{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему крупному бизнесу невыгодно поддерживать интернет-магазин на Битриксе: выбираем альтернативу

В статье на примерах проанализируем затраты на обслуживание крупного интернет-магазина на 1С-Битрикс и на фреймворке Python. Сравним стоимость и выгоды, связанные с внедрением новых функций, оценим стоимость содержания команд на разных стеках и разберём, на чём экономически выгодно поддерживать и расширять крупный интернет-магазин. Дополнительно посчитаем, сколько стоит перенос интернет-магазина с 1С-Битрикс на фреймворке Python.

Привет! Меня зовут Дмитрий Важенин, я — коммерческий директор Creonit / digital production. Разрабатываем цифровые сервисы, в том числе и интернет-магазины. Входим в топ-50 крупнейших IT-поставщиков в ритейле и в топ-30 крупнейших разработчиков приложений для бизнеса и госсектора в России.

Сегодня разберём, каким компаниям стоит делать интернет-магазины на 1С-Битрикс, а кому лучше рассмотреть разработку на одном из фреймворков Python (например Djangо) с точки зрения бизнеса. Поговорим о плюсах и минусах каждого подхода и что делать, если вы выбрали неверный стек для разработки.

Почему Битрикс популярен в России?

1С-Битрикс — самая популярная коммерческая CMS для разработки сайтов в России, согласно рейтингу iTrack за 2021 год. Мы — золотой партнёр 1С-Битрикс, ведём проекты на этой CMS, поэтому можем сказать, что он хорош и для создания интернет-магазинов, если его использовать «как есть» — в рамках возможностей, которые включены в коробочное решение.

Популярность Битрикса объяснима:

  • Хороший маркетинг.
  • Битрикс синхронизируется со всеми продуктами 1С, которые тоже востребованы в России. Если бизнес уже пользуется каким-то софтом от 1С, он чуть ли не автоматически переходит на «Битрикс» для разработки сайтов. Потому что у этих решений один провайдер и, можно сказать, общая экосистема.
  • В Битрикс встроены интеграции со всеми российскими службами доставки и сервисами оплаты.
  • CMS проста в использовании для бизнеса, если не делать кастомных модулей.

Для какого бизнеса подойдёт интернет-магазин на Битриксе

1С-Битрикс подойдет для малого и среднего бизнеса: небольших интернет-магазинов, независимо от их специфики. Широкая функциональность и гибкие инструменты для создания и управления электронной коммерцией позволяют настраивать каталог товаров, управлять ценами и акциями, обрабатывать заказы и осуществлять доставку.

1С-Битрикс подойдёт для интернет-магазина, если:

  • Большая часть или вся необходимая функциональность для проекта уже есть в системе и не требует дополнительных разработок;
  • Разработчики, которым вы доверяете, работают только с этой платформой;
  • У вас есть успешно реализованные интернет-магазины на этой CMS, и вы довольны результатом.

А если у вас магазин с большим количеством товаров, ежедневного трафика и активных пользователей, то он быстро начнёт требовать больше, чем предлагает «коробка».

С какими сложностями сталкивается крупный бизнес в работе на Битриксе

Не всё, что хорошо для малого и среднего бизнеса, подойдёт для крупного. Рассмотрим, когда лучше сделать интернет-магазин на Django и с какими сложностями может столкнуться крупный бизнес в работе на Битриксе‎.

1. Крупный интернет-магазин на 1С-Битрикс сложно масштабировать и поддерживать

Проект всегда будет упираться в рамки «коробки». Если потребуется настроить нестандартную фильтрацию в каталоге, это возможно сделать только с помощью кастомизации модулей. Если их много, интернет-магазин со временем станет тяжелым и скорость загрузки страниц начнёт падать. В современном мире это — приговор. Сайт, который не открывается за 3 секунды, теряет пользователей. Это усложняет добавление новых функций и интеграций.

Кастомизированные модули поддерживают вручную, они не обновляются вместе со всей CMS автоматически. Это ведёт к увеличению технического долга — проблем в коде или архитектуре, которые вызывают дополнительные затраты труда при поддержке интернет-магазина в будущем.

2. На 1С-Битрикс‎ тяжело проверять гипотезы и инвестировать в новые функции

Под давлением страха, что на Битриксе разрабатывать нестандартные функции может быть долго и дорого, бизнес не проверяет продуктовые и маркетинговые гипотезы. В итоге они не конвертируются в деньги, и магазин не развивается. Цена технической поддержки проекта будет оставаться не высокой на цифрах, но и не реализуется весь потенциал бизнеса.

Чтобы сохранять конкурентное преимущество на рынке, нужно внедрять что-то новое. Например, в 2019-2020 годах крупные интернет-магазины стали показывать рекламу в виде сториз на главной странице — у многих формат сохранился до сих пор. Он позволяет показывать больше специальных предложений, чем традиционные карусели с баннерами, потому что занимает меньше места. При этом сториз цепляют глаз пользователя и толкают к тому же поведению, что и в соцсети, из которой они перекочевали, — желанию проверить «что там нового». Внедрение сториз в интернет-магазин может увеличить конверсию в открытие рекламы, а вместе с тем и в покупку.

Но компания с магазином на 1С-Битрикс, скорее всего, не проверит этого, потому что внедрять функциональность долго и она может замедлить загрузку страниц.

В итоге, если бизнес годами будет откладывать добавление новой функциональности из-за сложности разработки, пользователи медленно перетекут к конкурентам.

Смета: сравнение стоимости разработки функций на 1С-Битрикс и Django

В качестве сравнения возьмём фреймворк Django (только для примера, можно заменить на любой другой фреймворк), потому что Python — один из самых популярных языков программирования в России и мире, а Django — один из популярных фреймворков. Мы делаем проекты и на Битрикс, и на Python, поэтому можем оценить рыночные цены и человеко-часы на задачи.

На примере реальной сметы рассмотрим разницу в часах на создание функций и посмотрим, что выгоднее.

Дисклеймер: стоимость может отличаться в зависимости от разных параметров. Мы рассчитали средние показатели, опираясь на наш опыт.

Сравнение стоимости и оценка в часах на внедрение функциональностей. Стоимость в рублях

Стоит отметить, что в приведённых выше задачах мы рассматриваем случай, когда 1С-Битрикс уже кастомизирован настолько, что готовые модули нельзя брать, потому что логика оплаты переписана целиком.

Например, у «СберМаркета» есть готовый модуль интеграции, но на переписанную логику оплаты он уже не встанет. У MindBox тоже есть готовое решение, но в нём много ограничений, поэтому лучше сразу делать кастомный модуль.

В смете видно, что Django выигрывает и в скорости разработки, и в цене. ‎Битрикс‎ хорош, пока бизнесу хватает готовых модулей. Но как только появляются первые кастомизации и изменения в бизнес-логике, на разработку новых функций в CMS уходит больше времени.

3. Битрикс-разработчиков сложно искать и заменять в случае ухода

На рынке мало 1С-Битрикс разработчиков. Их сложно искать, нанимать и обучать. При этом у программистов не всегда хватает знаний, чтобы поддерживать интернет-магазин со сложной бизнес-логикой и кастомизациями. На такие задачи нужны разработчики уровня middle и senior.

На начало ноября 4708 доступных резюме 1С-Битрикс разработчиков. Для сравнения, резюме Python-разработчиков больше 12 000.

Дефицит кадров приводит к тому, что их сложно заменять в случае ухода. Из-за этого работа над проектом может встать в любой момент. Этот вопрос мы разбирали в нашей другой статье.

Разработчиков на Python в разы больше, чем на Битрикс — больше 12 000 релевантных резюме на HeadHunter. По данным исследования JetBrains, в качестве основного языка программирования Python на втором месте по популярности в России (после JavaScript). Поэтому подбор кадров идёт быстрее и дешевле, без сильных издержек на рекрутинг.

Почему выгодно разрабатывать крупный магазин на одном из фреймворков Python

Крупному бизнесу выгоднее писать интернет-магазин с нуля на фреймворках Python, потому что:

  • Time to market фичей ниже. Функциональность и интеграции на фреймворках Python делать быстрее. Для сравнения, интеграция интернет-магазина с программой для автоматизации бизнеса SAP займёт 589 часов на Битриксе и 481 час на Python. Интеграция с SetRetail — 63 часа на Битриксе и 27 часов на Python.
  • Легко искать специалистов. Найти человека с нужными навыками из 12 000 питонистов проще, чем из 4000 битрикс-разработчиков.
  • Можно тестировать любые гипотезы. Бизнес перестанет сталкиваться с возражениями «эту функцию невозможно сделать на Битриксе». Новые функции будут конвертироваться в деньги. Пользователи не уйдут к конкурентам, потому что у них удобнее фильтрация или личный кабинет.
  • Быстрая скорость загрузки страниц. У фреймворков Python высокая скорость обработки данных. Крупные интернет-магазины, сделанные на этих фреймворках, способны обрабатывать большой объём трафика и заказов.

Сколько стоит перенести интернет-магазин с «Битрикса» на фреймворк Python

Что делать, если ваш интернет-магазин на 1С-Битрикс уже тяжело прогружается, а количество товаров, трафика и необходимых функций продолжает расти? Одно из решений — перенести проект на фреймворк Python (например, Django).

Мы посчитали смету такого переезда.

Снова дисклеймер: проекты могут быть разными, как и цены на специалистов в разных компаниях. Мы лишь демонстрируем на примере разницу в стоимости команд в целом.

Сметы сделаны на основании состава команд, работавших на двух проектах наших заказчиков. Стоимость в рублях.

У битрикс-разработчиков в команде цена выше, потому что на поддержку интернет-магазина с кастомизированными модулями нужны senior-специалисты. Если нестандартные функции будут разрабатывать джуны — на это уйдёт в два раза больше времени, плюс потребуется устранять баги. При этом для переноса проекта на фреймворк Python и его будущей поддержки подойдут middle-разработчики.

ФОТ команд указали с учётом налогов, отпускных и ежегодной индексации зарплат на 20%. Можно было учесть ещё много разных параметров, но мы не стали уходить в детали.

Развитие и поддержка интернет-магазина на 1С-Битрикс и Django: стоимость команд в рублях.

По нашему опыту, перенос интернет-магазина на один из фреймворков Python займёт около 9 месяцев и обойдётся примерно в 11,5 миллионов рублей.

Работа будет проходить в несколько этапов:

  • Проектирование интернет-магазина — 3 месяца. Этап нужен, чтобы продумать бизнес-логику, инфраструктуру и согласовать необходимую функциональность. В это время параллельно продолжается поддержка интернет-магазина на «Битриксе».
  • Разработка интернет-магазина на фреймворке Python в течение 9 месяцев.
  • Запуск интернет-магазина на фреймворке Python. С этого момента можно не поддерживать интернет-магазин на Битрикс, расходы на команду уменьшаются.
  • Далее стоимость поддержки интернет-магазина будет уменьшаться каждый месяц, потому что фаза активной разработки завершилась. Временами нужно будет только устранять ошибки и разрабатывать новые функции по необходимости.

Вложения на перенос интернет-магазина на Python окупятся через 20 месяцев с момента начала его проектирования. Стоимость поддержки интернет-магазина на Django (Python) станет меньше в сравнении с Битриксом, потому что:

  • Фичи разрабатывают быстрее.
  • Не нужно делать «костыли» — меньше технический долг.
  • Для бизнеса открываются новые возможности с тестированием гипотез.
  • Меньше издержек на рекрутинг разработчиков, питонистов искать быстрее.

Выводы

Покупая Битрикс, пользователь получает решение большого количества задач из коробки. Если магазину в будущем не потребуется масштабирование и не нужна нестандартная функциональность (интеграции, платёжные системы и другое) — смело делайте его на Битрикс.

Крупному бизнесу стоит разрабатывать интернет-магазин на хорошо масштабируемом фреймворке, например Django. Перенос интернет-магазина с 1С-Битрикс на фреймворки Python будет выгоден только крупным компаниям, потому что вложения требуются большие, а срок окупаемости не очень быстрый. Для маленькой компании такой срок может быть приговором.

Интернет-магазин лучше делать на фреймворках Python, если:

  • Хотите уменьшить time to market функций, чтобы тестировать разные гипотезы, расширять аудиторию и увеличивать продажи.
  • Планируете масштабировать интернет-магазин и не хотите балансировать между необходимостью добавлять новые «костыли» и страхом, что магазин станет загружаться медленнее.
  • Хотите снизить издержки на найм специалистов.

Буду рад обсудить в комментариях ваши мысли и ответить на вопросы :)

Если вам интересно больше про разработку и ведение проектов в IT, следите за новыми кейсами и лайфхаками в нашем телеграм-канале.

0
142 комментария
Написать комментарий...
Ирина Савельева

Большинство тезисов в вашей статье мне кажутся сугубо рекламными:

1. Любой крупный магазин тяжело поддерживать, действительно крупные магазины сейчас идут по связке микросервисы: GO + Docker + Kubernetes.
Не PHP (Bitrix) и не Python (Django). Но здесь вопрос что считать действительно крупным магазином и откуда в вашем понимании начинается HighLoad.

2. При наличии более-менее "пряморуких" программистов нет никаких проблем с проверкой гипотез на Битрикс.
В Битрикс есть Маркетплейс, в котором большое кол-во модулей на все случаи жизни почти, скачивай и пользуйся, да их нужно проверять на производительность и безопасность.

3. "когда 1С-Битрикс уже кастомизирован настолько, что готовые модули нельзя брать, потому что логика оплаты переписана целиком."
На мой взгляд нельзя "полностью" кастомизировать ключевые вещи:

- Платежные системы
- Способы доставки
- Корзина
- Каталог
- Работу с заказами
- Работу с пользователями
- Работу с ядром CMS

Вы просто потом не сможете обновлять Битрикс, что крайне нежелательно.

В значительном числе случаев вы сможете взять модуль поставщика из маркетплейса, если он есть там, а у всех крупных сервисов он есть, и кастомизировать его под свои цели,
так как практически всегда идет взаимодействие по REST API с сервисами поставщика.
И это не потребует точно тех расходов что у вас указаны в часах работы для интеграции условного Mindbox, а если и потребует, то сумма итоговая точно не больше чем для Django будет.

По поиску разработчиков с Битриксом как раз ситуация гораздо проще, так как вся основная бизнес логика прописана и вам не надо "изобретать" архитектурных решений, так как всё изобрели за вас.
Т.е. условный middle разработчик в большинстве случаев понимает что и как должно работать.
И смена разработчиков гораздо проще, если делали более менее по их стандартной архитектуре.
Мне не очень понятны ваши выкладки по стоимости работы разработчиков, очень сильно сомневаюсь что разработчик на Django будет дешевле чем на Битрикс.

Я понимаю для чего это делается, вы придумаете полностью свое решение, в котором только вы будете понимать что и как работает с 50 страницами схем в miro
и сотнями страниц тех документации. Модернизировать это сможете только вы и ваша команда, и вас будет нереально заменить как подрядчика, только опять писать полностью новый сайт.

Ответить
Развернуть ветку
Julia Margushina

1. Это из вашего опыта или можно где-то ещё про это почитать? Интересно стало
2. Тут ещё вопрос стоит с точки зрения, где искать "более-менее пряморуких программистов". Я довольно часто слышу о том, как тяжело их найти) Если у вас небольшой ИМ, где стандартные задачи — наверное больших проблем не будет, а если надо делать реально сложные штуки, задача сильно усложняется.
3. У нас был кейс клиента как раз такой, у него были довольно сложные бизнес-процессы и ИМ на битриксе, под которые нужно было сильно менять ключевые вещи, часть из перечисленных. Они их меняли до какого-то момента, а потом стало очень сложно. И в будущем требовалось сильно масштабировать интернет-магазин. В итоге приняли решение перенести его на Симфони, для клиента это принесло ряд ощутимых преимуществ)

https://creonit.ru/cases/novex/

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Савельева

1.
https://habr.com/ru/companies/sbermegamarket/articles/670746/
https://blog.sibirix.ru/microservice-architecture-vol-1/
https://ensi.tech/articles/platform-comparison

2. Я не думаю что у больших интернет-магазинов с этим проблемы существенные. Но как мы понимаем везде возможна какая-то своя специфика. В более-менее "крупных" интернет-магазинах сейчас ФОТ месячный, если есть хотя бы частичная in-house разработка, от 3-4 млн. рублей идет, там как минимум 10-15 человек в команде разработки и сопровождения.
Вряд ли у кого-то из этого списка меньше, а скорее гораздо больше - https://top100.datainsight.ru/

3. Многие используют отдельные модули Symfony или, например, Laravel в дополнении к Битриксу, те не ломая базовый функционал "ядра" добавляют какую-то логику трудно реализуемую за счет Битрикс, правда после внедрения HL-блоков и ORM D7 часто можно и имеющимся функционалом обойтись. Я не говорю что Битрикс идеальное решение, если у вас есть бюджет и специалисты соответствующего стека, то можно делать на чем угодно)

Ответить
Развернуть ветку
Julia Margushina

1. Спасибо, посмотрю!)
3. Да, тут я согласна, нужно подбирать под цели инструменты, способов много) Нет одного решения, которое будет хорошо всем

Ответить
Развернуть ветку
139 комментариев
Раскрывать всегда