{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Альтернативные обещания на 2024-й, которые работают

У многих принято планировать изменения в жизни с первого января, обещая себе новые занятия и привычки. Вроде “заниматься спортом”, “прочитать 30 книг”, “научиться играть на гитаре” и др. Это прекрасно и полезно, но не гарантирует качественных изменений в жизни. Хочу предложить new year's resolutions, которые просто не могут не повлиять на жизнь! Особенно для тех, кто ищет себя в новом глобальном мире, а также релокантов, новоиспеченных или потенциальных.

1. Заявки везде, где можно (aka делать "контакты с реальностью")

Подавать на открытые интересные позиции с целью попасть на интервью, даже если не в поиске работы; заполнять заявки в акселераторы, даже если стартап на уровне идеи; подавать на конкурсы, в опенколлы, на обучение, даже если кажется, что мало шансов, и многое другое, в зависимости от сферы деятельности. Каждое такое действие - это честная оценка самого себя на предмет производимой ценности (или своего потенциала ее производить!)

Никакие ежедневные медитации, новые практики продуктивности или изучение новых хобби не будут столь полезны.

Такие "контакты с реальностью" - это адекватная оценка собственной состоятельности почти во всех областях жизни. Все мы регулярно сталкиваемся с этим - в работе, иммиграции, бизнесе, личной жизни. Нас все время кто-то оценивает! И соответственно выносит вердикт - 👍 или 👎

В стартапах отказы - неотъемлемая часть всех процессов:

Аутрич в продажах любого рода или подачи заявок в акселераторы. Например подача в сотню акселераторов - лучший способ проверить себя в роли фаундера. Нас такой подход привел в Y Combinator.

Важно призадуматься о шансах, потому что именно понимание вероятностей очень помогает адекватно принимать отказы. Пройти в YC после Стэнфорда - 1-2%. А для нас, international founders - сильное меньше 1%. При этом часто вижу сообщения вроде "мы закинули заявку, думаю возьмут!"

Вот полезное о том, как подавать в сотню акселераторов:

Подход, который помог нам пройти в YC. Чтобы проверить идею стартапа, часто делают кастдев. А можно делать “метакастдев”! Его мы применили в прошлом году, подав в сотню стартап-акселераторов. В итоге прошли в лучший в мире.

В научной методологии есть метаанализ - когда объединя...

Подход, который помог нам пройти в YC. Чтобы проверить идею стартапа, часто делают кастдев. А можно делать “метакастдев”! Его мы применили в прошлом году, подав в сотню стартап-акселераторов. В итоге прошли в лучший в мире.

В научной методологии есть метаанализ - когда объединяют результаты многих связанных исследований, чтобы проверить одну гипотезу. А стартапы - это же как раз про гипотезы, только в бизнесе.

Чтобы проверить гипотезу - идею стартапа, вместо общения с потенциальными клиентами (что безусловно важно), можно говорить с людьми гораздо более насмотренными - инвесторами.

Но возникает проблема: инвесторы всегда отвечают примерно одинаково, “вы классные, идея бомба, но приходите пожалуйста попозже, когда будет больше трекшна, чмоки”. Такой фидбек нельзя никак измерить, чтобы делать выводы о потенциале или жизнеспособности идеи. Нужны инвесторы, ответ которых можно считать метрикой.

И это стартап-акселераторы! Несмотря на внешнюю дружелюбность, действуют они по заветам классического бездушного прагматичного VC с соответствующими критериями оценки. И самое главное - их действия можно измерить.

Пригласили на интервью? Прошли до второго интервью? Взяли в батч? Все это можно уместить во вполне вменяемую воронку и оценить свою идею с точки зрения потенциала и “инвестоемкости”. Бонусом - отточить свой питч и проблему, которую планируется решать.

И это не гипотетическая спорная теория проверки идей. С такой стратегией мы год назад без продукта (!) подали в 100+ акселераторов, были приглашены на интервью в 20 и прошли в лучший в мире - Y Combinator, поучаствовав в их летнем батче и закрыв раунд после.

🔥 Немного полезностей:

- Достаточно мониторить два сайта - f6s и gust на предмет приближающихся дедлайнов акселераторов. Садиться подавать можно пару раз в месяц.

- Хорошо иметь лендинг, который собирает лиды в waitlist. Какая-никакая метрика, о которой можно и нужно говорить.

- Отлично работает скринкаст приложения (если такое применимо к продукту), даже если нет mvp. В первых заявках у нас был видос, собранный чистично из статичного фронтэнда, частично - из кликабельных дизайн макетов.

- Если заполнение одной заявки занимает более 15 минут, то стоит спросить себя про уровень понимания собственного бизнеса. Потому что вопросы у всех примерно одинаковые. Оно и понятно.

- Если после нескольких десятков заявок нет ни одного приглашения на интервью, то проблема либо в уровне питча, либо в уровне команды/рынка/идеи. Скорее всего второе, потому что первому как раз и научит акселератор.

- Если применять описанный подход, то вопрос "а стоит ли нам идти в этот акселератор?" нужно задавать себе исключительно после письма "мы вас берем!", не раньше.

@kyrillic

Еще у моего кофаундера Милы есть хобби - живопись. Она подала наверное в 50-100 open calls для художников.

Результат:

В 2023-м съездила в 🇰🇷 Корею сделать соло выставку и выступить на конференции, в 🇯🇵 Японию в арт резиденцию + выставку, в 🇨🇳 Китай в арт резиденцию + выставку. Были приглашения и в несколько других мест, в разных странах. А она только весной начала подавать!

В этой индустрии людям еще страшнее, они тревожнее фаундеров: знаю, что подают в какую-нибудь одну арт резиденцию, конкурс или опенколл от галереи и ждут положительного решения. Хотя в воронках этих опенколов по 500+ таких же ждунов!

И ответы пообиднее, как-то на письмо коротко ответили "not my taste".

Кстати Мила когда-то писала статью на виси о нашем драматическом прохождении в YC:

Как мы прошли в Y Combinator этим летом: минус базиллион нервных клеток

Меня зовут Мила, я сооснователь стартапа Beau (читается просто «Бо»). Этим летом мы участвовали в батче S21, и я хочу рассказать о драматической истории прохождения в Y Combinator! В этом отборе мы, в составе трех кофаундеров, обошли 16 тысяч (!) других стартапов за место под солнцем 🙂

Многие люди совершают "контакты с реальностью" нечасто: например на собеседованиях раз в несколько лет. И подолгу пребывают в мире иллюзий о своей состоятельности. Но чем больше этих контактов, тем и отказы проще принимать, и шансы увеличиваются!

Поучаствовать в конкурсах, написать хороший пост, подать на вакансию, запустить минипроект и попродавать его (будет больно), написать много имейлов людям с целью получить содержательные ответы - это и многое другое можно делать на регулярной основе, чтобы держать руку на пульсе собственной состоятельности, вне пузыря иллюзий. В котором мы все конечно кажемся себе классными!

2. Советы от тех, кто поопытнее

Есть идея стартапа? можно найти в линкедине 20 фаундеров и спросить, что они думают. Хочется расти в карьере, но непонятно, что изучать? Можно спросить 30 специалистов из индустрии - будут чрезвычайно полезные рекомендации.

Люди любят помогать!

Если писать вежливо и win-win, то на такие запросы совета очень предметно отвечают более половины.

Многие часто жалуются, что “пишу-пишу, но никто не отвечает” - это касается всего: откликов на вакансии, холодного аутрича, кастдевов, да хоть писем консулу Франции.

Почти всегда проблема в том, что получатель не видит для себя никакой очевидной ценности в предложенном. А зачастую ему предлагается нечто невнятное, где он должен потратить свое внимание и время, не получая ничего взамен. Даже если получатель, по доброте душевной, ответит или сделает, что просят в письме, то “баланс” этого 1:1 сильно изменится в одну сторону.

Именно баланс - залог хорошего win-win:

Предложенное всегда должно быть равноценно запрошенному!

Самый простой способ повысить “конверсию” письма/сообщения (а на самом деле - пользу для получателя) - перед написанием сформулировать только пользу, без запроса. Буквально: написать предложение о том, что получит человек, если согласится на предложенное. И это должно быть основой сообщения.

Довольно просто с откликом на вакансии или фриланс проекты: прежде всего нужно явно показать свою пользу (опытом, ценными предложениями, кусочком работы и др).

Результаты усилий по этим двум пунктам можно оценивать объективно - ставить KPI, а также полуавтоматизировать, частично делегировать. И конечно многократно повторять! Каждое повторение будет занимать все меньше времени, так что не стоит бояться, если в первый раз что-то займет целый день.

Поверьте, результаты того стоят!

3. Сайд-проект

Взгляд на мир изменится, если своими руками пощупать его реальную ткань - взаимовыгодное сотрудничество людей. Легко быть непризнанным гением с внешним локусом контроля! Но сделать что-то самому, пусть крошечное, чтобы это было кому-то нужно - задача намного сложнее, чем кажется теоретикам.

Дизайнер? Сделай UI kit, шаблон для фигмы или шрифт - пусть это кто-то купит. Разработчик? Закодь скрипт, плагин, расширение, чтобы кто-то пользовался. Продакт? Заверни GPT API в бизнес-процесс, чтобы была кому-то польза. Можно в конце концов запилить сайт с тематикой, релевантной своей деятельности.

Это безусловно лучшее, что можно сделать почти в любой диджитал-профессии.

Если кто-то считает, что у него нет времени на такое, то скажу: навыки приобретенные работой над сайд-проектом и его дистрибьюцией (!!!) несравнимо важнее, чем любые другие, которые можно назвать профессиональными.

Строчка в резюме о своем успешном крошечном проектике переводит соискателя в 1% адекватных. Упоминание сайд-проекта в питч деке нередко делает фаундера second-time.

4. Если не выучен английский - начать блин наконец учить!

ru-рынок настолько плохеет, что даже слабый английский вместе со "славянским хмуром" и непониманием культурного кода - статистически дают больше шансов на успех, чем жить надеждами на улучшение экономической ситуации. На это не хватит наших жизней.

Ну это вы и так знаете!

5. Не читать новости, совсем

Что я точно заметил среди нынешних ru-релокантов - так это прямую зависимость между отстраненностью от новостной повестки и уверенностью в своих силах и своем будущем. А значит и прогрессе - в карьере и жизни. “Медуза головного мозга” - это разрушительное явление для каждого, без исключения.

Вообще считаю, что обсуждать заголовки - это зашквар и признак очень поверхностного мышления. Но сейчас это еще и психологически разрушительно. Да, наш мир безвозвратно изменился, и в этой ситуации во-первых нужно смириться, во-вторых делать что-то для себя. Тут главное слово - ДЕЛАТЬ! Искать новые возможности намного полезнее, чем сидеть и страдать, наваливая еще больше груза из новостей.

Наше счастье и комфорт - в наших маленьких мирках. А формировать их - наша главная ответственность!

6. Ну и писать полезное для других!

Но не просто “челлендж 30 постов за 30 дней”, а вдумчиво, по возможности полезно. О своем опыте, о возможностях для других, о найденных инсайтах и др. Тут качество намного важнее количества. Получается “превентивный win-win”! А все хорошее в виде пользы и добра всегда возвращается. Проверено на практике! 🙂

Эта заметка написана на основе нескольких постов в канале @kyrillic, который за два года вырос почти с нуля до 34к подписчиков. Подписывайтесь! Пишу то, что нельзя нагуглить про стартапы (мы YC стартап), венчур, номадизм, эмиграцию и др.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Оксана Пасюгина

Понравилась статья! Спасибо. Про контакт с реальностью - круто. Было бы также полезно привести пример письма win-win :)

Ответить
Развернуть ветку
kyrillic
Автор

спасибо! в kyrillic на эту тему есть целый пост! https://t.me/kyrillic/228

Про win-win в имейлах и не только. Я упоминал, что очень важно предлагать очевидную пользу для получателя письма. Но сейчас хочу подойти к этому вопросу с более глобальной стороны - человеческих отношений.

Специализация человека как вида - именно во взаимовыгодной коллаборации ...

Про win-win в имейлах и не только. Я упоминал, что очень важно предлагать очевидную пользу для получателя письма. Но сейчас хочу подойти к этому вопросу с более глобальной стороны - человеческих отношений.

Специализация человека как вида - именно во взаимовыгодной коллаборации c другими людьми. Именно на это эволюцией заточен наш мозг, и именно это является успехом развития всей цивилизации. Не зря говорят: «целое больше суммы своих частей».

Многие часто жалуются, что “пишу-пишу, но никто не отвечает” - это касается всего: откликов на вакансии, холодного аутрича, кастдевов, да хоть писем консулу Франции.

Почти всегда проблема в том, что получатель не видит для себя никакой очевидной ценности в предложенном. А зачастую ему предлагается нечто невнятное, где он должен потратить свое внимание и время, не получая ничего взамен. Даже если получатель, по доброте душевной, ответит или сделает, что просят в письме, то “баланс” этого 1:1 сильно изменится в одну сторону.

Именно баланс - залог хорошего win-win: предложенное всегда должно быть равноценно запрошенному.

Самый простой способ повысить “конверсию” письма/сообщения (а на самом деле - пользу для получателя) - перед написанием сформулировать только пользу, без запроса. Буквально: написать предложение о том, что получит человек, если согласится на предложенное. И это должно быть основой сообщения.

Довольно просто с откликом на вакансии или фриланс проекты: прежде всего нужно явно показать свою пользу для бизнеса (своим опытом, ценными предложениями, кусочком работы и др).

Но есть нюанс: если руководителю бизнеса/фаундеру стартапа важно видеть ценность для бизнеса, то например для эйчара - ценность в контексте своих обязанностей. Так же например в общении с vc: одно дело общаться с десижн-мейкрами (партнерами фонда, им нужны иксы), другое дело - с аналитиками-ассосиейтами (их задача наполнять пайплайн и все аккуратно записывать). На эту тему у нас есть поучительная история из жизни с ирландским акселератором - там как раз на уровне сотрудников слышали одно, а с партнерами - совсем другое.

Другими словами, важно учитывать мотивацию и интерес человека, которому предполагает обращение.

Самый большой эффект имеет “неожиданная польза”: если в запросе сразу предложить что-то готовое типа “вот я сделал, если нравится, то хотел бы попросить…” Отлично работает в тех же откликах на вакансии и фриланс-проекты - кусочек сделанной работы многократно увеличивает интерес к соискателю. Но с одной оговоркой - если этот кусочек действительно ценный!

Хороший объективный (что редкость) способ проверить себя, как специалиста: предлагать релевантный пример свой экспертизы в виде небольшой работы релевантным компаниям. Если ни ответа, ни привета - то стоит задать вопросы себе об уровне квалификации.

Выразить респект или похвалить человека - это вполне нормальный вариант ценности в сообщении. Однако и запрос должен быть равноценным, который не займет больше нескольких минут времени.

Очевидно, что оплата - ценность. И есть рабочий лайфхак: при кастдевах вхолодную (или других холодных запросах) предлагать оплатить время звонка как консультации. В более-менее профессиональных кругах такое почти всегда работает как респект: люди соглашаются поговорить, отказываясь от оплаты.

Интересно, что win-win работает и не в самых очевидных механиках, например в комментариях. Шансы, что коммент будет отвеченным, больше, если он сам по себе несет пользу, желательно автору комментируемого креатива. Самый простой способ - вменяемое ценное дополнение.

В целом весь этот навык - умение чувствовать баланс предложенного запрашиваемому - очень сильно коррелирует с эмпатией человека. При развитой - получается здоровое и максимально взаимовыгодное сотрудничество. При неразвитой - два варианта: либо человек будет использовать кого-то, либо его. В долгосрочной перспективе оба варианта - проигрышные.

@kyrillic

Ответить
Развернуть ветку
Максим Абдрахманов

В принципе база. Все проверено, все работает. Особенно пункт 5. Сюда же можно отнести прочтение комментариев на любых ресурсах. Целее будете.)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ndj

Класс. Особенно зашло про отправить проект в 100 акселераторов или написать 100 фаундеров. И тп. Хорошая идея. Прям спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Nikolaev

100 - ерунда. Надо 1000. Тем более если проект на бумаге или ест прототип. И я серьёзно) Мы "обошли" 1000+ фондов и сотни 4 частных инвесторов, прежде чем подняли раунд 1.1М. ТАк что целиться надо на 1000 а не 100 ) Может и на третьем получите приглашение, а может и на 999 отказ.

Ответить
Развернуть ветку
Кто-то

Сколько часов работы ушло на то чтобы обойти 1000 фондов и сотни инвесторов?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Nikolaev

под 9 месяцев от первой презентации и обсуждения идеи с компаньёном и до запуска в работу.
Мы с братом(компаньёном) вдвоём фигачили первые месяца 4-5 каждый день почти без выхов по 10-30 писем каждый. И ещё ногами мебгали на встречи.
Получали фидбэки, исправляли презу, потом дошли до зумов, опять исправляли и тд.
100 фондов - это ничто ) Только если это не отборные фонды по направлению и стартап не супер готов к приёму инвесторов и денег - тогда и 100 отборных может хватить.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Nikolaev

ну и рассылка личных сообщений по частным инвесторам в фб(ныне мета запрещённая), линкедин, вк..

Ответить
Развернуть ветку
Кто-то

Стоило ли так напрягаться 9 месяцев чтобы взять в долг миллион? Не правильней ли просто работать всё это время и с зарплаты/выручки вложить, но остаться независимым?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Nikolaev

миллион долларов? )) с зарплаты? )) я не столько зарабатывал ))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Profile name

Вспоминаю своего родственника, который всю взрослую жизнь толстый, и который постоянно твердо решает для себя "вот с марта/после ДР/как праздники пройдут, сажусь на диету и сгоняют весь лишний вес!!" Надо ли дополнять, что он так и не похудел. Справедливости ради, люди не то что бы виноваты что им никто не объяснял, что это так не работает, или мусорные передачи по телеку внушили какую то ерунду, что потом ничего с собой сделать не могут. Особенно проблемы с этим у советского поколения, в те годы основы целеполагания и самоорганизации даже не обсуждались никем.

Ответить
Развернуть ветку
Super Mario

Зачем тратить столько энергии ? уже давно все успешные люди обкатали маршрут и он проверенный в место куча советов совет один. Вкладывай в себя в свое дело силу энергию учитесь работать на себя занимаясь тем делом что умеешь, если не смог то иди на дядю тратить свое время коль много времени..что только в мире не делают и картины рисуют, и песни поют, и программы пишут и студии создают да конкуренция высокая но вы все в лодке это большой конкурс длинной в жизнь )) И тебе уже повезло ты попали в золотой процент из 8 млрд людей на планете не веришь ?! Проведем аудит, 42 млн лайков на видео что популярное на ютубе и по просмотрам в 13 млрд, это 42 млн чел и ты среди них ! Если ты посчитаешь сколько на планету земля приходится программистов сделай срез на тех кто джун, а кто мидл, и кто синьер и на тех кому на пенсию сделай срез на области в программирование у бери узкие зоны, и ты сам увидишь на сколько вас мало ничтожно мало... и это на 8 млрд населения !

Ответить
Развернуть ветку
illusive man

Жаль только что бомбить тысячами писем в тысячи источников убивает сильно драгоценное время

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Nikolaev

ну можно же и не бомбить и прицельно отправить 1 письмо одному человеку ))
Но только вот как его найти?)
(ответы - 1. случайность 2. есть предыдущий опыт и знаешь, что именно этот человек ждёт именно этот проект)

Ещё фишка в том, что у многих фондов не почта, а форма для заполнения и её нельзя автоматом обработать, как массовую рассылку писем, так же есть адреса которые написаны картинкой и иным антибот образом и тд - и это тоже много времени отнимает, ну и на сайте могут быть много адресов по разным направлениям - там нужно тоже искать кому отправлять

Ответить
Развернуть ветку
Егор Вяткин
Не читать новости, совсем

Полезное обещание. Давно пора ввести в привычку НЕ ЧИТАТЬ

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Никита Мардюков

клянусь, все мои планы уже пошли по пизде

Ответить
Развернуть ветку
Антон Поплавский

а как по мне новый год действительно может стать поводом наконец то научиться играть на гитаре, если ты этого давно хотел)

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда