Как я маркетинг в маленькой ИТ-компании выдумал

До официального назначения на новую должность — руководителя — я уже потихонечку властвовал в своём отделе. Особое внимание уделил принципам работы отдела маркетинга и PR. Резонный вопрос: что за принципы такие? Совершенно особые.

Как я маркетинг в маленькой ИТ-компании выдумал

Предыстория

До официального назначения на новую должность — руководителя — я уже потихонечку властвовал в своём отделе. Особое внимание уделил принципам работы отдела маркетинга и PR. Резонный вопрос: что за принципы такие? Суровый и опытный эксперт сразу увидит подмену чётко выверенных регламентов филькиной грамотой от вечнохайпующего. Самое классное, что это правда!

Однажды мы с руководством подумали: может быть стоит как-то описать и систематизировать деятельность отдела. При этом дружно были не готовы выделять на это ни ресурсы, ни время, понимая бесполезность подобного занятия внутри небольшой ИТ-компании.

Первая причина — это мы. Нам работу надо работать, дел невпроворот, а тут какая-то писанина, которая закончится тем, что всё будет упаковано, оформлено и бережно отправлено в архив на виртуальную полку. В небольшой компании у такого отдела задач очень много, и не все они связаны с его прямой функцией.

Вторая причина — это я. Я не верю в то, что работу моего отдела нужно и правильно упаковывать в подобную форму. Все разок прочитают и забьют на это большой и креативный. Я бы и сам забил. Сколько работал в других компаниях, особенно в крупных, не фурычит эта тема, а скорее кастрирует и делает работу скучной, а людей неповоротливыми.

Ещё один более важный момент: я уверен, что большинство маленьких компаний постоянно ищут ответы, сканируя лидеров рынка. Только вот процессы в большой компании уже выстроены, система уже внедрена и работает, есть HR-отдел, департамент по работе с партнёрами, АХО и т. д., они поэтапно к этому пришли.

Мы — маленькая технологичная команда. Мы может и не строим планов вырасти вширь, я подчеркну, мы технологичны и хотим развиваться качественно. Получается что? У нас никогда не будет необходимых нам отделов, как в крупных компаниях? И нужные для компании процессы просто не будут запущены или будут распределяться по принципу перекладывания ответственности и борьбы за профессиональные границы? Мы никогда не сможем работать с крупными, потому что мы не крупные? Я предлагаю быть небольшим командам самими собой.

Итого я уложил деятельность всего отдела в 7 принципов (на каждый день) и сейчас расскажу об этом более подробно. Это авторский подход Станислава Селезнёва — РОЙ. Экспертные эксперты, можете зачехлить свои ядовитые мечи. Подход железный и эффективный в рамках конкретной команды. Вам рассказываю лишь потому, что знаю, есть много ИТ-малышей, которые мучаются без системного подхода, а руководители этих компаний всё скитаются и отдают деньги за простые и, как по мне, очевидные вещи.

Кто в поиске космоса, то тут его нет. Я разработал это для себя и своей команды, про красивые и сложные материи — это в Тик-Ток. Я щедрый, и мне прибудет. Держите и применяйте настолько, насколько вашим компаниям это возможно. А в конце я, конечно же, сделаю прямую рекламную вставку, потому как я не про казаться.

«РОЙ» — 7 авторских принципов работы отдела маркетинга и PR в небольшой ИТ-компании

1. Улей

Опыт крупных игроков мало применим к нам. Для нас это не ключ к успеху. Нам маркетинг и PR надо строить по-своему: описывать процессы, вносить обновления, снимать статистику, улучшать. Когда компания маленькая, много неформальных коммуникаций и других характерных вещей. Большие штаны нам не нужны, мы в них утонем. Как вырастем, так натянем. Мы можем делать маркетинговый продукт в меньшем объёме, чем крупные компании, но технологичнее, ярче и смелее, нам его делать никто не мешает. Крупные компании для нас — референс в визуальном плане, но по процессам значительно в меньшей степени.

2. Пчёлы

Здесь простая мысль, что отдел маркетинга в маленькой компании закрывает все потребности команды в условиях отсутствия тех или иных подразделений, например, HR. Это не означает, что наш отдел берёт на себя все функции, но ведёт плавную плановую работу в направлении или с гипотезами по решению, участвует в том, чтобы актуальные задачи тем или иным образом закрывались, а «‎ничьи» процессы были максимально оптимизированы или была создана основа для появления нового отдела. Всё же без ущерба основным задачам отдела.

3. Пчела

Как выглядит сотрудник отдела маркетинга и PR? Долго описывать не буду, забираю дисциплинированных ребят с прокаченными софтами. Развивать и инвестировать в сотрудника — самый правильный и рабочий подход. У меня получается работать именно с такими ребятами, и они не жалуются или может просто боятся жаловаться.)

Харды:

— создание текстов (посты, статьи, кейсы);

— умение вести деловую переписку;

— создание ТЗ на дизайн/текст/сбор информации/подрядчику на продвижение;

— работа с таблицами;

— поиск информации;

— понимание принципов работы сайта/сетей/алгоритмов сети.

Как жирный плюс:

— seo/таргет/контекст;

— дизайн работа в редакторе;

— английский (на уровне «могу перевести этикетку на шампуне»).

Софты:

— болею PR и маркетинг, хочу учиться;

— легко нахожу язык с людьми;

— пунктуален 10 из 10;

— знаю, что не знаю, но самостоятельно узнаю, если нужно;

— честность;

— командный игрок.

4. Соты

Все задачи отдела маркетинга состоят из четырёх больших китов.

  • Задачи, которые маркетинг поставил сам перед собой.
  • Задачи от отдела продаж, т. к. там нет внутренних дизайнерских и копирайтерских ресурсов.
  • Железнодорожные пути и смежные задачи с другими подразделениями.
  • Линейная нагрузка по публикациям и работе с подрядчиками.

Классификация задач:

СПРИНТ — самые важные. По ним выставляется приоритет по сроку, а далее пушим до готовности.

МАРАФОН — задачи, которые надо делать и не забывать. Задачи «марафон» не имеют конкретного срока, т. к. будут делаться небольшими частями, но делаться.

СРОЧНЫЕ ЗАДАЧИ — срочной может считаться только задача от отдела продаж. Всё остальное по договорённости или марафонить.

5. Как летаем

Общий подход к взаимодействию внутри отдела заключается в концепции «‎НЕТ давления, ТОЛЬКО результат», не путать с «‎НЕТ давления, НЕТ результата». Отдел маркетинга — особый отдел, и в этой команде только те, кто может заменить друг друга в любой момент, а это доверие и интерес.

6. Сотни

Каждый год после собрания руководителей всех подразделений и подведения итогов года отдел маркетинга проводит творческую встречу. В результате выдает 108 тезисов/идей, как мы приведём к поставленным на общем собрании целям всю компанию, а не маркетинг. Маркетинг сам способен формулировать цели, принимая во внимание потребности всей компании и выстраивая синергичные процессы. Даже если 70 % этой работы будет бредом, а за счёт оставшихся 30 % мы дополним стандартный сценарий, то нашему маркетингу кризис идей не страшен.

Главное правило такого собрания — не просто посидеть попить чай. Смысл нашей игры в том, что те идеи, которые мы нагенерируем, мы в обязательном порядке внесём в задачи на год и будем их выполнять. Нижний KPI окончания творческой сессии — 20 % идей приняты к реализации.

7. Суперпчёлы

Это был последний пункт, который я добавил и которым горжусь.

В конце года я начал в компании челлендж. Для меня он стал не просто игрой, а смыслообразующей механикой. Все коты (так мы зовём ребят в команде «Белый код»), которые прошли по системе «Бессмертные трёхглавые» в рамках любого челленджа с куратором, считаются бессмертными. Это есть не только челлендж, но и тест рабочей гипотезы по созданию лояльной и работоспособной ИТ-команды.

Это сильные и инициативные люди, главный капитал и генератор решений компании, руководители и опытные сотрудники, которые вместе прошли достаточно, чтобы знать, что каждый из них верен компании и делает всё для её развития ради своей идеи/цели, совпадающей с интересами и ценностями компании. Здесь не только про деньги, хотя они важны. Такие люди пропитаны идеей роста и развития в профессиональном и личном плане.

Поэтому задачи бессмертных имеют высокий приоритет. Такие задачи открыто проводятся в маркетинговой системе. Первая причина, нечего скрывать, это задачи инициативных сотрудников. Вторая причина более предметна: это выявляет актив и создаёт условия, чтобы их инициативы не уходили в стол и выполнялись с наименьшими трудозатратами за счёт развитой коммуникационной культуры внутри компании.

Финально

Если у тебя маленькая или средняя ИТ-команда, где нет отдела с чётко выстроенным адаптивным алгоритмом по направлению маркетинга и PR, то тебе точно либо на очень дорогую и эффективную консультацию ко мне, либо я захожу на время со своими пчёлами в твой бизнес и ставлю тебе производительный отдел, но только если в твоей компании сейлз живут в 2024 году, а не шаблонами вебинаров начала 2020-го.

5
Начать дискуссию