Купить онлайн. Вдруг я потеряю деньги. Какие страхи останавливают людей покупать в интернете?

Главный страх онлайн покупки, который еще остается у некоторых клиентов - это “боюсь потерять деньги, меня обманут”. Казалось бы, странно в 2024 году слышать от покупателей в интернет-магазине «Я сейчас переведу вам деньги, а вы меня обманите». Почему

Купить онлайн. Вдруг я потеряю деньги. Какие страхи останавливают людей покупать в интернете?

Почему есть страх покупать в интернете?

Поговорила о главных страхах клиентов покупать онлайн в магазине дверей с интерне-маркетологом нашей компании Светланой Ширшовой. Двери - товар сложного выбора и страхи соответствующие.

У нас с вами есть 100% доверие к покупкам онлайн:

  • на больших известных маркетплейсах Ozon, Wildberries и им подобным;
  • в проверенных интернет-магазинах. Например, «Спортмастер», «Рив Гош», «Читай-город».

Потому что там каждый из нас хоть раз уже покупал, наш сосед или знакомый тоже делал заказы.

Но если речь заходит о первой онлайн покупке на неизвестном сайте, о товаре, который покупаешь раз в 10 лет, о компании, про которую что-то слышал, то тогда у покупателя срабатывает привычный механизм покупки и давно проверенный:

Прихожу ногами в магазин. Вижу продавца и выбираю товар. Главное, деньги передаю из рук в руки. Сразу получаю чек оплаты и документы на товар. Все просто и прозрачно.

Поэтому у покупателей остается страх перевести деньги «на деревню дедушке». Закрывать страх предлагаю как обычно с уточняющими вопросами и в зависимости от ответа объяснять:

  • Работаем с ведущим банком страны и используем его платежную систему.
  • Есть онлайн-касса и каждый клиент сразу после оплаты получает электронный чек. Там указаны все реквизиты продавца. Добавить слова «как в Ozon».
  • Реквизиты продавца также можно найти на сайте на странице «Где купить» и проверить. В этом же разделе адреса магазинов.
  • Есть отзывы в 2Гис, Яндекс от тех, кто оплачивал онлайн.
  • Компания на рынке уже 19 лет, количество магазинов N, в городах N.

И наконец, есть способ проверить платежную систему. Предложите покупателю внести небольшую сумму предоплаты онлайн. Получить чек оплаты. Убедиться, что всё честно и после этого внести оставшуюся сумму заказа.

Купить онлайн. Вдруг я потеряю деньги. Какие страхи останавливают людей покупать в интернете?

Страхи покупателей

В розничных продажах товаров трудного выбора (мебель, автомобили, бытовая техника, двери и т.п.) выделяют 4 основных страха у покупателей:

  • Страх самого продавца.
  • Принять неверное решение.
  • Повторить прошлую ошибку.
  • Переплатить.

Подробно в чем причина, что делает и говорит покупатель, когда у него проявляется каждый из страхов, мы разбираем на тренингах «Технология продаж» в нашей компании “Фабрика дверей”.

А вот какие страхи у покупателей дверей в онлайне. Самое главное, что формулировки как обычно говорят люди:

  • Боюсь потерять деньги, меня обманут.
  • Придет не то, что заказывал.
  • Боюсь купить «кота в мешке».
  • Трудно вернуть, обменять, воспользоваться гарантией.
  • Итоговая цена покупки будет отличаться от цены, которая указана на сайте.
  • Почему на сайте так дешево?
  • Хочу вот такую дверь, но боюсь потратить много времени на поиск в интернете. Быстрее в торговом центре.
  • Страх технологий: это сложно, не знаю куда нажимать.

Продажи онлайн у продавцов есть не только в интернет-магазине. Продавцы офлайн магазина сейчас так же продают онлайн: обсуждают детали заказа по телефону, переписываются в мессенджерах, принимают оплату по QR-коду. Особенно если покупатель живет где-нибудь в пригороде или ему просто неудобно самому приехать в магазин.

Добавьте, чего еще боятся наши покупатели при заказе дверей?

Рынок онлайн торговли России

Представлю несколько фактов онлайн-торговли в России в 2022 году по данным аналитической компании Data Insight. Совсем скоро выйдет отчет за 2023. А пока посмотрите на данные:

  • Рост количества онлайн-заказов непродовольственных товаров в 2022 году составил 48% по сравнению с 2021 годом.
  • Мебель и товары для интерьера составляют 18,1% от общей суммы онлайн-заказов непродовольственных товаров. Это второе место после электроники.
  • При покупке непродовольственных товаров 3 рубля из 10 покупатель тратит в онлайне.

По прогнозу на 2023 год – онлайн торговля должна была вырасти на 40% по сравнению с 2022 годом. Посмотрим отчет в скором времени.

Данные Data Insight из отчета за 2022 год
Данные Data Insight из отчета за 2022 год

Страх онлайн покупки – купить «кота в мешке»

С каждым годом растет количество людей, которые готовы купить онлайн не выходя из дома. И это уже не только пицца и продукты, одежда и корм для питомцев. Купить в интернете стиральную машинку или холодильник, диван или матрац, становится привычным. Только вот с дверьми пока остается страх купить «кота в мешке». Трудно самому принять решение купить товар только на основе картинки и описания, который покупаешь раз в 10 лет.

Поэтому покупатель настраивает себя на процесс – выбрать магазин или торговый центр, запланировать день, выделить время. Едет в офлайн магазин, чтобы своими глазами увидеть, а главное руками потрогать, оценить товар и даже открыть/закрыть.

Варианты решения закрыть страх «придет не то, что заказывал» для продажи онлайн:

  • Потрогать руками - привезите на адрес клиента образец двери. Не пугайтесь не полотно. Достаточно образец покрытия. Продавец по телефону обсуждает, в каком цвете покупатель планирует установить двери. Выбирает 2-3 подходящих варианта. Обещает, что технолог привезет образец прямо домой клиенту. Добавляет, что клиент сможет оценить образец не при ярком свете магазина, а именно у себя дома в сочетании с другими деталями интерьера. Остается только сообщить технологу, какие образцы взять с собой и показать клиенту.
  • Увидеть живьем - на сайте в отзывах клиентов размещены реальные фотографии дверей, которые установлены у покупателей. На многих фотографиях можно увидеть несколько дверей в одном коридоре. Разные по размеру, глухие и со стеклом, сочетания входной и межкомнатной. Отправьте покупателю ссылку на страницу фотографий.
  • Если говорить о качестве дверей и работы компании, то предложите покупателю прочитать отзывы на сайте и в 2ГИС. Отзывы - лучший аргумент. Другие клиенту уже купили именно эти двери. В офлайн магазине клиент не сможет узнать мнение таких же покупателей, как он.

И секретный аргумент от продавца интернет-магазина Томска:

Дверь, которая вам больше всего понравилась, не установлена на выставке магазина. Поэтому не теряйте время, лучше пусть технолог привезет к вам домой образец покрытия!

Сумки с образцами покрытий в машине технолога
Сумки с образцами покрытий в машине технолога

Страх онлайн покупки - трудно вернуть, обменять, воспользоваться гарантией

В случае претензии покупатель может прийти в офлайн магазин ногами, потребовать, найти руководителя и поговорить с ним. При покупке в интернете у покупателя есть страх «Поменяют ли? Как найти, если перестанут отвечать на звонки и запросы? Может магазин вообще не в моем городе».

Снижаем страх покупателя:

  • На сайте есть раздел «Где купить?» с адресом даже интернет-магазина, плюс реквизиты продавца.
  • После оплаты в личном кабинете покупателю придет смс с кассовым чеком с реквизитами и перечнем товара. Таким образом, есть документальное подтверждение покупки.
  • На сайте для покупателя есть договор «Публичная оферта», который действует, так же как и в офлайн магазине согласно Закону о защите прав потребителей.
  • Покупатель заказывает стандартный товар, поэтому право собственности переходит во время доставки. Объясните покупателю, как правильно принять товар: распаковать, осмотреть и только потом подписывать документы о приемке товара.
  • Отправьте покупателю памятку об эксплуатации и хранении дверей. Если соблюдать правила монтажа и эксплуатации, то не нужно будет беспокоиться о возврате.

Хорошо работает совмещение офлайна и онлайна. Продавец всегда может сказать:

Понимаю ваши опасения. У нас в городе N магазинов и интернет-магазин мы добавили, чтобы вам было удобно заказывать двери не выходя из дома

Рекомендация: установите в интернет-магазине городской номер телефона (у сотовых операторов есть отдельная услуга). Для покупателя это сигнал, что продавец местный - свой!

Образцы покрытий у замерщика. Как организовать работу?

Разместить образцы покрытий в магазине легко: стойки, коробки, фирменные папки. А вот где хранить образцы замерщику, чтобы привезти на адрес покупателю и не заезжать каждый раз в магазин?

Еще в 2020 году пандемия заставила нашу компанию организовать процесс, когда кусочек магазина нужно было привезти на адрес клиенту. Заказали фирменные сумки переноски, подглядели у разносчиков пиццы:

  • вместительные,
  • не промокают,
  • держат форму,
  • удобно хранить в багажнике.

И сейчас технолог по требованию продавца принесет на замер нужный образец покрытия. Кстати, технологам в Новосибирск сумки привез сам генеральный.

Сумки с образцами покрытий для межкомнатных и входных дверей
Сумки с образцами покрытий для межкомнатных и входных дверей

Страх онлайн покупки - цена покупки будет отличаться

В отличии от известных маркетплейсов, в специализированных интернет-магазинах у пользователя сформировался стереотип, что после разговора с продавцом цена обязательно изменится. И итоговая цена покупки будет отличаться от цены, которая указана на сайте.

Мой личный опыт покупки подтвердил печальный стереотип. В 2022 году в период распродаж «Черная пятница» оформила заказ со скидкой. Указала, что оплачивать буду по факту получения заказа. Доставку откладывали 2 раза. Товар наконец пришел, вот только в пункте выдачи цену за товар озвучили без скидки – «Черная пятница» закончилась. Больше на этот маркетплейс не хожу.

Поэтому продавцу при онлайн продаже стоит проговаривать клиенту:

  • Цена и общая сумма заказа действительна в течение N дней.
  • После предоплаты цена останется неизменной навсегда.
  • Заказ оформляли по замерам поэтому нет лишнего погонажа.
  • В заказ включена стоимость доставки и подъема. На адресе экспедитору оплачивать ничего не нужно.
  • Если в заказе сразу и услуги монтажа, то скажите клиенту о 100% оплаченных услугах – нет скрытых платежей монтажнику на руки.

Можете даже добавить клиенту:

Вы экономите деньги на поездке по магазинам!

Уведомления покупателю на всех этапах покупки
Уведомления покупателю на всех этапах покупки

Страх онлайн покупки: страх технологий - это сложно

Продавцы интернет-магазина ФД сталкиваются с возражением: «Лучше пойду в магазин, там привычнее и проще».

Покупка дверей онлайн что-то новое для покупателя в нашей стране. Чем дальше от Москвы и Питера, тем меньше продавцов предлагают купить онлайн. А покупатели не хотят разбираться в технических новшествах. Тем более покупка дверей – это разовое, за следующими придут лет через 10 или вообще никогда.

Продавцу интернет-магазина помогают образные сравнения в разговоре с покупателем:

  • Легко заказать и оплатить как в Оzon.
  • Не надо отпрашиваться с работы и бежать к закрытию магазина.
  • Мой телефон у вас всегда под рукой, помогу разобраться.

Например, в Томске продавцы сделали краткую памятку покупателю, как оплатить в личном кабинете на сайте.

А у вас есть памятки покупателю, которые помогают?

А что вы покупали онлайн в 22 году? Можно отметить несколько вариантов.
Цифровая и бытовая техника
Мебель, товары для интерьера
Одежда и обувь
Продукты питания
Товары для красоты и здоровья
Зоотовары
Автозапчасти, автоаксессуары
Спорттовары
Книги
Другое (напишите в комментарии)
Светлана Ширшова
эксперт по интернет продвижению
3
Начать дискуссию