Восстановить work-life balance за 8 шагов

Возможно, одна из самых нужных инструкций для конца отпускного сезона

Различные гуру учат работать по 4 часа в день, визуализировать и повышать личную эффективность. Но параллельно с этим, по данным исследований HeadHunter, в России перерабатывают 73 % сотрудников, и лишь половине из них выплачивают сверхурочные. Разбираемся, можно ли достичь идеального равновесия, когда работа в жизни человека не вытесняет саму жизнь.

Взаимосвязь работы и жизни: 5 моделей

Напомним, термин work-life balance был предложен еще в 90-х годах ХХ века для описания соотношения между временем, которое мы тратим на работу, и временем, уделяемым себе. Психологи и социологи в разных странах активно изучали влияние work-life balance на личные стратегии успеха людей и роль дисбаланса в снижении эффективности.

В период пандемии многие почувствовали на себе тяжелые последствия дисбаланса между работой и личной жизнью. Те, чей рабочий день раньше заканчивался с выходом из офиса, столкнулись с необходимостью работать практически нон-стоп. Немало нервов потратили родители, совмещая работу с присмотром за детьми и учебой школьников.

В последнее время все чаще говорят, что идеального баланса не существует. Каждый находит свою модель взаимоотношений между работой и личной жизнью. Условно можно выделить 5 таких моделей.

  • Конфликтная

При ней дисбаланс настолько велик, что перевес в одну из сторон существенно мешает другой. Например, из-за постоянных задержек и переработок близкие не получают необходимого внимания. Есть и обратная сторона: из-за бурной личной жизни страдает рабочая эффективность: частые отгулы, ошибки, плохая концентрация на задачах.

  • Сегментационная

Здесь рабочая и личная сферы жизни разделены, не оказывают никакого влияния друг на друга. Четкое выполнение обязанностей в рабочее время с перерывом на обед и уход домой в 18:00. В повседневной жизни далеко не все могут похвастаться столь идеальным балансом.

  • Модель побочного эффекта

Работа и личная жизнь взаимно влияют друг на друга, порой принося неожиданные результаты. За счет командировок удается обрасти новыми впечатлениями и друзьями, прокачиваемые благодаря хобби и увлечениям навыки приводят к росту подписанных договоров и продвижению по службе.

  • Инструментальная

В этой модели, как и в предыдущей, успех в одной сфере приводит к прогрессу в другой. Однако, если эффекты предыдущей модели обычно проявляются случайно и порой неожиданно, то инструментальную модель люди, как правило, реализуют вполне осознанно — инвестируют в себя, активно занимаются саморазвитием, ходят на тренинги, много читают, изучают языки, чтобы быть продуктивнее на работе. В свою очередь, новые ступени карьеры и новый уровень дохода расширяют возможности в личной жизни (частые путешествия, улучшение жилищных условий, создание семьи, занятия дорогими хобби и т.д.).

  • Компенсаторная

Тут все по дедушке Фрейду — механизмы компенсации и сублимации в действии. Поражения на личном фронте быстрее всего забываются, если по полной загрузить себя работой. И наоборот, когда не клеится с карьерой, может появиться желание ускорить прогресс в отношениях.

Work-life balance за 8 шагов

Надо отметить, что рекомендаций, которые подошли бы всем и сразу, не существует, а представления об идеальной жизни у каждого свои. Кто-то больше хочет сосредоточиться на работе, кто-то — заняться здоровьем, хобби или отношениями и готов договариваться с руководством об отгулах и дополнительном отпуске. Ключевой критерий баланса в том, чтобы цели, задачи и желания были в согласии с действиями и ощущениями.

Однако несколько универсальных советов, которые полезны и руководителям, и сотрудникам, и предпринимателям, и фрилансерам, все же существует. Они помогают не перегореть и продолжать не только эффективно работать, но и комфортно жить. Выбирать для себя необходимо прежде всего те, которые вы точно в силах выполнить. Лучше начинать с малого и постепенно внедрять остальные.

  • Заранее обговорить четкие дедлайны

Как бы банально ни звучало, но забывать об этом нельзя: временные рамки занятости и готовность или неготовность к переработкам — то, что нужно проговорить в первую очередь на этапе трудоустройства или запуска нового проекта.

  • Обозначить личные границы

Если регулярно сталкиваетесь с переработками, попытайтесь понять, на чьей стороне проблема. Если дело в работодателе (заведомо завышенная нагрузка, несоответствие материально-технического обеспечения рабочим задачам и т.д.), обсудите с руководством, как изменить ситуацию, придите к договоренности о границах рабочего и личного времени. Если вам кажется, что сами являетесь источником своих «бед», попробуйте осознать почему и как это можно решить: браться за задачи, которые больше соответствуют опыту, уровню навыков и знаний, лучше выстроить взаимодействие с коллегами при командной работе и т.п.

  • Использовать инструменты для тайм-менеджмента

Помочь себе укрепить личные границы можно специальными программами. Начиная от элементарного распределения задач в календаре в MS Outlook или любимом приложении для тайм-менеджмента в телефоне до настройки получения уведомлений в рабочих чатах и почте только в рабочее время.

  • Адекватно планировать рабочую нагрузку

Важно помнить, что невозможно выполнить все дела сразу и что вам обязательно нужен отдых. Время для обеда и небольших перерывов лучше заранее бронировать в своем распорядке дня.

  • Заботиться о гигиене рабочих коммуникаций

Общение с коллегами в рабочих чатах должно быть удобным и экологичным. Отлично, если коммуникация по рабочим вопросам происходит в специально предназначенном для этого корпоративном мессенджере и не выносится, например, в Telegram или WhatsApp. Это помогает разграничить личные и рабочие коммуникации. Имеет смысл обозначить элементарные правила общения в рабочих чатах, которые соблюдали бы все коллеги: не писать в нерабочее время, не спамить короткими сообщениями, не отправлять в общий чат голосовые и сообщения, предназначенные одному получателю и т.д.

  • Автоматизировать рабочие процессы

Пусть роботы-помощники и чат-боты выполняют за вас рутинную работу: делают рассылки информации по клиентам, отвечают на типовые вопросы и т.д. Это освободит время и силы для более важных задач.

  • Быть внимательнее к коллегам и подчиненным

Многих проблем с профессиональным выгоранием сотрудников можно избежать, если вовремя обратить внимание на симптомы. Сервисы речевой аналитики позволяют распознавать специальные слова-маркеры и интонации в речи и голосе сотрудника, сигнализирующие о стрессе и усталости.

  • Сделать work-life balance привычкой

Над достижением баланса придется потрудиться, ведь он не формируется единожды и навсегда. Особенно тщательно стоит планировать свои первые рабочие дни после возвращения из отпуска или с больничного. Имеет смысл не только расставить приоритеты среди срочных и важных задач, но и запланировать время на общение с коллегами, чтобы поболтать о том, что произошло, пока вас не было, и поделиться своими впечатлениями. Это поможет избежать стресса и настроиться на работу.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Стерлин

"В России перерабатывают 73% сотрудников.", а 27% - просто выбрасывают?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Северин

Лучшее, что можно прочитать)

Ответить
Развернуть ветку
Galina Perova

Тема не раскрыта🤣 В России низкая производительность труда,особо непроизводительных в утиль, остальных в переработку😉

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

Всё хорошо на словах, но ни один шаг по факту не осуществим на практике. О каком обсуждении дедлайнов и личных границ с работодателем идёт речь? Не нравится - можете гулять. На вашу вакансию претендует ещё куча человек. Не смешите))

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Парамонов

Смотря какую вакансию и какого уровня специалист Вы сами, я всегда при предложении переработать спрашиваю хватит ли у работодателя на сей банкет денег, если да, отлично, я не против, так как знаю, мои сверхурочные хорошо оплачиваются, поэтому почему бы и да, в то же время и работодатель понимает, что ничего не бывает просто так и лишний раз не будет дёргать. А если взаимоотношения строятся сразу на фундаменте: «да таких, как ты, как говна за баней», то либо это действительно так и стоит задуматься на счёт собственной ценности, либо просто попытка манипулирования, я бы не стал терпеть, это звоночек, при чем вполне конкретный, готовить шею, на неё претендуют вскарабкаться.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Северин

Большинству людей действительно можно сравнительно легко найти замену, это не плохо и не хорошо. Им сложнее стопить руководителя с предложениями еще поработать.

Ответить
Развернуть ветку
Алиса Иванова

очень полезно

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда