Я с радостью преподаю, делюсь своим опытом и провожу «нестандартные занятия»

Я с радостью преподаю, делюсь своим опытом и провожу «нестандартные занятия»

Сергей Фегон

Преподаватель курсов СТО / Технический директор и Team Lead в OTUS

О начале карьеры, преподавании и не только…

Расскажи сначала немного о себе. Чем занимаешься, как пришел в преподавание?

Всем привет! Меня зовут Сергей Фегон – я работаю CTO в небольшой компании заказной разработки websailors.pro, больше ориентированной на международный рынок, и являюсь преподавателем курса СТО/Технический директор в OTUS.

Интересный факт, что работаю в websailors.pro уже более 10 лет. Свой путь в компании начал стажером Full-Stack Web-разработчиком (основной стек JS/TS, React, NodeJS, немного знаком и с практиками DevOps и могу завернуть в приложение в Kubernetes) и дорос сначала до Senior, а затем и до технического директора и правой руки CEO. Уже более 3-х лет я прокачиваю свои знания и набираюсь опыта в менеджменте.

Начиная с первых лет работы, у меня появилась тяга к тому, чтобы делиться знаниями. Я с радостью брался обучать стажеров для компании, помогать им преодолевать трудности пути в IT. Обучая их, я рос сам.

На какое-то время я забросил работу со стажерами, когда это перестало вписываться в стратегию развития компании, но в этом году произошло несколько событий, которые вернули меня на путь преподавателя и ментора. Для начала одна из компаний дополнительного образования предложила мне разработать и записать в студии курс по языку программирования TypeScript, как часть курса Frontend-разработчик. Примерно за месяц я разработал курс практически с нуля, переделав даже изначальный план лекций. Кроме лекционного материала я составил уникальные домашние задания, которыми горжусь.

После записи этого курса, спустя некоторое время на меня вышел рекрутер компании OTUS с предложением преподавать на новом курсе CTO / Технический директор. Мне стало очень интересно попробовать и увлекательное путешествие началось.

Первое впечатление – крутой онбординг преподавателей. Нас всех записывают на мини-курс FullStack Educator (FSE), где опытные методисты с педагогическим образованием учат основам работы со взрослыми людьми, основам обратной связи со студентами, вместе с курсом нам прививают ценности компании OTUS "Наши курсы - это место, где безопасно учиться и совершать ошибки". Также на курсе FSE новоиспеченные преподаватели проводят несколько занятий в "песочнице", в окружении коллег и методистов. Это является отличным местом, что попрактиковаться. Мне потребовался всего один тестовый урок на 15 минут, чтоб мне дали добро вступить в ряды преподавателей. Данный курс – это великолепная практика, которая показывает отношение компании к своим студентам и стремление сделать безопасную и качественную образовательную среду. Я был в восторге от данного подхода к онбордингу.

Что тебя изначально привлекло в деятельности преподавателя? Какие плюсы ты видишь сейчас?

Как я уже говорил выше, я люблю преподавать и делиться знаниями. Это особенность моего характера. В OTUS я пришел не только, чтобы делиться знаниями, но и чтобы их получить. Я смотрю занятия коллег, часто даже посещаю онлайн. Впитываю их бесценный опыт и знания вместе с нашими студентами. Я учусь чему-то новому, готовя свои занятия. Обучаться обучая – это хорошо работает для меня. Также из плюсов – это нетворкинг с другими преподавателями нашего курса и нашими студентами. Вижу в сотрудничестве с OTUS хороший способ прокачать свой личный бренд, как эксперта. Ну и еще один плюс для преподавателей, которым я пока не воспользовался – это возможность просмотреть любой курс на платформе в записи или записаться на занятия со скидкой.

Давай теперь поговорим о занятиях. Как готовишься? С чего начинаешь и что для тебя важно?

