{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Зачем разработчику бизнес-метрики

Объясняет Frontend Team Lead «Магнита» Павел Гонзалес

Павел Гонзалес
Frontend Team Lead команды «Гастроном Медиа»

Привет! На связи Павел Гонзалес, Frontend Team Lead команды «Гастроном Медиа». В этой статье я расскажу, чем бизнес-метрики помогают разработчику развивать и лучше понимать продукт.

Что такое бизнес-метрики и как их собирают?

Метрики — единый язык общения между бизнесом и разработкой. Это некая система координат. Метрики нужны менеджеру и аналитику, чтобы понимать, куда движется продукт, где его слабые и сильные стороны, а также на что необходимо сделать упор в тот или иной момент.

Каждый бизнес на определённом этапе развития собирает разные метрики. Для стартапа они одни, а для крупных компаний другие. Но все они сводятся к одной глобальной метрике — деньгам.

Для измерения метрик существуют разные инструменты. Например, Яндекс Метрика или Google Analytics. Если компания большая, то она может разработать и самописное решение: программу, где под капотом часть данных отсылается в Google Analytics, другая — в Яндекс Метрику, часть отчётов уходит в Power BI, MetaBase и в другие системы, а другая часть данных будет проанализирована с помощью внутренних Data Scientists. Почти для всех популярных библиотек и фреймворков есть готовое решение. Например, это может быть библиотека для Vue, Angular или React. В ней мы отправляем какой-то ивент и указываем: что это был за клик, что это за категория, какое это значение и какой это лейбл. Полей может быть сколько угодно — вы получаете их от аналитиков и решаете, откуда подтягивать каждое значение. В ответ аналитикам вы отправляете большой объект, с которым им предстоит провести наедине не один увлекательный рабочий день, и а, может, и вечер.

Проблематика

Определимся с проблемами, которые могут возникнуть у разработчиков, но которые можно пофиксить с помощью метрик.

Бессмысленность задач

Бывает, мы не понимаем, зачем менеджер просит поменять блоки местами, перекрасить кнопку из тёмного в светло-зелёный или поменять размер и цвет шрифта. На фоне других задач в бэклоге подобные задачи кажутся пустой тратой времени.

Не видим ценность нашей работы

Вроде, мы пишем код и видим, как он работает: кнопки нажимаются, код уходит на backend. Одним словом — всё работает. Но мы не видим конечную ценность для пользователя, ради которого разрабатываем продукт.

Скучно на работе

Эта проблема рождается прямо из предыдущего пункта. Мы теряем интерес к работе, потому что не чувствуем сопричастности к бизнесу и наоборот.

Нет роста

Наш потенциал не замечают, нам не дают расти по карьерной лестнице. Потому что менеджер видит в нас исполнителя, который отлично справляется с задачами: пишет код и не задаёт вопросы. Зачем его повышать?

Решаем проблемы с помощью метрик

Наполняем смыслом бессмысленное

А зачем нас вообще берут на работу? Конечно, из-за наших навыков! А именно, чтобы код, который мы пишем, приносил деньги бизнесу.

Рассмотрим кейс.

В процессе работы менеджер или аналитик просит в очередной раз поменять блоки местами или перекрасить кнопку. Нам это не нравится. Однако за этим кроется гипотеза — благодаря малозначительному на первый взгляд изменению компания может повысить бизнес-метрики.

Было-стало

Было: старая кнопка розового цвета «Добавить в корзину» и сумма покупки. Стало: новая кнопка зелёного цвета без указания цены.

Кажется, что ничего особого не поменяли, но выглядит чуть-чуть по-другому. Зачем это мы это сделали? Ведь вместо кнопки мы могли написать новый чат или обработчик видео. А делаем такие скучные вещи.

Но мы же обсуждаем метрики! Значит, нужно понять, в чём смысл задачи и на какие метрики повлияло её решение. Спрашиваем менеджера: «Олег, две недели назад мы перекрасили кнопку вместо запуска новой фичи. А что изменилось после?». Оказывается, перекраска кнопки повлияла на метрику add to cart, которую собирают аналитики. И в целом отразилось на общих продажах.

Параллельно бизнес считает воронку, по которой проходит пользователь — от входа на сайт до оплаты. По каждому действию покупателя мы собираем метрики.

Воронка до изменений
Воронка после изменений

Допустим, если средний чек был 2 500 рублей, то после небольшого обновления продажи увеличились на 125 000 рублей.

Теперь мы видим, что после изменения цвета кнопки пользователи стали чаще нажимать на неё. И вот маленькая непонятная задача перестаёт быть бессмысленной.

Но бывает и наоборот. Например, у менеджера есть гипотеза. Он ставит задачу, которая кажется глупой. Команда решает её, а через неделю оказывается, что гипотеза невалидна и провалилась. Менеджер приходит снова и просит откатить код, над которым разработчики так усердно работали неделю или две. И, конечно, это выводит из себя. Но проваливать гипотезы — неплохо! Ведь даже если 10% гипотез провалидировалось, то их можно и нужно продолжить развивать.

Приобретаем чувство ценности

В прошлом пункте мы научились спрашивать менеджера о смысле задач. А что, если мы всегда будем оглядываться на релизы и смотреть, какой business value принесли для бизнеса? Таким образом мы начинаем расширять фокус внимания с кода на остальные части бизнеса. Теперь мы видим не только строчки кода, но ещё и деньги. Вот как это может выглядеть. И вот 5 релизов превращаются в 9 миллионов повышенной прибыли.

Боремся со скукой

Когда мы поняли, как измерять нашу ценность и как работает наш продукт — нам становится интереснее его разрабатывать. Теперь мы знаем, для чего существует каждая задача и какую пользу продукт может принести конечному пользователю. Это в корне меняет мышление в сторону продуктового разработчика. Следовательно, мы не просто пишем код, а думаем о продукте в целом.

Создаём потенциал для роста

Останется ли незамеченным сотрудник, понимающий продукт и предлагающий решения для его развития? Думаю, ответ очевиден. Ваши идеи — ценность для бизнеса. Безусловно, это не 100% причина для повышения, а лишь один из слоёв пирамиды, которая состоит от вовлечённости, инициативности, ваших hard и soft skills, и др.

А ещё продаём рефакторинг

Ну, и немного про рефакторинг. Разработчик всегда видит в нём ценность, а менеджер — не всегда.

Рефакторинг призван убрать изъяны кода: увеличить developer experience, улучшить производительность приложения или сайта. Когда мы занимаемся рефакторингом, то также можем влиять на бизнес-метрики. Это хорошо продемонстрировал Amazon.

В 2006 году Amazon выяснил, что задержка загрузки сайта на 100 миллисекунд влечёт потерю 1% прибыли. Google подскажет, что за 2021 год Amazon заработал 26,9 миллиардов долларов. А если бы разработчики не «перформили» сайт целый год, то компания не дополучила бы 27 миллиардов долларов. Это непростительно много.

Интересно, что гипотезу про 100 миллисекунд инициировал не менеджер, а разработчик. Обычный инженер подумал: «А что будет, если наш сайт станет загружаться медленнее? На что это может повлиять?».

Итоги

Итак, мы открыли для себя метрики и выяснили, что они помогают:

  • Понять модель монетизации продукта
  • Понять, как мы можем влиять на продукт
  • Стать более заинтересованными в развитии продукта
  • Искать и предлагать новые решения и фичи

Чем это чревато для разработчика?

  • Рост в ширину. Теперь он приобретает навыки аналитика, которые могут помочь в будущем стать тимлидом или менеджером (если он этого захочет).
  • Обретение продуктового мышления. Разработчик гораздо глубже понимает, что разрабатывает, и предлагает новые фичи — растёт потенциал для продвижения, минимизируется шанс выгореть.

Ну и в завершении несколько рекомендаций:

  • Спрашивайте менеджера про продукт, собираемые метрики и их значимость
  • Не бойтесь предлагать новые идеи и реализовывать новые фичи
  • Не ленитесь обкладывать ваш код аналитикой
  • Думайте о продукте, как о своем бизнесе, ведь чем больше пользы вы приносите бизнесу, тем больше он вам платит
0
6 комментариев
Написать комментарий...
Ilya Rovda

Казалось бы написаны очевидные вещи, но было полезно еще раз об этом поразмышлять. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Пара Вопросов

год или два назад, на 23 февраля, мне звонила эйчарша, ну типа готовы собесить, туда сюда, смеялась, праздновала, видимо в магните, хорошие праздники, И так 3 раза, после каждого раза она меня забывала и снова все проговаривала сначала. После этого считаю что магнит дно, как в прочем и их магазины. Наверное, я предвзят ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зеленчук

Магнит огромная компания и оценивать всю компанию по работе одного сотрудника как минимум глупо.

Ответить
Развернуть ветку
jkopernik

А какие бизнес-метрики нужно Магниту внедрить, чтобы отслеживать грязь и мусор под ногами в магазинах? Ну, или фрукты-овощи с плесенью? Или сотрудников кричащих через весь магазин на каким-то своем языке?

Сорри за токсик, но реально звучит смешно бизнес-метрики и магазины Магнит.

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Чтобы эффективно проверять подобные гипотезы необходимо A/B тестирование. Для него бизнес метрики должны быть адаптированы: собираться раздельно для тестируемых версий; не завесить от объема аудитории тестируемых версий.
Хотя, если нужно отчитаться за эффективность - и так сойдёт.

Ответить
Развернуть ветку
Студия подкастов Red Barn

Почерпнули много классных моментов для работы с сотрудниками, повышением заинтересованности и вовлеченности. Будем применять и повышать рабочий потенциал.

Спасибо за статью! Было бы здорово послушать больше о вашем опыте в IT, приходите к нам в подкаст https://music.yandex.ru/album/23223395?activeTab=track-list&dir=desc

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда