{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я открыла кофейню без опыта в бизнесе: сколько потеряла и почему не закрылась с миллионными убытками в кризис

Если вы не готовитесь к открытию первого бизнеса, вы либо романтик, либо инфантил, либо очень любите страдания. Я была романтиком и прошла жесткий квест с воровством, фальшивыми бизнес-коучами, ремонтом и первыми сотрудниками. Вот как это было и чему научило меня.

Привет! Меня зовут Александра Афанасьева, мне 32 года, я предприниматель и блогер из Петербурга. Мои бизнесы — это сеть кофеен «Море внутри тебя», а также две онлайн-школы: по запуску своего бренда одежды – Школа Модного Бизнеса и по открытию заведения в сфере общепита – Школа Вкусного Бизнеса.

Расскажу, через какой адище я прошла, когда решила открыть первую кофейню без опыта в бизнесе и общепите. На что слила больше 1 млн рублей, сколько нервов сожрали первые наемные работники, какой «сюрприз» нам устроили жильцы дома и что спасло от закрытия. И, конечно, какие выводы я из этого сделала. Поехали!

Предыдущий опыт в предпринимательстве и идея

Почему кофейня? Я выросла в провинции, где на тот момент была всего 1 кофейня. В детстве каждый поход туда был для меня праздником, поэтому открыть собственную небольшую точку стало моей заветной мечтой!

Я по крупицам начала собирать информацию в интернете, решила, что что-то поняла, зарегистрировала ИП и арендовала помещение. Это был сентябрь 2018 года, и я даже представить не могла, какой откровенный треш ждал меня впереди.

На тот момент у меня был микроскопический опыт в бизнесе: в 25 лет я открывала салон красоты вместе с подругой. Параллельно работала в тендерном холдинге в Спб. Эта история не принесла мне никакой прибыли, хотя после 2 месяцев работы в кассе было 840 тысяч рублей.

Не буду углубляться в эту неприятную историю, скажу коротко: подруга вела соцсети, а ее отец дал свое помещение. На мне было все остальное — закупки материалов, поиск сотрудников, клиенты, контроль, маркетинг, организация и контроль работы. Как только я предложила открыть ООО (ИП и все деньги были у нее), мадам решила, что справится без меня.

Часть вложенных денег я смогла забрать только материалами. А мадам закрылась через пару месяцев.

Поиск помещения и ремонт

Помещение для первой кофейни мы с мужем искали четыре месяца. Несколько раз нарвались на мошенников, многие собственники не хотели сдавать новичкам.

Мне хотелось найти место в центре, 5 минут от метро, с большими окнами, хорошей площадью, вход с улицы, и чтобы аренда не больше 100 тысяч в месяц. Все риелторы смеялись и говорили, что таких помещений в Петербурге не бывает.

За лето я посмотрела больше сотни вариантов, в результате выждала идеальное место – 5 минут от метро Достоевская.

Так как я не знала, что в принципе надо бы проверять собственников и арендодателей на добросовестность, долги, суды и тд., наше самое первое помещение оказалось катастрофически проблемным…

Там раньше был не общепит, а какой-то офис, поэтому впереди был большой ремонт и куча согласований.

Спустя две недели после начала ремонта мои мысли были такими:

  • кажется, стало хуже: рабочие покрасили стены в другой оттенок и сделали фактуру стен не такой, как договаривались изначально
  • кажется, мы не успеваем: рабочие срывали сроки
  • пора начинать очковать

Когда я поняла, что нанятые мной рабочие не справились, позвала других — тех, кого посоветовали знакомые. Все время кто-то косячил: то цвета не те, то проем под дверь сделали меньше, чем сама дверь, то стены не могут нормально задекорировать. На стене нам нужен был градиент, который в итоге делал профессиональный художник.

Когда отделочные работы были почти закончены, я попросила подписчиков помочь с дизайном кофейни. Они голосовали, какую цветовую гамму лучше выбрать, как расставить столы, как обыграть огромные окна, какую фотозону сделать, какую акцию устроить на открытие и так далее.

Чтобы сэкономить, я сама разбиралась с кучей узкопрофильных вопросов. Где проводить силовые кабели, какие розетки ставить, что такое фактурная краска, зачем мне акриловый грунт и бетоноконтакт, сколько стоит установить вытяжку…

Кроме экономии, была и другая цель: я хотела разобраться, чтобы меня никто не мог обмануть и развести на деньги, чтобы в будущем я могла адекватно контролировать процесс. По моим подсчетам, при выборе и покупке материалов для ремонта я сэкономила тысяч 50. В целом ремонт занял почти 4 месяца, строители сильно затянули работы, мы сменили 2 бригады!

Также сама я выбирала посуду для кофейни, всякие приспособления для бариста и сиропы. В будущем, если вы нанимаете опытного бариста, можно переадресовать закупку ему, потому что он точно знает, что ему нужно для работы.

Бизнес-план

Бизнес-план был на двух листках. Никакой пошаговой стратегии, индивидуальной концепции, продуманного плана у меня не было.

Парадокс: я отучилась 5 лет в экономическом университете на факультете финансового менеджмента, но, как составить реалистичный бизнес-план, не знала.

Что-то гуглила, смотрела, но толком разобраться так и не получилось. Все мое планирование и расчеты были на 2 листочках в блокноте. Ну и плюс небольшую эксельку составила.

Сейчас смешно вспоминать: не было подробного описания концепции, исследования аудитории, сегментирования ЦА, маркетинговой стратегии, бюджета себестоимости, 3-х вариантов развития событий, оргструктуры, какие нужны ресурсы. Ничего не было. Зато уже вовсю капали платежи по аренде и обязательные по ИП.

Открытие, доходы и расходы

Моя первая кофейня открылась 1 декабря 2018 года. Я была очень счастлива, больше 600 чеков за день! Была толпа народу, люди не помещались внутри! Куча отметок в соцсетях, а еще пришли блогеры, которые тоже следили за открытием!

В открытие мы планировали вложить всего 700-800 тысяч. По факту потратили 1 875 000 рублей, из которых почти миллион ушел на ремонт. Другие крупные статьи расходов — оборудование, закупка сырья на первое время, мебель. 1 млн из этой суммы я переплатила по неопытности…

В самый первый месяц прибыль была 30 тысяч, и я рыдала у новогодней ёлки, что так мало. Столько сил вложено и такие гроши. Только потом поняла, что это супер результат. И обычно проходит минимум 6-8 месяцев, прежде чем заведение вообще выходит на показатели прибыли и окупаемости.

Кофейня окупилась через 8 месяцев. Средняя выручка в месяц была 900 тысяч — 1,2 млн рублей. Прибыль в среднем 120-200 тысяч.

Прибыль я считала с учётом инвест. вложений, окупаемость которых была заложена в юнитку со сроком год. То есть 150 тыс в расходах — это погашение вложений и кредита на открытие. И чистые деньги — это полностью мои дивиденды, которые я не тратила на себя вообще, мы жили на зп мужа и мои доходы с маникюра, я все реинвестировала в новые точки и фудтраки уже без кредитов.

Команда

На старте я собрала команду, которая уже через полтора месяца работы начала обманывать и обворовывать. Для меня это был просто шок, удар! Было так больно, как будто бы меня обманул собственный муж. Я прорыдала неделю, мне было очень плохо, я прям с трудом восстанавливалась и не знала, как мне быть. Там проворовалась практически вся команда, я не знала: всех уволить сейчас, или по одному, или что и как. В общем, это было просто ужасно.

А ведь я старалась найти самых крутых людей! Сама публиковала вакансии и разбирала отклики, сама проводила собеседования. Параллельно просила подписчиков рассказать, какими качествами должен обладать крутой бариста с позиции гостя, а какими — с позиции начальника.

Но я ничего не понимала в найме, управлении, делегировании, поэтому команда была такой неэффективной.

Продвижение

Угадайте, как вообще меня пронесло и я не закрылась с долгами в несколько миллионов рублей с таким халатным отношением к делу? Меня спасли подписчики моего блога!

Если точнее, верно выбранная маркетинговая стратегия. Был жирный плюс в том, что я за 3 месяца до открытия запустила бизнес-реалити, в прямом эфире показывала открытие и нагнала очень большой трафик в кофейню.

Я покупала рекламу у блогеров, плюс таргетинг — в целом тогда вложила около 200 тысяч в рекламу. Сейчас это, конечно не особо много, а тогда это были прям хорошие большие деньги. Деньги на рекламу мы взяли в кредит.

Это спасло меня от провала, потому что ошибок было так много, что убытки были бы катастрофические. За счёт того, что я накрутила трафика, был большой поток гостей, не было проблем именно с выручкой. Выручка перекрывала все финансовые потери от моих косяков и ещё оставалась прибыль. Все только благодаря маркетингу, соцсетям, постоянной сарафанке. Так что если бы ещё и с рекламой что-то было не так, то это 100% провал.

В маркетинг после открытия мы вообще не вкладывались. В самом начале я 3 месяца грела и вовлекала людей в свой стартап, а дальше работала сарафанка и мы ее постоянно стимулировали. Делали так, чтобы нас отмечали в сторис. В спб в 2018 кофе уже везде был норм, выделяться качеством напитка практически невозможно. Так что мы старались удивлять и вызывать эмоции.

Мы одни из первых в Спб, кто начал заморачиваться над подачей в кофейне как в ресторанах:

  • Сделали инстаграмный* дизайн заведения, гамак, и устраивали фотоконкурсы, к нам приходили по фоткам других людей в гамаке.
  • Ввели яркие смузи, голубые смузи-боулы, это было нечто.
  • Подобрали посуду в виде кокосов, делали под заказ для боулов. Ее постоянно отмечали в сторис. Даже для стаканчиков “to go” мы начали делать с художником капхолдеры, их тоже отмечали в сторис, и так в ответ рекламировали нас.
  • Заказали из Китая металлические трубочки (эко-повестка), стали использовать их у себя в кофейне + сшили для них фирменные мешочки и продавали, получили более 300 отметок тогда за неделю.
  • Ввели персонажа — мягкая игрушка из Икеи — акула Себастьян. Гости его любили, фоткались и тоже отмечали нас.

В 2018-2019 годы никто так не запаривался!

*Соцсеть «Инстаграм» принадлежит Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ

Ошибки на старте

Я не знала, где взять необходимую информацию «под ключ», и скупала все подряд консультации бухгалтеров, специалистов по пожарке и СанПиН, юристов… Часть из них вообще не стоила потраченных денег.

Например, я ничего не знала о требованиях к помещению, поэтому мы слили порядка 80 тысяч на агентов по недвижимости. Мы просто чудом не сняли те помещения, которые они советовали. Потому что агенты по недвижимости ничего не понимают в нормах СанПиНа.

Они сдадут вам что угодно, чтобы получить свою комиссию. А дальше — будет у вас локация не особо проходимая, там не будет вашей целевой аудитории. Будет ли у вас там прибыль или нет, заплатите вы ли штрафы Роспотребнадзору за помещение с нарушениями — это уже не их дело.

В целом я потеряла на консультациях порядка 200 тысяч рублей.

Во-первых, очень много псевдоэкспертов, которые в теории что-то знают, дают вам советы, неприменимые на практике. Помню, заплатила 25 тыс. человеку за консультацию, на которой он мне с умным видом втирал про санэпидемслужбу и покупку у них разрешения на открытие. А её при этом не существует с 2004 года:)

Во-вторых, очень сложно спрашивать о том, чего ты не знаешь. Например, я прихожу на консультацию, и специалист говорит: какие у вас вопросы? Да я вообще в душе не знаю, какие у меня вопросы. У меня вопрос один: как сделать? Но это очень широко, а какой вопрос, такой и ответ.

