Agile и Scrum в производстве продуктов: опыт «Кухни на районе»

Скорость развития технологий научила IT-специалистов работать гибко, адаптивно, объединяться в команды, использовать спринты и проводить короткие, но частые совещания. Все то же самое работает и в разработке продуктов питания. Это помогает быстро адаптироваться к изменениям рынка, достигать новых уровней качества и оперативности. О методах гибкой разработки IT и их применении в создании новой рецептуры в еде рассказывает руководитель Food R&D «Кухня на районе» Миша Парашкин.

Agile и Scrum в производстве продуктов: опыт «Кухни на районе»

Гибкие методологии разработки: обзор и особенности

Гибкие методологии разработки вроде Agile, Scrum и Kanban предлагают пошаговый, подразумевающий постепенные изменения, несколько версий продукта подход. Они основаны на гибкости, частой обратной связи и постоянном сотрудничестве друг с другом членов команды разработчиков.

Agile-методологии позволяют быстро реагировать на изменения требований, а Scrum и Kanban — обеспечивают структурированное управление задачами и визуализацию рабочего процесса. Каждая задача, разработка или идея проходит несколько этапов, на каждом из которых ее можно скорректировать, изменить, вернуть на доработку.

Подобный подход уже применяют глобальные игроки. Например, известный лидер в производстве готовых блюд Campbell Soup Company внедрила гибкий дизайн. Этот подход позволяет параллельно разрабатывать различные этапы создания продукта: отбирать ингредиенты и вкусовые характеристики, разрабатывать упаковку и проектировать производство. В результате доля инновационных продуктов в чистой выручке (net sales) Campbell Soup Company увеличилась до 2% к 2022 году.

Гибкие методики использует и The Hershey Co., известная в России благодаря шоколадным батончикам KitKat. Компания смогла выпустила новый продукт, KitKat Duos Mint + Dark Chocolate, в ограниченные сроки. В процессе разработки компания использовала методы, основанные на анализе пользовательского опыта клиентов. Так компании удалось привлечь внимание к новому продукту.

Agile в разработке еды

Применение итеративного подхода, то есть выполнение работ параллельно с анализом результатов, позволяет тестировать и совершенствовать рецепты прямо во время разработки, увеличивает скорость реакции на требования клиентов, изменение ситуации на рынке.

Вот что важно учесть при переходе на гибкую разработку пищевых продуктов.

Бэклог. Важно опираться на бэклог продукта, то есть список приоритетов, функций, которые должен содержать продукт. Понимание приоритетов позволяет оптимизировать разработку и дает возможность команде сосредоточиться на ключевых аспектах продукта.

Спринты. Это отрезки времени, посвященные достижению командой конкретных целей. В пищевой индустрии спринты могут быть организованы для создания и тестирования новых блюд или для внедрения изменений в процессе производства. Так рабочий процесс будет оптимизирован, повысится прозрачность работы, а цели разработки будут достигнуты в заданные сроки.

Кейс «Кухни на районе»

Я узнал о Scrum из книги Кена Швабера и вдохновился на создание гибкой методологии разработки продуктов в «Кухне на районе». Мы разрабатываем собственные IT-продукты вроде системы управления ресурсами предприятия (ERP), мобильных приложений для клиентов, курьеров и склада. Поэтому наши сотрудники знакомы с процессами, инструментами и терминологией в сфере разработки продуктов. Благодаря этому внедрение гибкой методологии было простым и понятным, не требовалось долгого освоения новых понятий.

В нашем случае этапы разработки выглядят так:

  • Подготовительный этап (подготовка идей, исследование, сбор бэклога)
  • Формирование спринтов
  • Разработка прототипа
  • А/В тестирование
  • Разработка продукта
  • Утверждение продукта для тестовых продаж
  • Ретроспектива теста
  • Финальное утверждение

Этап 1: Подготовительный этап

Команда разработчиков и аналитиков, пищевых технологов и маркетологов ищет новые идеи для пищевых продуктов, проводит исследования рынка и анализирует требования клиентов. Откуда мы берем информацию:

  • аналитика продаж
  • тренд-аналитика и обзоры рынка
  • идеи внутри компании
  • отзывы клиентов
  • стратегия развития продукта

Цель этапа — как можно быстрее отделить хорошие идеи от плохих, получить бэклог продукта (журнал задач, которые необходимо выполнить команде разработки). Получить ответы на три главных вопроса:

  • Удобно ли это есть в разных сценариях использования? Здесь мы по методике JTBD (Jobs To Be Done) разбираемся, какую цель пользователя продукт поможет достичь? Эта методика предполагает создания только тех продуктов, которые действительно нужны пользователю.
  • Смогут ли операционные команды это произвести и продать?
  • Станут ли заинтересованные стороны, лица, принимающие решения, это поддерживать?

Этап 2: Формирование спринтов

Команда разработчиков определяет периоды работы над конкретными задачами, которые могут продолжаться от одной до нескольких недель. Задачи объединяются по признакам:

  • экономический эффект
  • закрытие потребностей клиентов через JTBD
  • закрытие провалов в ассортиментной матрице, выявленных на этапе ресерча
  • стратегия развития компании

Во время спринта планируем работы, распределяем задачи и устанавливаем приоритеты.

Этап 3: Разработка прототипа

Для пищевых продуктов прототипирование может означать создание пробных образцов или макетов блюд. Такая «отработка» позволяет команде визуализировать и оценить предлагаемый продукт, внести корректировки и улучшения. Блюда могут приготовить на 1-2 порции в студии бренд-шефа, подобрать упаковку, провести тестирование доставки и оценить сохранность его свойств. На этом этапе, мы понимаем, какие блюда не можем произвести и доставить клиенту, экономим ресурсы компании.

Этап 4: А/В тестирование

Разработанный продукт предлагаем ограниченной группе пользователей. В случае пищевых продуктов это могут быть наши сотрудники. Команда разработчиков собирает обратную связь от таких «пользователей», анализирует ее и определяет, нужны ли корректировки или улучшения перед переходом к следующему этапу.

Этап 5: Разработка продукта

Начинается полноценная разработка продукта на основе собранных требований, обратной связи и результатов тестирования. Команда работает с поварским составом, пищевыми технологами и маркетологами, аналитиками, отделом планирования, чтобы создать продукт, соответствующий высоким стандартам качества и востребованности клиентов.

Этап 6: Утверждение продукта в продажу

Утверждение продукта проходит с участием заинтересованных лиц, которые участвуют в цепочке поставок продукта. Это лидеры операционных команд (производство, розница), лидер маркетинга, лидер поддержки клиентов, главный технолог, лидер планирования меню (в «Кухне на районе» так называют продажи), директор по закупкам. Все заинтересованные стороны определяют насколько разработанные технологии приготовления обеспечивают стабильность качества продукта.

Утверждение проходит в два этапа:

  • сенсорная оценка (дегустация по бальной системе)
  • оценка операционной исполнимости и профиты от продукта

После утверждения, продукт может быть утвержден и переведен на следующий шаг, либо задача перейдет в архив.

Этап 7: Выход на рынок - коммерциализация

Продукт готов к массовому производству или к продаже. Команда может перейти к планированию производства, маркетинговой стратегии и другим этапам, связанным с выпуском на рынок. Продукт тестируется от 2 до 4 недель в продаже, при этом запускается исследование клиентского опыта.

Этап 8: Ретроспектива теста

После завершения тестирования продукта в продаже проводится ретроспектива, где команда разработчиков анализирует результаты и полученные данные. Изучаем, как продукт встретился с клиентами, насколько он соответствует их ожиданиям и требованиям, доступность блюда для продажи на виртуальной витрине в приложении, продажи, списания, возвращаемость и прочие метрики. Это позволяет команде сделать выводы, определить сильные и слабые стороны продукта, а также учесть полученный опыт при разработке будущих пищевых продуктов.

Результаты и выводы

Поначалу у нас были сложности с исследованиями и идеями, их нужно было структурировать и записывать. Начали собираться на «мозговые штурмы», записывали все идеи на флипчарт. Затем технологи-разработчики оценивали, что можно реализовать с учетом операционных и закупочных ограничений.

У нас была идея крутого салата в азиатском стиле с огурцом в виде доминирующего ингредиента. Предполагалось, что сердцевину с семенами мы будем вычищать. Идею включили в спринт и начали разработку. Сделали прототип, получилось вкусно и круто, провели А/Б тест, проконсультировались с технологами производства. Они посчитали, что такая технология даст прирост закупочной цены в 10%, соответственно, увеличится себестоимость продукта. Понадобятся дополнительные ручные операции на производстве. На этом этапе мы поняли, что продукт будет сложно производить и завершили разработку.

Зато у нас был успех с запуском гарниров на одной овощной базе — они помогли нам оптимизировать приготовление восьми блюд. Также запустили полуфабрикат с рисом — Аранчини. Это холодный рис. Его мы потом использовали в разработке ризотто.

Внедрение гибкой методологии разработки продуктов в «Кухне» положительно повлияло не только на процесс разработки, но и на финансовые показатели и лояльность клиентов.

Улучшилась эффективность процесса разработки, сократилось время от идеи до выпуска готового продукта (Time to market) TTM — сейчас составляет 1,5 месяца (для более 10 SKU).

Более быстрое внедрение инновационных продуктов позволило нам лучше удовлетворять потребности клиентов и быстрее выходить на рынок с новыми продуктами. Анализ NPS (Net Promoter Score) показывает рост на 15% в мае 2023 года к сентябрю 2022.

Регулярные встречи команды и возможность быстро вносить изменения в планы позволяют нам лучше адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка и предложить клиентам именно то, что они ищут. Это способствует повышению лояльности клиентов и повторным покупкам.

Разработка нового продукта – это сложный процесс, если выполнять его с помощью гибких методологий, то можно получить определенные преимущества:

  • пошаговый план позволит допустить наименьшее количество ошибок;
  • значительная экономия средств на разработку;
  • легко оценить востребованность продукта, понять его основные задачи;
  • заранее формируется маркетинг продукта, пути его продвижения;
  • оцениваются перспективы, определяются риски и негативные факторы, которые могут повлиять на конечную стоимость;
  • формируется четкое видение конечного результата;
  • снижается время на разработку нового продукта;
  • некоторые этапы проводятся параллельно, что также позволяет контролировать процесс и ускорять его.
1313
3 комментария

Классно, что даже для меню используются технологии, всегда было интересно, как это происходит и рассчитывается

1
Ответить

И клиенты довольны, и компании выгодно — класс 👍

1
Ответить

Миша, статья - кайф!

А про онлайн-доски pruffme слышали?

Ответить