Как заставить специалистов писать статьи

Многие компании, оказывающие профессиональные услуги, например, дизайн-студии, юридические фирмы, pr-агентства, и разработчики цифровых продуктов используют экспертные статьи для пиара. Но поставить на поток написание статей в таких компаниях (да и вообще любых) – сложный процесс. В статье привожу практические шаги, как сделать написание статей рутинным и регулярным.

Как заставить специалистов писать статьи

Привет! Я из компании KTS и мы занимаемся заказной разработкой цифровых сервисов. Большинство моих коллег – разработчики, аналитики, менеджеры, тестировщики и тд. Одним из направлений пиара компании является "пиар в комьюнити", то есть написание экспертных статей для таких же, как и мы, разработчиков.

Комьюнити разработчиков сидит на хабре и сейчас у нас там уже 116 статей и 34 "сотрудника-писателя" из примерно 105 человек, мы попали в подборку при регистрации новых пользователей, а наши статьи регулярно светятся в анонсах. Но меньше, чем 2 года назад, нашего блога на хабре не существовало вовсе. Поэтому сегодня порассуждаю, что нужно, чтобы запустить «писательство» в технической компании.

На мой взгляд, ключевая задача – ввести написание статей в культуру. Чтобы написать статью было чем-то рутинным и понятным. Для этого (как в принципе вообще для многих вещей) нужно не заставлять, а мотивировать.

На самом деле все довольно просто. Если посчитать, то, чтобы выпустить, например, 20 статей в год (а это почти 2 статьи в месяц), нужно всего лишь 2 раза в день… нужно, чтобы 10 человек подключились к процессу и писали всего по одной статье раз в полгода. Если сформулировать задачу «а давай напишем статью в следующие полгода», то она звучит совсем не страшно.

Поэтому первый шаг, это план, как «разогнать» писателей до нужного количества человек. Нужно выбрать 1-2 наиболее активных и опытных людей и поработать с ними над первой статьей.

Второй шаг — решить проблему синдрома самозванца. Любимый аргумент всех специалистов (даже очень опытных) звучит так: «да это никому не интересно», «да я ничего особенного-то и не сделал». То есть люди просто боятся показаться дилетантами, не чувствуют уверенности. Чтобы от этого избавиться, нужен лидер, который своим примером покажет, что это не так уж и страшно, и что, вообще-то, не нужно писать работу на Нобелевскую премию. Когда лидер сам покажет, что можно написать статью, выложить и получить положительный отклик, это успокоит и придаст сил следующим авторам.

Дополнительно можно использовать следующие аргументы:

  • Если ты что-то сделал и написал об этом статью, то это точно кому-то будет полезно. Ведь если бы такая статья уже была написана раньше, она бы помогла тебе решить твою задачку? Значит найдутся люди, которым она тоже поможет.
  • Если тебе кажется, что ты не сделал ничего интересного, то можно начать с обзора или перевода. Ведь, если ты сам читаешь иностранные статьи, значит они тебе интересны? А значит, будут интересны таким же, как ты.

Третий шаг — настройка процесса написания. Нам же нужно выйти на определенный темп, а значит подключить много людей. Поэтому нужно сделать так, чтобы написание статей стало регулярной активностью, рутинизировалось.

Лучший способ сделать что-то регулярным — поставить регулярные встречи. Так мы и сделали, организовав «клуб писателей». Вступить в этот клуб могли все желающие, кто готов писать статьи, но с условием, что они будут писать. Формально это были еженедельные встречи, где вся команда клуба планировала работы: кто-то на этапе генерации идеи, кто-то уже пишет черновик, кто-то комментирует, а кто-то отправляет на редактуру и готовит к выпуску. На старте в этот клуб нужно включить самых активных и опытных ребят, которые станут примером (лидерами) для следующих.

А еще важно организовать командную работу, чтобы снизить эффект синдрома самозванца и получить ощущение поддержки от остальных членов клуба. Для этого можно организовать совместную работу. Например, мы совместно генерили идеи для нового члена клуба, помогали ревьюить статью, а редактор готовил к выпуску.

Немаловажна здесь и мотивация. На хабр, например, нужно получить приглашение, чтобы писать статьи. Мы выдаем приглашения людям и они становятся полноценными авторами. Ну и конечно, их имя не скрывается. То есть они создают «капитал», который можно отразить в резюме. По общению с другими компаниями я знаю, что многих смущает такая политика, ведь «мы светим сотрудников, их будут хантить конкуренты». Но на практике не стоит этого бояться, это хороший поинт в мотивации. А сотрудников нужно не ограничивать, а создавать условия, в которых они не будут хотеть куда-то уходить, но это как будто уже совсем другая история...

Четвертый и последний шаг — внедрение написания статей в «культуру» компании, треки развития. Тут даже делать ничего не нужно. К этому шагу у вас уже есть много человек, которые регулярно пишут статьи и помогают друг другу. Можно убирать регулярные митинги и вводить написание статьи в качестве одной из целей, которые наставники ставят своим подопечным. На практике это выглядит так. При постановке целей (у нас это раз в полгода, после ревью) наставник предлагает написать статью на какую-то интересную тему, ведь он знает, чем занимался его подопечный, и что из этого можно переложить в статью. В итоге процесс становится настолько естественным, что никаких дополнительных действий не требуется.

Надеюсь, эти простые шаги помогут поставить процесс написания статей в вашей компании на поток.

Эту статью я собрал из двух последних постов в моем канале, который недавно завел. Там я делюсь мыслями про развитие компании и смежным темам.

55
16 комментариев

А зачем заставлять? Ввести в должностные обязанности, каждый проходит курс по писанине, сделал задачу описал кейс, гайд решение, редактор проверил и в продакшн.

Ответить

Теоретически возможно. На практике будет крайне негативно воспринято специалистами.

3
Ответить

Мой опыт (в софтверной компании):
1) всё определяется волей руководства; скажет писать — будут писать (организация процесса — вопрос другой);
2) рабочий вариант процесса: редактор (копирайтер) составляет план тем и планы статей (исходя из, например, семантического ядра), согласует и корректирует с сотрудниками, сотрудник наговаривает/пишет материал (не тратя время на запятые и причёсывание), копирайтер пишет, показывает сотруднику, при необходимости правит.

1
Ответить

По поводу процесса не совсем согласен.

Очень маловероятно, что редактор сможет составить план тем для технических статей и тем более написать план самой статьи. Такие статьи, как правило, основаны на экспертизе, содержат куски кода, терминологию, объяснения, как что работает и тд. Редактор просто не сможет сделать это качественно, тк у него этой экспертизы нет.

Но в некоторых случаях, когда статья более общая или это какой-то простой туториал, опытный технический редактор действительно сильно помогает и может перевести статью из диктовки в текст.

Ответить

заплатить им деньги за это не пробовали? и заставлять не надо будет

1
Ответить

Прочитайте сначала статью

Ответить

мамкин заставлятор 😂

Ответить