На острие бизнеса: как предпринимателю выявлять и предотвращать риски

Ни для кого не секрет, что предпринимательство связано с риском, без него бизнес в принципе не может существовать. Каждый год (да что там год, месяц и даже день) меняется экономическая ситуация, люди уходят и приходят, налоги растут, появляются новые технологии — все это риски, которые влияют на деятельность каждого предприятия. А неправильное управление ими может привести к катастрофическим последствиям.

История со стартапами еще более “веселая”. Во-первых, у них короткая история операционной деятельности, а значит, фаундеры и управляющие еще не успели набить шишек на сложностях и ошибках. Во-вторых, стартапы обычно занимаются инновационными продуктами, риски, связанные с которыми, тоже пока не изучены. И в-третьих, степень ответственности основателей стартапа перед инвесторами или фондом обычно намного выше, чем у владельцев классического малого бизнеса перед его вкладчиками.

Важно уделять внимание анализу потенциальных рисков. Его результаты помогут не только сохранить компанию на плаву, но и открыть новые возможности и перспективы для еще большего успеха. Все об управлении рисками и парочка вдохновляющих и поучительных примеров — в этом материале.

Алексей Поспехов, основатель Missiontech.co и сооснователь Mission Space.

Какие бывают риски

Перед тем как говорить о риск-менеджменте, нужно понять, с какими рисками может столкнуться компания и что вообще нужно считать угрозой бизнесу.

По сути, риск может затрагивать любой аспект, исход которого не определен. В бизнесе такие угрозы (или возможности) могут исходить отовсюду: начиная от глобальных экономических явлений и заканчивая работой обычного сотрудника в вашей команде. Тут сразу можно сказать, что в первую очередь риски делят на внешние и внутренние, или контролируемые и неконтролируемые.

Вообще, классификаций и названий рисков существует множество. Приведу только самые распространенные и значимые, те, с которыми вы столкнетесь с 99% вероятностью.

Юридические. Это все, что связано с законами страны, в которой вы ведете свой бизнес. Чаще всего предприниматели “попадают” на несоблюдение правил интеллектуальной собственности и неуплату налогов. А еще на вас может подать иск клиент, сотрудник или даже партнер. Последствия здесь очевидны — административная или уголовная ответственность.

Операционные. Любые непредвиденные ситуации и потенциальные ошибки во внутренних процессах компании. Обычно это технические сбои или человеческий фактор. И если второе старо, как мир, и в ближайшее время точно никуда не денется, то техника становится все сложнее и как будто даже опаснее с каждым годом. Все помнят утечку данных пользователей «Яндекс.Еды» год назад? Так вот, этот инцидент сочетал в себе оба фактора.

Финансовые. Это риск не вернуть инвестиции или кредит или же не получить их совсем. Еще существует риск неликвидности — угроза не продать активы по рыночной цене. В целом, прибыльность и убыточность бизнеса — это всегда риск в той или иной степени.

Репутационные. Иногда их еще называют социальными. Это угрозы имиджу компании в публичном пространстве. Такой риск может вызвать все что угодно: высказывания представителей бизнеса, некачественная продукция и даже рекламные материалы. А еще они очень сильно различаются по регионам: что в одной стране — обычное дело, в другой может обернуться скандалом.

По моему мнению, одним из наиболее актуальных рисков в 2024 году является излишняя оптимизация. Как только стартап получает финансирование или выходит на первые продажи, некоторые фаундеры “загораются” этим успехом и забывают, что путь еще не окончен и сложности бизнес могут ждать всегда. Чрезмерный оптимизм часто приводит к критическим последствиям, особенно когда уже потрачены значительные ресурсы, а потом проект приходится закрывать.

Кажется, что рисков в бизнесе слишком много, да? Ситуацию ухудшает то, что часто люди не знают, как правильно управлять угрозами и что делать в ситуациях, когда нежелательное событие все-таки случилось. Тут на помощь приходит риск-менеджмент.

Риск-менеджмент

Или управление рисками, — это процесс выявления, оценки и анализа рисков. Он позволяет устранить или минимизировать потенциальные угрозы и их негативные последствия, а также помогает понять, на какие неочевидные моменты стоит обратить более пристальное внимание. Главная цель риск-менеджмента — максимизировать возможности при минимизации угроз.

Этапы управления рисками

  • Идентификация. В первую очередь, риски надо выявить. Составьте список всех возможных внутренних и внешних факторов, которые могут повлиять на деятельность вашей компании.
  • Оценка и приоритизация. После того как риски выявлены, их можно расставить по степени значимости для вашего бизнеса. Для этого можно использовать “карту рисков”, в которой все угрозы распределяются по вероятности их наступления и степени ущерба. Когда вы заполните таблицу, будет понятно, какими рисками нужно управлять в первую очередь, а какие можно решить позже.

Про другие, более сложные методы анализа рисков, я расскажу ниже.

Разработка стратегий. В зависимости от приоритетности и степени влияния, можно разрабатывать план действий по устранению или минимизации рисков или предотвращения их негативных последствий. Будет хорошо, если такая стратегия будет идти в связке с бизнес-планом, а не применяться автономно.Мониторинг. Риски и эффективность их управлением нужно постоянно отслеживать и в случае чего менять стратегию. Мир не стоит на месте — появляются новые угрозы и методы их решения, и успешным оказывается тот бизнес, который может быстрее всего реагировать на изменения.

У меня есть прекрасный антипример из мира технологий. В 2006 году я занимался услугами мобильного контента в одних из ведущих компаний на рынке мобильной связи и цифровых сервисов — Nokia и Vodafone. Тогда они были супер успешными, купались в деньгах и золоте, считали, что им ничего не грозит и что они будут управлять этим рынком всегда. А через 2 года появился iPhone, после чего Nokia была продана за копейки, а Vodafone стал просто оператором связи. У обеих компаний были миллиарды долларов, и они могли предвидеть изменения на рынке, но они были ослеплены своим успехом и не думали о будущем. В результате политика безопасности внутри компании была игнорирована.

Методы оценки рисков

Как и обещал, привожу другие способы анализа рисков. Все они хороши для разных компаний и ситуаций, поэтому выбирайте тот, что больше подойдет вам.

  • Статистический

Подход основан на использовании исторических данных компании для оценки рисков и разработки новых продуктов. Соответственно, чем старше компания, тем больше информации доступно для анализа. Однако для стартапов статистический метод не особо применим по понятным причинам, поэтому им нужно опираться на более гибкие и инновационные подходы.

  • Аналоговый

Немного похож на статистический метод, но использует не собственные данные компании, а информацию про похожие организации и проекты. Применим, например, если на рынке уже есть максимально похожий на ваш продукт — успешный, а еще лучше провальный. Конечно, даже так предугадать все риски не получится, но можно отследить, в чем и почему другие компании преуспели или потерпели крах и не допустить таких же ошибок.

  • Экспертный

Оценка рисков осуществляется с участием экспертов, основываясь на их профессиональном опыте и мнении. Существуют целые компании, которые занимаются только риск-менеджментом, а в крупных корпорациях обычно есть специализированные отделы. Экспертный анализ эффективен, когда компания может столкнуться с целым комплексом рисков.

  • Аналитический

Самый сложный из всех упомянутых методов. Используется, когда нужно учитывать множество переменных, разные временные промежутки и сценарии развития. Аналитический метод основан на теории игр и математической экономике, поэтому заниматься им могут только квалифицированные эксперты. Зато он позволит оценить риски сразу в нескольких зонах и выбрать наилучшую бизнес-стратегию.

Для правильного анализа рисков в стартапе достаточно самостоятельно составить карту возможных провалов и ошибок, а также задавать себе вопросы, даже самые глупые. Но иногда требуется вовлечение внешних экспертов, поскольку внутренние сотрудники зачастую не могут объективно оценить ситуацию.

Стратегии управления рисками

Наконец мы дошли до главного. Когда риски выявлены и проанализированы, надо понять, что с ними делать. Тут стратегии практически такие же, как с любыми жизненными проблемами:

  • Избегание. Если последствия риска слишком тяжелые и если это в принципе возможно, то порой лучше выбрать стратегию, которая совсем не будет включать в себя рискованные ситуации. Например, если в ходе тестирования продукта вы поняли, что он угрожает безопасности клиентов, то лучше не выводить его на рынок в данный момент.
  • Снижение. Предполагает выбор методов, при которых угроза провала остается, но ее вероятность или вероятность возникновения негативных последствий снижена. Согласно этой стратегии, в компаниях создаются специализированные подразделения, полностью отвечающие за рискованные проекты. Тогда в случае их неудачи пострадает только один отдел, а не весь бизнес.
  • Передача ответственности. За некоторые аспекты бизнеса, к счастью, можно переложить ответственность на третьи стороны. По такому принципу работают страхование и контрактные договоры. Даже если рискованная ситуация произойдет, финансово за ее последствия вы будете отвечать частично или не отвечать вообще.
  • Принятие. Работает в случаях, когда потенциальная выгода превышает риск. Тогда основатели принимают вероятность возникновения риска и заранее закладывают в бюджет затраты на устранение его последствий. Или же “ставят все на победу”, но я бы не сказал, что это очень умный ход.

Выявление, оценка и управление рисками поможет достичь культуры устойчивости в компании. Это означает исполнение всех обязательств перед инвесторами, партнерами, сотрудниками и государством, и в первую очередь это должно исходить от высшего руководства компании. Никто и ничто не сможет вдохновить всех людей, ответственных за бизнес так же, как личный пример. И если все элементы системы будут работать слаженно, то и рисков у компании будет меньше.

В заключение: риски — неотъемлемая часть открытия и ведения любого бизнеса. Они были и будут всегда, и бояться их не нужно. Главное — правильно анализировать и предсказывать угрозы, чтобы избежать негативных последствий.

На острие бизнеса: как предпринимателю выявлять и предотвращать риски
1414
4 комментария

🤔

Ответить

Легче пригласить аудита, он все разложит по полочкам, а вы уже будете действовать!

Ответить

Классно описаны риски

Ответить

Здравствуйте! Спасибо за статью

Кто у вас отвечает за риски?
И какие методы оценки вы используете и почему? 😊

Ответить