно расставлены приоритеты. Много внимания уделяют не личным качествам, а бренду, на который работает или работал кандидат на вакантное место. Соответственно, у людей формируется неверное представление о своей ценности для бизнеса. Приведу пример с одним нашим релокантом. Молодой, деятельный, перспективный парень, работал в «Жизньмарте» Екатеринбурга. Мы перевезли его в Дубай, и пока магазин не открылся, он помогал нам с формированием ассортимента, тихо, спокойно и ответственно делал свою работу. А когда увидел, что освобождается место старшего продавца, пришел и заявил: «Поставьте меня на эту должность, или я увольняюсь».

Естественно, с таким ультимативным подходом мы были не согласны, поэтому купили парню обратный билет, выплатили зарплату и попрощались. Считаю, что подобное в коллективе недопустимо – это как вступать в переговоры с террористами. Дай откусить палец – в следующий раз отхватит руку по локоть. Со мной всегда можно поговорить по поводу повышения зарплаты или должности, если человек реально этого заслуживает, а я просто не в состоянии проследить за ростом каждого работника. Если же я вижу, что оснований для повышения нет – так и говорю: «сделай это и это, покажи, что справился – тогда и обсудим твою просьбу».

Огромный спрос на специалистов и кадровый голод в России создают ложное чувство собственной суперзначимости. А это не так, особенно за рубежом, где есть доступ к международной кадровой базе и возможность выбрать лучшего из лучших.

У нас два варианта кадровой политики для дубайского бизнеса. Мы перевозим свой персонал, чтобы перенести российскую культуру сервиса и подхода к обслуживанию клиентов «Жизньмарта». И мы нанимаем кадры здесь, по всему миру, в первую очередь с опытом работы в англоязычной среде, с опытом свободного разговорного общения с партнерами и клиентами.

Две разные истории, два менеджера по коммерции. Первая – девушка без опыта в продуктовом ритейле, занималась интернетом, чем-то вроде Телекома. Там за 7 лет она выросла с рядового сотрудника до главы департамента. У нас она очень долго «вливалась» в дело, проходила тестирование. Мучили мы друг друга, да и ребята сомневались, нужна ли нам такая специалистка. Она не подходила под привычную схему найма. Но то, что терпела наши выкрутасы и пошла на существенное снижение зарплаты, свидетельствовали об очень высокой мотивации. В результате она стала одним из лучших здешних «приобретений» - закрутила бизнес как надо, привлекла инвестиции, поставила процесс на рельсы.

И парень, руководитель департамента крупной сети, с кучей регалий и высокими требованиями по зарплате. Договорились, он приступил к делам, а затем создал много проблем, которые долго пришлось разгребать всей компанией. В результате сдал дела, расстались мы мирно, но осадок остался. Он неплохой специалист, но, вероятно, не нашего профиля, и, в отличие от упомянутой выше девушки, не горел желанием въезжать в специфику «Жизньмарта». То есть оказался немотивированным. От слова «совсем».

Я заплачу вам 150к, если найдете мне классного HR. Мои подходы к найму сотрудников всегда себя окупают

Поэтому сейчас у меня стартует квест – человеку, который порекомендует в команду HRBP, а тот пройдет испытательный срок и займет должность, я выплачу 150 тыс. Мне очень, очень и очень нужен специалист-рекрутер, который сможет подбирать кандидатуры для нашего бизнеса по всему миру. Мы постоянно запускаем стартапы, развиваемся, совершенствуемся (пишу об этом и не только в своем тг-канале) Это тяжелая, но безумно перспективная работа. Для того, у кого есть мотивация. Для того, кто ставит себя выше обстоятельств и трезво оценивает свои возможности. И просто для талантливого, творческого ЧЕЛОВЕКА.

Я заплачу вам 150к, если найдете мне классного HR. Мои подходы к найму сотрудников всегда себя окупают
16K16K показов
1.8K1.8K открытий
71 комментарий

Допустим, в выходные в городе проходит выставка оборудования для твоего бизнеса. Но в этот же день дает концерт модная группа, а друзья предлагают теннисный матч. И если ты с раннего утра поедешь на выставку и проведешь там с голодным желудком всю субботу – это мотивация к бизнесу. А если поедешь на тусу и предпочтешь помахать ракеткой, то будь ты хоть 100 раз прекрасным специалистом и передовиком по ключевым показателям, карьера в бизнесе - это не про тебя.


Бегу от таких заливателей про необходимость тратить личное время на работу как от огня.

Ответить

Судя по комментариям и посту автора последний - очередной ''результативщик'', который ищет лохов которые будут с горящими глазами пахать за минимальную ставку во благо его бизнеса.

Ответить

"поэтому ты и не миллионер" Слова Аяза и других инфоцыган...

Ответить

Если деньги не главное, то почему бы автору статьи не отказаться своих денег в пользу повышения ФОТ?

По факту такая политика в отношении сотрудников приводит к тому, что в компании бешеная текучка. Профессионал никогда не пойдет на уменьшение своей зарплаты ради того, чтобы "инвестировать" в бизнес. Компания завтра может ликвидироваться, а у человека останется лишь воспоминания, как он зарабатывал копейки.

Либо есть вариант, что к вам идут "амбициозные", т.е. те, кого не берут в нормальные места. На собеседовании вам будут рассказывать о том, как они мечтают здесь работать, а потом слиняют с базой клиентов/втихую начнут развивать систему откатов. Люди любят деньги и в ущерб себе никто работать не будет, если у нег есть такая возможность (даже временно).

P/s. Корпоративная культура "больших амбиций" вместе с бизнес-молодостью уходит в прошлое. И дело не только в кандидатах. Бизнес боится таких "звезд", ибо:

а) они быстро выгорают и польза от таких сотрудников стремится к нулю;
б) перетягивают одеяло на себя, крайне плохо работают в команде;
в) не имеют нужных навыков. Работа сводится к разговорам, а не к конкретным делам.

Ответить

Кстати, загуглила отзывы сотрудников на Жизньмарт. Их подозрительно мало для ретейла. Либо работников нет, либо бизнес из одного магазина состоит

Ответить

Зато когда кандидат рассказывает, что сейчас получает 300к и согласен перейти к нам на 150, потому что ему нравится, то что мы делаем – это круто. Это не круто, это значит, что кандидат либо врет, либо что-то недоговаривает. Причина так думать простая - если кандидат раньше жил на 300К, то на 150К ему будет крайне не комфортно.

Ответить

Всегда смешно

Ответить