{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Бизнес-модель: что это, как описать на основе 3 фреймворков  

«А какая у вас бизнес-модель?», «Вам нужно менять бизнес-модель!» - частые вопросы к стартапам, компаниям с многолетним опытом, экосистемам, платформам и др. Рассказ про бизнес-модель – обязательная часть любого питча, долгосрочной стратегии развития, годового отчета и др. И вроде бы все просто, рассказываешь про товарно-денежные потоки, но вот глаз потенциального инвестора не горит.

В этой статье разберемся – что такое «бизнес-модель» и поделимся основными фреймворками. 🔖 Мы подготовили пэк фреймворков для скачивания, а также разобрали бизнес-модель 𓏠 LEGO!

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

Бизнес-модель – это ресурсы и способы их использования, с помощью которых компания создает ценностное предложение для клиентов и достигает соответствующих финансовых и нефинансовых результатов. Бизнес-модель включает в себя операционные процессы для формирования ценностного предложения, каналы взаимодействия с клиентами, способы доставки и поддержки ценности своих товаров, услуг, продуктов, а также механизмы извлечения выгоды (финансовой и/или нефинансовой).

Итак, существует несколько подходов к формированию бизнес-моделей, отличаются они в зависимости от стадии развития компании: универсальный подход, для стартапов, для экосистем.

Наиболее распространенные подходы для описания бизнес-моделей:

  • «навигационный» подход;
  • модель А. Остервальдера;
  • модель Джонсона, Кристенсена и Кагермана.

⬇ Подготовили пэк шаблонов бизнес-моделей для скачивания.

«Навигационный» подход включает в себя ответы на следующие вопросы: КТО ваш целевой сегмент? ЧТО вы предлагаете своим клиентам? КАК создается ценностное предложение? ПОЧЕМУ и за счет чего бизнес-модель генерирует прибыль (или иные показатели)?

Объединяя вопросы (ЧТО? КТО?), мы получаем описание ценностного предложения, (КТО? КАК?) – цепочка добавленной стоимости, (КТО? ПОЧЕМУ?) – механизм извлечения прибыли.

Модель А.Остервальдера содержит следующие 9 блоков (их нужно заполнять в указанном порядке):

  • потребительские сегменты: на какую аудиторию ориентируется ваша компания;
  • ценностное предложение: почему клиенты должны купить у вас, а не у конкурента;
  • каналы сбыта: как вы реализуете свой продукт;
  • взаимоотношения с клиентами: как организовано взаимодействие с клиентами;
  • потоки доходов: активы, которые необходимы для развития бизнеса;
  • ключевые ресурсы: активы, необходимые для реализации ценностного предложения;
  • ключевые виды деятельности: что вы делаете для реализации ценностного предложения;
  • ключевые партнеры: с кем вы сотрудничаете для создания ценности;
  • структура издержек: основные расходы.

Пример бизнес-модели LEGO

Модель Джонсона, Кристенсена и Кагермана содержит в себе описание 4 блоков, содержание которых зависит от стадии развития компании. Ценностное предложение – продукт, который помогает клиентам и который они нанимают «на работу». Ресурсы – люди, технологии, оборудование, финансы и др., - все, что необходимо для создания и доставки ценности. Процессы – с заданным тактом повторяющиеся задачи для функционирования ресурсов. Формула прибыли – активы, структура затрат, рентабельность и др.

От авторов настоящей статьи

Существует множество подходов к формированию бизнес-модели. Определяя для себя подходящий фреймворк обязательно ориентируйтесь на стадию развития бизнеса. Полезным упражнением при разработке стратегии и описания бизнес-модели является анализ и классификация бизнес-моделей ваших конкурентов, компаний-лидеров.

Как правило, бизнес-модели, как часть стратегии развития, также включают в себя описание миссии, целевого видения, а также трансформационный подход: есть сейчас (as is) – станет (to be). Важное место отводится согласованной с бизнес-моделью организационной структурой (см. статью «6 фаз роста компании или как заранее подготовиться к революции организационной структуры».

Автор статьи: Стратегия 360 https://t.me/strategy_360 Подписывайтесь!

Если вам понравилась статья, будем признательны за донат. Все донаты направляются на поддержку социального проекта для людей с сахарным диабетом DiaTalks https://dia-talks.ru/

0
1 комментарий
Avtorist

У Остервальдера картинки красивее

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда