Конверсия по субботам 10. Гайд по карте скроллинга

Конверсия по субботам 10. Гайд по карте скроллинга

Всем привет! Продолжаем погружаться в волшебный мир конверсии сайтов, в этом выпуске разберем карту скроллинга на конкретных примерах. Но для начала немножко базовой теории, чтобы мы с вами понимали, о чем говорим, как инструмент использовать и как интерпретировать полученные результаты.

Карта скроллинга (или скролл-карта) – полезный инструмент веб-аналитики, который визуализирует данные о поведении пользователей на странице. Она позволяет вам увидеть в формате тепловой карты, как пользователи взаимодействуют с содержимым страницы при помощи прокрутки. Под тепловой картой мы понимаем спектральное представление данных от красного цвета (наиболее «горячего» = востребованного у пользователей) до синего цвета («холодного» - областей, которые не пользуются популярностью у пользователей).

На карте скроллинга обычно отображается распределение активности скроллинга по всей странице. Это позволяет определить, где пользователи склонны проводить больше времени или, наоборот, где возникают точки ухода с страницы (отказы). Это помогает наглядно выявить области страницы, которые привлекают внимание пользователей, а также те, которые требуют оптимизации, улучшения или удаления. Благодаря карте скроллинга маркетолог или аналитик может выдвигать гипотезы по улучшению пользовательского опыта и росту числа конверсий.

Инструментарий

Мы будем для анализа использовать Яндекс Метрику, как наиболее популярный инструмент аналитики. При установке счетчика на сайт у вас обязательно должны быть включены опции отображения тепловых карт, в этом случае данные будут собираться.

Подключение тепловых карт и аналитики форм
Подключение тепловых карт и аналитики форм

После установки опции необходимо подождать примерно неделею, чтобы получить репрезентативную выборку данных.

Пример. Магазин контрактных запчастей

Вот так представляется главная страница сайта.

Карта скроллинга главной страницы сайта
Карта скроллинга главной страницы сайта

Обратите внимание на цветную полоску справа, именно это и есть масштаб тепловой карты скроллинга на всю длину страницы, а черный контур на этой полосе показывает текущее положение рассматриваемого экрана относительно всей страницы.

На линейке масштаба мы видим распределение от красно яркого через оранжевый и желтый к еле заметной зеленой полосочке. Что нам это говорит? Давайте проскроллим страницу немного ниже. Увидим это:

Блок на главной странице
Блок на главной странице

Видно, что мы на середине экрана, при этом область подсвечена оранжевым – это значит, что пользователи задерживаются на этом экране. Он для них полезен. И так практически вся страница.

Подобная тепловая карта говорит нам о том, что на ней нет лишних блоков, а точка роста конверсии может лежать в добавлении новых блоков и проведении аналогичного анализа спустя некоторое время.

Давайте посмотрим еще карточку товара.

Вы вполне можете увидеть примерно такое

Нет данных по карточке товара
Нет данных по карточке товара

Это значит, что по данной странице в системе нет данных. Карты скроллинга по умолчанию не усредняются по типам страниц, они работают по конкретным адресам. Поэтому иногда чтобы рассмотреть категорию товаров или конкретную карточку, необходимо искать конкретные страницы через инструмент популярных страниц в Метрике. В некоторых случаях можно получить усреднение по типам страниц, если у вас URL имеет вид, к примеру /catalog/razdel/Tovar/ В большинстве же случаев это сделать затруднительно.

Разработчики Метрики о нас позаботились и вывели список топа страниц в форму ввода на странице карты скроллинга

Быстрый выбор страниц
Быстрый выбор страниц

Выбираем карточку товара и смотрим отчет по странице

Карта скроллинга карточки товара
Карта скроллинга карточки товара

Тут мы видим нетипичную ситуацию. Идет красный, затем резко зеленый и опять красный. Странно, согласитесь. Если видите подобную картину, то посмотрите в верхний левый угол, там показано число просмотров, на основании которых построен отчет. В данном случае мы видим всего 1 посещение. А все мы прекрасно знаем, что это выборка нерепрезентативна. Значит, нам остается ждать накопления данных или выбирать другую страницу для анализа.

Я немного схитрил и в строке поиска ввел такую комбинацию, чтобы увеличить число страниц в отчете.

Комбинация выборки страниц
Комбинация выборки страниц

Звездочка говорит о том, что в данном месте могут идти любые символы, и их количество произвольно. Таким образом мне удалось несколько расширить выборку страниц карточек товара и получить уже более адекватную картину по скроллингу.

Здесь уже ожидаемая картина скроллинга карточки товара.

Карта скроллинга карточки товара
Карта скроллинга карточки товара

Какие возможны аномалии в карте скроллинга?

  • Данные вообще не собираются. В этом случае обратитесь к разработчику сайта. Вероятнее всего на сайте стоит защита от показа страниц во фрейме. Проблема решается довольно просто. После решения вы сразу сможете видеть тепловые карты по своему сайту.
  • Сначала идут «холодные» области – а затем красные. Это значит, что первые экраны не интересуют пользователей, они их пролистывают быстро. А самая ценность вашей страницы спрятана где-то в ее дебрях.
  • Карта «зебра». Если чередуются теплые и холодные области, то вам нужно перестроить страницу так, чтобы все теплые области были сгруппированы вверху. А от части холодных вполне возможно, что можно вовсе отказаться.
  • Разное отображение на мобильной и десктоп версии. Мы знаем, что поведение может сильно отличаться в зависимости от устройства. На большом трафике это различие может быть фатальным для конверсии. Если вы видите у себя сильные различия в карте скроллинга, то это повод разработать отдельную полноценную мобильную версию и отказаться от стандартной адаптивной верстки, которая далекооо не всегда соответствует требованиям бизнеса по конверсии и запросам пользователей по удобству работы с вашей страницей. Отдельную мобильную версию можно сделать, к примеру, с помощью серверного скрипта отслеживания устройства и подключения соответствующего шаблона для устройства.

На этом, пожалуй, остановимся. И так получился довольно большой выпуск. Традиционно напоминаю ссылочки на мои книги о конверсии сайтов, форму разбора вашего сайта и мой телеграм канал.

Один из ближайших выпусков моей «Конверсии по субботам», кстати, будет посвящен разбору ваших сайтов!

Вам будет полезно

Предыдущие выпуски конверсии по субботам:

11
Начать дискуссию