Как «хоронят» репутацию, или Причины заторможенного реагирования на кризис

Дурная слава может настичь как компанию любого масштаба, так и человека. Особенно в наше турбулентное время. Только в этот момент многие прозревают и зовут на помощь. А некоторые так ничего и не понимают, продолжая себя «закапывать».

В PR я 15 лет (в легкой форме про отрасль пишу в своем ТГ-канале «Связи с ответственностью»). Не хочу, чтобы вы восприняли написанное ниже, словно кто-то в белом пальто объясняет всем, как нужно жить. Лишь озвучиваю проблему, о которой знают в PR, но бизнес её часто не замечает. До поры.

До сих пор достаточно многие в бизнесе не имеют четкого представления, кто отвечает за репутацию компании.

Отвечает за нее PR.

Но что представляют собой эти пиарщики в глазах многих нанимателей. Картинки и посты в соцсетях, публикации в СМИ, организация мероприятий, функции помощника.

Про конкурентов пишут, значит, про нас тоже должны. Все в Telegram, значит, нам тоже там нужен канал.

А есть и вовсе абстрактное желание – «пусть про нас узнает много людей». Чтобы сразу и за три копейки.

Даже когда задумываются о том, что у PR должна быть какая-то стратегия, которая будет созвучна стратегии бизнеса, то и это часто сводится к формализму.

Заказали стратегию подрядчику. Получили через какое-то время объемный (частично потерявший актуальность) документ. Разместили на видном месте, как реликвию. Типа он защитит сам по себе, даже без глубокого погружения в содержание.

Отсюда достаточно много ситуаций, когда вокруг компании скандал, а компания не знает, что делать, поэтому долгое время молчит. Общественность же сама вынуждена додумывать историю.

Даже на этом этапе, про который написано и сказано многое, компании и люди зачастую попадают в ступор.

Нет документа, который регламентирует поведение всех в компании на случай кризиса. Даже если документ есть, то далеко не все знакомы с его содержанием. Потому что кризис – это то, что случается с другими.

Откуда приходит кризис. Да, в принципе, откуда угодно.

Неудачная реклама или действия SMM.

Кто-то что-то не то ляпнул в соцсетях, СМИ, на камеру.

ЧП.

Действия отдельных сотрудников.

Проблемы с продуктом.

Проблемы с законом.

Критика от своих сотрудников.

Целенаправленная информационная кампания против вас.

Хайп.

Можно продолжать долго.

И только после прихода кризиса некоторые вспоминают про PR. Вспоминают лишь для того, чтобы PR выступил исполнителем «гениального» плана, который уже придуман. Зачастую ситуация только усугубляется.

Наступает такая точка невозврата, когда заявления компании уже мало на что могут повлиять. Потому что драгоценное время упущено. Общественность уже сформировала свое мнение. А слова компании в лучшем случае выглядят, как оправдание, а в худшем – еще больше раздражают.

Давайте подытожим.

PR отвечает за самое ценное, что может быть у человека или компании – за репутацию. Отвечает в рамках четкой, понятной и емкой коммуникационной стратегии. Эта стратегия построена на основе главных целей бизнеса, прописанных в бизнес-стратегии. Коммуникационная стратегия содержит регламент. В регламенте четко прописано, кто спикеры, процесс согласования публичных заявлений, алгоритмы действий в различных возможных ситуациях.

И самое главное – руководство и PR знакомы с этими документами. Четко знают, что делать. Документы обновляются в соответствии с требованием времени. Руководство знает, чем занимается PR. Есть четкие и понятные KPI, которые определены в интересах реализации бизнес-стратегии.

Пока же в большинстве случаев такое положение дел – утопия.

Отсюда хаос, разброд и шатания даже при небольшом шторме. Корабль его может легко преодолеть, но на судне паника, люди прыгают за борт.

Так хоронят репутацию.

Говорю это, не как человек, который предлагает таким образом свои услуги, а как автор ТГ- канала про коммуникации «Связи с ответственностью», куда предлагаю заглянуть. Там тоже вы не увидите рекламы моих услуг, но кто-то найдет для себя интересный контент.

0
48 комментариев
Написать комментарий...
Марго Степанец

Мне кажется, что одна из целей PR - это донесение до одной из своих главных ЦА (заказчиков и работодателей) таких мыслей. Без этого сложно рассчитывать на понимание.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Афанасьев
Автор

Вот сейчас многие квалифицированные специалисты очень серьезно над этим задумались.

Ответить
Развернуть ветку
Аяс Сарыглар

Задумываться мало...

Ответить
Развернуть ветку
Саяна Серен-Доржу

Согласна с вами.

Ответить
Развернуть ветку
Пиарошная

Сильно... :)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Афанасьев
Автор

Знакомые лица)

Ответить
Развернуть ветку
Марго Степанец

Всё четко и по делу написано. Но читать про это должен бизнес, а не пиарщики с маркетологами. Хотя некоторым из последних тоже явно не помешает.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Афанасьев
Автор

Есть такая коммуникационная проблема отрасли. Её должны слышать заказчики.

Ответить
Развернуть ветку
Аяс Сарыглар

Устроить конференцию для бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Афанасьев
Автор

Для всего)

Ответить
Развернуть ветку
Аяс Сарыглар

Просто мои фантазии)

Ответить
Развернуть ветку
Аяс Сарыглар

Ключевое "А есть и вовсе абстрактное желание – «пусть про нас узнает много людей». Чтобы сразу и за три копейки". За 30-40-50 тысяч - это не PR, это имитация.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Афанасьев
Автор

Сам про это давно говорю. Это деньги на ветер.

Ответить
Развернуть ветку
Аяс Сарыглар

Или нам на 2 месяца нужен пиар. Ну ребята, камон

Ответить
Развернуть ветку
Иван Афанасьев
Автор

Классика.

Ответить
Развернуть ветку
Саяна Серен-Доржу

И люди идут, но это люди, далекие от PR.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Афанасьев
Автор

Да, отсюда дискредитация всей отрасли. Репутация PR страдает очень сильно. А еще много "консультантов", "коучей", недобросовестный подход некоторых агентств и т. д.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

ПРшики сами себя дискредитировали, они всю жизнь, как кошеи чахли над своей базой контактов журналистов, и переезжали из компании в компанию на больший оклад.Все что они делали для бизнеса, пропихивали через свой журналюг (чаще за откаты) пресс релизы.Конечно, сейчас молодежь сильно другая, и уже больше похожа на нормальных пиаршиков, но им придётся разгрести то гавно что наделали за 30 лет их старшие коллеги.

Ответить
Развернуть ветку
Марго Степанец

Это ближе к пресс-секретарю, а это очень усеченный функционал для PR-специалиста. Согласна, что в профессии много низкоквалифицированных кадров. И рынок не позволяет очиститься от них, а наоборот создает условия для роста таких "спецов". Зарплаты в 70-80 тысяч рублей в той же Москве - это как бы намек, да любой сюда может залезть.

Ответить
Развернуть ветку
Аяс Сарыглар

Ваше видение, к сожалению, это тот образ, который создавался. Но на молодежь я бы особо не рассчитывал. У них видение пиара еще хуже, 0 глубины понимания вопроса. Одни блогеры в стране) если коротко.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Я уже несколько лет тестирую у себя в бизнесе молодых пиаршиков, уверяю вас, там все очень хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Саяна Серен-Доржу

Подправьте, а то пирашики могут многих смутить)

Ответить
Развернуть ветку
Аяс Сарыглар

Повезло. Хотя не хватает конкретики, в чем там все хорошо?

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Для них интернет уже не инструмент, а среда обитания, они хотят и меняют ее.

У них нет страха обосраться, они не бояться хейта, они знают что у нас в стране репутации не существует.

В бизнес они идут не отвечать, а создавать. Мне это нравится.

Ответить
Развернуть ветку
Саяна Серен-Доржу

"Нет страха обосраться" - а как обосрутся, так все ищут специалистов по подтиранию "школьных попок". Ваш бизнес и ваш подход. Если у вас малый бизнес, то конечно на пиар нет бюджетов. Вам нужны продажи любой ценой, но цена эта может в какой-то момент оказаться очень дорога. Кстати, на памяти пример, когда малый бизнес стал большим, исключительно благодаря пиару - это один известный сыровар. У него были средства на пиар, но не было ничего. Он вложился и не прогадал.

Ответить
Развернуть ветку
Дон Картон

Да, одни обделались, а другим подтирать.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Афанасьев
Автор

Не соглашусь во многом. Это применительно к любой профессии. Есть дилетанты, есть профессионалы. И это не про пиарщиков, а про пресс-секов. У конкретного нормального PR-специалиста выстраивается нормальная коммуникация с заказчиками (работодателями), у которых есть четко сформулированные цели. Случайных людей в профессии тоже много. Даже очень, я бы сказал.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Вот в этом как раз и есть проблема, почти все ПР специалисты независимо от профессионализма, когда я говорю что мне нужен ПР спрашивают, а каковы ваши "четко сформулированные цели?"Ребята, цели бизнеса четко прописаны в уставах этих бизнесов. Это я, от вас, хочу что бы вы указали мне четко сформулированные цели, вашего существования в моем бизнесе, на моей зарплате, и обязательно с метриками.Но все что мне предлагают, это написать супер тексты, разместить их где только можно, что прекрасно делают, многочисленные вольные копирайтеры и маркетологи.

Ответить
Развернуть ветку
Саяна Серен-Доржу

Цели должен указывать бизнес. Если у него с этим проблемы, значит бизнес идет на ощупь. Пиар выслушает цели и ожидания от него, потом скажет, будет полезен и чем, как этого можно достичь. Но это уже консультация)) минимум)

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

У бизнеса одна цель - получать прибыль.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Афанасьев
Автор

Эта цель у большинства живущих на Земле в век агрессивного финансового капитализма.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Вы путаете прибыль и доход. Это разные вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Аяс Сарыглар

Многие физлица считают именно прибыль. Я вас наверное удивлю) Доход никого уже не интересует. Вы бы еще про зарплату гросс сказали. Всех интересует, сколько у них останется на руках после текущих затрат. Доход - оставьте для молодых, которые на вас работают)

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Я про предпринимателей и наемных.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Афанасьев
Автор

Я считаю именно прибыль. Хоть и не бизнесмен. Меня доход не интересует. Только чистый продукт.

Ответить
Развернуть ветку
Саяна Серен-Доржу

Это абстракция

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Когда тебе надо платить зарплату сотням людей каждый месяц - нет.

Ответить
Развернуть ветку
Аяс Сарыглар

Респект

Ответить
Развернуть ветку
Иван Афанасьев
Автор

Именно.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Афанасьев
Автор

Вы приходите к врачу. Он спрашивает вас о цели визита. Вы: "А по мне что не видно?" Действуйте")

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Это плохой врач, я к таким не хожу и вам не советую, хороший врач начинает с анализов.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Афанасьев
Автор

Только после того, как вы озвучите ему проблему

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Вы рассуждаете со стороны частного специалиста, я говорю о специалисте в штате.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Афанасьев
Автор

Значит, не с теми работали. Больше мне что-то сложно добавить. Маркетологи у вас про цели тоже спросят, если они нормальные.

Ответить
Развернуть ветку
Дон Картон

Согласен, это либо студенты, либо те, кому идти некуда.

Ответить
Развернуть ветку
Дон Картон

Проблема одна - не все знают, чего они хотят от PR и что PR может им дать.

Ответить
Развернуть ветку
Sebastian Pareira

Как знатно обосраться и каждым последующим действием закапывать себя в говно это к Интерсколу. Они тут специалисты😂

Ответить
Развернуть ветку
Иван Афанасьев
Автор

А там что-то громкое было? Не в курсе.

Ответить
Развернуть ветку
45 комментариев
Раскрывать всегда