3 важных вопроса, без которых не построить стратегию

3 важных вопроса, без которых не построить стратегию

В вакансиях часто работодатели требуют стратегическое мышление. А что это? Обычно подразумевают умение напряженно думать и корпеть над цифрами. Но это обман. Сделайте сами стратегию с нуля и убедитесь, что вы умеете мыслить стратегически.

Я консультирую по стратегическому менеджменту, анализу конкурентов, созданию конкурентных преимуществ. И моя миссия - рассказывать о пользе и кайфе стратегического планирования. В серии статей я расскажу как просто и полезно сделать стратегию (скорее корпоративную, но и личную), просто следуя плану стратегической сессии.

Что же такое стратегическое мышление?

Стратегическое мышление - это способ думать о будущем, приводя в соответствие будущему свои ресурсы и силы. Представьте обычную ситуацию: вас зовут играть на деньги в незнакомую настольную игру с людьми в масках. Вы будете играть? Вряд ли. Вы захотите узнать правила, понять тактику игроков (может они шулеры) и понять приз - за что рискуете?

Когда пришел играть в незнакомую игру с незнакомыми правилами и неясными игроками. Кадр из фильма "С широко закрытыми глазами"
Когда пришел играть в незнакомую игру с незнакомыми правилами и неясными игроками. Кадр из фильма "С широко закрытыми глазами"

Вот стратегия - это примерно также. Понять правила игры (рынка или компании), узнать конкурентов и их тактики, поставить цель и привести в соответствие себя к этому.

Часто люди люди сталкиваются со стратегическими вопросами, на зная, что это они - стратегические. Их одолевает маета, на совещаниях не договориться, решения на работе упираются в волю начальства - это триггер нерешенных стратегических вопросов. Не ясны правила игры, цели. Знакомо?

Когда стратегии нет у человека, это еще терпимо, на то и есть жизненный путь. У организации она должна быть.

Когда у человека есть стратегия, он свободен, решения приходят легко, уходят вопросы о выгорании и нелепицы в жизни, возникают ощущения миссии, верного пути. Это человек, увидевший цель (она может и не быть амбициозной), верно оценивший свои ресурсы и идущий к ней. То есть он привел себя в соответствие к будущему.

Не случайно так притягательны образы бизнесменов - у них часто есть стратегия, художников и актеров, инженеров-изобретателей - спокойны и уверенны. Не потому что много денег, а потому что есть смысл.

Но зачем стратегия бизнесу? У нас ограничены ресурсы: свободное время, деньги, силы и внимание, чувства. Стратегия позволяет сфокусировать основные ресурсы на важнейшей цели. Как в примеры выше: понимаем правила игры, игроков, приз и уже от этого строим свои ходы. Вот сам ход мыслей - и есть стратегическое мышление.

Сформулированная стратегия - это готовый резервуар ответов на такие вопросы:

  • что мы должны делать лучше всех на рынке?
  • куда мы тратим ресурсы в первую очередь?
  • какие способности нам нужно приобретать и какие ресурсы привлекать в первую очередь?
  • Какие люди в компании нам стратегически необходимы? Что они должны уметь
Герой Харви Кейтеля в фильме "Криминальное чтиво" - пример стратегически важного человека, который в той бандитской организации был ключевым человеком, знающим, что делать.
Герой Харви Кейтеля в фильме "Криминальное чтиво" - пример стратегически важного человека, который в той бандитской организации был ключевым человеком, знающим, что делать.

Это критерии для каждого решения внутри компании. Когда они есть, все решения принимаются быстрее, проще, споры сокращаются, обиды уходят.

Мне интересны бизнес-стратегии, ведь тут ресурсы еще ощутимее и предприниматель отвечает за деньги, сотрудников, свою семью. А мир огромен и почти все решения критичны для будущего бизнеса.

Так с чего же начинается стратегические планирование бизнеса? С головы основателя.

С личной цели предпринимателя. Да, стратегию формирует предприниматель, никакие пиарщики и менеджеры с МБА не сделают стратегии предпринимателю. Он подскажут ему варианты, но образ будущего, вИдение - у основателя в голове и его полное право.

Основатель может неверно оценить рынок, неправильно понять конкурентов не разглядеть правила игры. И работа менеджеров - помочь ему показать факты и пути. Конечно же решение всегда за ним, потому что у основателя много всякого в голове: ответственность перед семьей, акционерами, своя психология и ограничения. Оставьте этот труд психологам.

Да, стоит сказать, что основатель не может сделать идеальную стратегию сразу. Обычно это мысли, образы про будущее. Вряд ли это будущее на горизонте более 1-2 года.

Поэтому, разрабатывая стратегию компании, менеджер должен поговорить с основателем и задать ему следующие вопросы (а если вы специалист или просто делаете стратегию для себя, то спросить стоит именно себя):

  • какая моя личная цель? Передать дело жизни? Оставить наследство? Продать бизнес? Пошуметь? Изменить мир? Править миром?
  • степень риска предпринимателя? Где мои красные линии? До чего я готов дойти? Пожертвовать временем, силами, невосполнимой энергией? Склонен ли я к пути там, где сопротивление максимально жесткое? Что я точно не буду делать никогда.

Ответы на эти вопросы уже помогут ощутить стратегию бизнеса. Уже появляются очертания типовых действий. И их стоит зафиксировать.

Еще важно: ответы на эти вопросы должны в идеале создать творческое напряжение. Честные (и только честные) ответы по-настоящему вас увлекут. Лживые ("все хотят изменить мир, я тоже хочу" - если не искренне, то не будет вдохновлять) ответы не используйте. Если вам кажутся ответы примитивными - не расстраиваетесь, это не говорит о вашем уровене, просто сейчас вам это важно, примите это, потом может измениться. Вот посмотрите, как свою миссию, где она четко говорит, на что готова пойти, а что у нее никогда не будет, формулирует героиня романа “Унесенные ветром” - Скарлетт Охара.

Вот что значит личная миссия и "красные линии".

Внушает? Еще бы. Даже фильм столетней давности передает силу слов-обещаний: что я хочу сделать и что я никогда не буду делать.

Что далее? Далее - разбор заинтересованных стороны бизнеса, анализ стейкхолдеров. Об этом следующий выпуск. Поставьте лайк, если понравилась статья.

Кейсы и разборы реальных стратегий крупных компаний - в моем телеграм-канале:

4 комментария

Всё спланировать таки не получится, но быть готовым к непредвиденным обстоятельствам нужно

1
Ответить

Да, менеджеры всегда в хаосе и это нормально. Но речь про стратегию - она нужна основателю. Вот первый шаг

Ответить

Без планирования ничего не будет)

1
Ответить

Да, согласен. Но часто ли мы садимся делать план?

Ответить