Так как курс CTO только стартовал - набран первый поток студентов, то все занятия создаются с нуля. У меня есть примерный план занятия, написанный руководителем курса Александром Ткаченко. Я сначала расширяю и дополняю его, потом ищу нужный материал, погружаясь в детали, также беру примеры из своего опыта или опыта коллег. Иногда перед курсом я провожу созвон с Александром, показывая ему предчистовой вариант презентации, получаю хороший и качественный фидбек и вношу улучшения. Все таки 2 головы лучше, чем одна. Зачастую я выписываю себе в заметки интересные материалы из книг или ситуации с работы, чтоб потом использовать это для будущих занятий. Перед самим занятием, я могу выйти на часовую или полуторачасовую прогулку, чтоб разгрузить голову. Перед самым первым занятием, кроме презентации, я создал план занятия, как рекомендовали на онбординге, но все равно я почти не опирался на него и больше говорил, опираясь на слайды. Сейчас могу не делать план занятия вовсе, хотя может в будущем, когда наберусь побольше опыта, я опять к этому приду.

Какие условия должны быть соблюдены, чтобы занятие прошло успешно?

Чтобы занятие прошло успешно, нужна синергия преподавателя и студентов. Нужна их вовлеченность. Это не в последнюю очередь зависит от построения занятия преподавателем. Говорящая голова, не замолкающая полтора часа, никому не интересна. Нужно разбивать теоретические блоки практикой и общением со студентами - делать занятия интерактивными.

Как работаешь с обратной связью? Особенно если встречается негатив, какие твои реакции?

Свою обратную связь студентам я даю по заветам наставников на онбординге: оценивать работу, а не личность; избегать обесценивания; избегать russian feedback. Всё это совпадает с моими ценностями и я быстро взял это себе в использование. Обратная связь от студентов бывает разная. К критике отношусь более спокойно, если она конструктивная. Если нет, то также пытаюсь выделить свои точки роста и не расстраиваться. Для всех хорошим не будешь.

Это твой первый курс в OTUS, с какими челленджами ты столкнулся в начале пути?

Самый большой челлендж - это наш первый поток. Много студентов ни в чем не уступают мне в опыте управления техническими командами. Обучать таких людей сложнее, чем новичков, которые воспринимают вас как тибетского мудреца, а слова, как непреложную истину. Но мы с коллегами нашли ключик к такой опытной группе. Наши занятия идут с большим количеством общения и обмена опытом между студентами.

Что помогает повышать тебе преподавательский skill?

Практика, практика, и еще раз практика. Сейчас меня дополнительно пригласили преподавателем на уже устоявшийся курс Team Lead от OTUS. Там я попробую себя с другой аудиторией, нежели на курсе CTO, возможно менее опытной в менеджменте. Думаю это даст серьезный прирост моего скилла преподавателя.

О курсе СТО/Технический директор и преподавании…

Расскажи о специфике преподавания на курсе СТО?

Как я уже сказал, специфика курса - это очень сильные студенты. Многие уже действующие CTO, которые пришли прокачать компетенции. Другие - тимлиды и руководители. Да и сама профессия CTO очень разноплановая, в ней сложно подобрать "серебряные пули". Поэтому этот курс после вводных занятий начал строиться на обмене опытом со студентами. Вопрос "А расскажите, как это происходит в вашей компании" звучит на каждом моем занятии.

Какие ты можешь вспомнить "лайфхаки" из реальной рабочей практики, которые ты передал студентам?

Как один из моих лайфхаков, я передал студентам вариант использования канбан-доски для ресурсного планирования.

В рамках курса СТО у тебя был опыт проведения «нестандартных занятий» вроде открытого микрофона и свободной дискуссии, расскажи об этом эксперименте, какие цели ты ставил и как все прошло?

Это было даже легче, чем проводить стандартное занятие. Никаких презентаций и я в качестве фасилитатора. Из подготовки я решил только собрать вопросы для открытого микрофона от студентов. Затем я придумал с помощью голосования в учебной группе приоритезировать их, чтобы обсудить самые «залайканные» в первую очередь. Вовлеченность на этом занятии была отличная. Многим студентам было чем поделиться из своего опыта, другим было интересно порассуждать. Студентам такой формат понравился, и они даже просили провести еще одну подобную сессию.

Какие планы и интересные "фишки" ты бы хотел реализовать на будущих занятиях? (возможно нестандартный подход к вебинару)

Пока сложно сказать. Я в OTUS более 3 месяцев. Но совершенно точно я решил, по возможности, встраивать в свои занятия для этой учебной группы открытые микрофоны в миниатюре. Опыт студентов не должен пропадать!

5
Начать дискуссию