В итоге час прошёл, деньги я отдала, а потом, читая конспект неструктурированной информации, понимаю: блин, вот тут мне неясно, и тут надо уточнить. Уточняем, а через день я понимаю, что появился новый список вопросов и нужно купить еще одну консультацию.

В общем, это был какой-то адище. Я на своей шкуре это прожила и никому не пожелаю. Когда ты чувствуешь себя идиотом, который просто сливает деньги на консультациях экспертов, а вопросов становится только больше, и ты прыгаешь из консультации в консультацию, собирая ответы как пазл, чтобы общая картина сложилась в твоей голове.

Потеря денег из-за учета. Еще одна большая дыра, куда утекала моя упущенная прибыль. У меня не было инструкций и ТТК, сотрудники готовили все блюда и напитки на глаз + никакой ротации. Из-за этого были списания. В итоге оборот вроде большой, выручка есть, а прибыли первые месяцы вообще крохи.

Заказ сырья также происходил на глаз. Я не понимала, как его заказывать, как рассчитывать себестоимость. У меня тогда работала опытная бариста, и она мне сказала: я все знаю, давайте я буду заниматься заказами, будете мне 5 тысяч доплачивать за эту функцию.

Я обрадовалась, согласилась. В итоге все это свелось к чему: кладовка была забита туалетной бумагой и всякой хозкой с потолка до пола, зато сырники у нас могли быть по 4 дня на стопе. Поэтому очень быстро я столкнулась с кассовым разрывом и познакомилась с таким понятием, как овердрафт для бизнеса от Тинькова.

Интересные истории о бизнесе

Сюрприз от жильцов. За два дня до открытия к нам пришли из управляющей компании и вручили требование: снять вывеску по требованию жильцов, предоставить все документы по ремонту, перепланировке, переносу сантехники и установке вытяжки. Это был треш!

До сих пор не знаю, зачем они пришли и почему были так агрессивно настроены. Возможно, хотели денег. Но я ясно дала понять, что общаться буду в рамках правового поля. Мы предоставили все документы на согласование вывески, перенос мокрых точек.

Нас попытались подтянуть за то, что якобы мы мусор в общедомовой бак кидаем, якобы кто-то из жильцов видел, но документы на вывоз мусора мы им тоже предоставили.

Мы делали все, чтобы удивлять и вызывать эмоции. И сарафанка работала мощно. Многих конкурентов это раздражало, нам всячески пакостили: писали плохие заказные отзывы, платили бомжам, чтобы те лежали у нас на входе в заведение и отпугивали людей, спилили нашу вывеску ночью…

Новое дело и планы

Мы открыли эту точку в декабре 2018 и закрыли в марте 2020 из-за пандемии: именно там не удалось договориться, чтобы платежи по аренде не капали.

Сейчас у меня новая кофейня с посадкой в центре Петербурга, открывшаяся в мае 2023 года. Её открытием я также делилась в бизнес-реалити в прямом эфире, но об этом уже в следующей статье)

Чтобы не пропустить, подписывайтесь!

Еще действуют 2 мои точки формата to go, одна из которых находится в закрытом дворе в главном офисе Сбербанка. Сотрудники сами вышли к нам на связь и предложили установить наш фудтрак у них в офисе!

За 5 лет я переросла этот бизнес, вышла полностью из операционки, сейчас всем занимается управляющий. А я больше уделяю времени онлайн-школе и посматриваю в сторону IT.

Я реально выстрадала этот свой бизнес, этот свой успех. После всего я поняла, что должно быть как-то проще. Уже вторую свою точку я открывала без таких сложностей и с бюджетом 500 тысяч рублей.

Советы начинающим предпринимателям

Несколько советов по выбору помещения для бизнеса. Не надо хватать первое попавшееся помещение в проходимом месте, чтобы вот прям завтра приступить к делу, открыться и грести бабло лопатой. Обратите внимание на такие вещи:

1. Трафик, или количество проходящих мимо людей. Он должен быть большим, но не слишком! Есть улицы (особенно в мегаполисах), где люди несутся сломя голову, ничего не замечая. На такой улице открывать тихую уютную кофейню или салон красоты бизнес класса — это провал!

2. Расположение входа. Желательно, чтобы вход был на первой линии, то есть с улицы, а не через дворы и дворы дворов.

3. Качество помещения. Площадь, состояние ремонта, наличие вытяжек (если нужно), наличие туалета, аварийного выхода (обязательно!). Лучше брать место, в котором уже есть все необходимое для вашей деятельности. Иначе придётся раскошелиться дополнительно.

4. Арендные каникулы. Это период, когда вы не платите аренду, пока делаете ремонт. Про каникулы обязательно нужно уточнять до сделки и прописать эти условия в договоре!

5. Конкуренты поблизости. Их не всегда стоит бояться! Посмотрите, кто рядом с вами. И если вы уверены в качестве своих товаров/услуг, а конкуренты слабее вас, это будет скорее вашим преимуществом.

Какие выводы я сделала для себя из этой истории?

  • Регистрируете ИП — не нанимайте для этого каких-то отдельный юристовбывших налоговиков и т. д. Это можно сделать самостоятельно и бесплатно. Или в банке — часто тоже бесплатно.
  • Ищете помещение под аренду для своего бизнеса — ищите самостоятельно. Нет никаких «уникальных баз данных» с помещениями. Все есть на саитах типа Авито и Циан. Помощь агентов в этом деле — лишние траты.
  • Заключаете договор аренды — не торопитесь с решениями и обратитесь к юристу. Вот тут лучше не действовать в одиночку.

И будьте бдительны всегда, проверяите документы и планируйте бюджет!

Если было интересно и полезно, подписывайтесь!

А также приглашаем вас в другие соцсети Школы Вкусного Бизнеса:

Если остались вопросы, задавайте их в комментариях)

0
10 комментариев
Написать комментарий...
evgeniyaniya

Замечательная история, есть ли какие-то моменты, которые вы бы изменили, зная то, что знаете сейчас?

Ответить
Развернуть ветку
Школа Вкусного Бизнеса
Автор

Спасибо! Ответим честно — не меняли бы ничего, потому что тогда не получили бы этот бесценный опыт и набитые шишки)

В целом, все критические моменты описали в данной статье, а о дальнейшем применении этого опыта расскажем как раз в следующий статье! Подписывайтесь, чтобы не пропустить)

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Козырев

Красивая кофейня, но меня все еще поражает как человек с опытом в 2.5 кофейни открывает школу бизнеса...
Мне при словах про MBA в России у виска крутят, а тут люди рассчитывают открыть успешный бизнес по советам человека с опытом в 5 лет управления кофейней из которых он 1.5 года даже не замечал, что его обворовывали сотрудники 🥴

Ответить
Развернуть ветку
Школа Вкусного Бизнеса
Автор

Понимаем ваше негодование, но мы считаем, что прикладной опыт, полученный в ходе самостоятельного построения даже нескольких бизнесов, является весомой основой для обучения других людей.

Это подтверждают кейсы наших учеников, с которыми можно ознакомиться здесь: https://afanasevaproject.com/feedback

Сейчас успешно работают более 100 заведений по всей России, открывшихся именно после нашего обучения!

Что касается сотрудников — в начале пути всем свойственно ошибаться, главное, вовремя осознать и исправить свои ошибки, как мы и сделали. На ошибках учатся)

Сейчас мы подходим к подбору персонала ответственно и не делегируем линейным сотрудникам управленческие вопросы!

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Yanulevich

Очень интересная статья🤔

Ответить
Развернуть ветку
Павел Мельников

Интересный кейс

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Авганова

Александра, вы для меня открыли другой мир. Как приключенческий фильм посмотрела. Очень интересно узнать об открытии нового кафе. Что-то изменилось за прошедшее время?

Ответить
Развернуть ветку
Школа Вкусного Бизнеса
Автор

Само собой, многое изменилось)
Как раз об этом будет следующая статья, не пропустите! 😉

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Trofimenko

Решили поиграться в обратный захват домена и проиграли
Так и нужно

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Trofimenko

DEL
не туда написал

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда