Маркетинг
Visualmethod Ru

Как правильно: инфографика или инфографик

«Создание инфографиков-иллюстраций», «как сделать инфографик», «инфографики» — филологи и дизайнеры спорят, когда видят эти слова. Мы часто встречаем горячие дискуссии на форумах и в профессиональных сообществах о том, как правильно писать и склонять слово.

Вот, например, в последней нашей статье о трендах дизайна презентаций на vc.ru снова началась подобная дискуссия. Редактор блога студии VisualMethod, в которой делают инфографику (пример), разобрала случаи использования слов «инфографика» или «инфографик».

Что такое инфографика?

В интернете можно отыскать немало трактовок этого слова — как способа визуализации, инструмента и даже отдельного жанра в журналистике, рекламе и PR, тренда в создании презентаций. Об определении инфографики пишут такие известные личности в мире информационного дизайна, как Эдвард Тафти, Рэнди Крэм, Найджел Холмс, Марк Смикиклас, Владимир Лаптев и другие.

Слово инфографика происходит от двух слов: лат. «informatio» — осведомление, разъяснение, изложение и др.-греч. «γραφικός» — письменный, от «γράφω» — пишу.

«Википедия» говорит, что это графический способ подачи информации, данных и знаний с целью быстро и просто преподнести сложную информацию. Инфографика реализуется через различные средства: списки-диаграммы-графики-таблицы и так далее.

В эпоху, когда спрос на время так высок, а внимание становится предметом роскоши, аудитория ищет концентрат информации. Инфографика соответствует таким целям, представляя знания в удобном для восприятия формате.

Марк Смикиклас
из книги «Инфографика. Коммуникация и влияние с помощью изображений»

Посмотрим в русский и английский словари

Инфографика — малопопулярное слово в российских словарях. Его нет ни в этимологических, ни в толковых онлайн-словарях современного русского языка, включая толковый словарь иноязычных слов Леонида Крысина. Найти слово можно лишь в орфографическом словаре Владимира Лопатина, где оно написано не иначе как инфографикА.

Отсутствие этого понятия в популярных словарях объясняется, возможно, тем, что еще двадцать лет назад слово инфографика в России практически никто не употреблял. В Америке слово вошло в мейнстрим после 2010 года. Об этом пишет Рэнди Крам в книге «Инфографика. Визуальное представление данных», где на основе данных Google отмечает, что на протяжении 2010-2012 годов употребление слова «инфографика» возросло более чем в 20 раз.

В Кембриджском словаре слово infographic трактуется как «изображение или схема, или группа изображений или схем, которые показывают или поясняют информацию». Но в других словарях встречаем infographics как «практика использования графики, такой как диаграммы или карты, для передачи количественной информации».

К слову, если в русском языке все-таки в 99% употребляется слово инфографикА, то на англоязычных сайтах и ресурсах часто можно встретить две параллельные формы — infographic и infographics. И вот отсюда, на наш взгляд, может идти смешивание в русском языке использования терминов инфографиК, инфографикИ.

С точки зрения грамматики и морфологии

К какому роду относится то или иное слово — вопрос распространенный. При ошибочном отнесении имен существительных к определенному грамматическому роду может возникнуть путаница.

Морфологический разбор слова говорит о том, что именительный падеж единственного числа начальной формы как инфографиК, так и инфографикА. Хотя категория рода в русском языке, как правило, стабильна, некоторые существительные употребляются то в женском, то в мужском роде. В некоторых случаях параллельные формы мужского и женского рода различаются своими значениями и обе формы принадлежат литературному языку, т. е. нормативны. Так ли это с инфографикой?

Инфографика = инфографик?

Редактор VisualMethod проанализировала и англо-, и русскоязычные ресурсы, чтобы найти ответ на этот вопрос.

  • В англоязычных источниках и дизайнеры, и филологи используют две формы слова, infographic и infographics. Но редко — в качестве синонимов.
  • Существительное infographic чаще употребляется в значении одного конкретного инфографика, единичного инфографического рисунка. А infographics — в значении комплекса этих рисунков, раздела презентаций.
  • Аналогичная разница лексического значения и в русском языке. Инфографик — это вспомогательный или опорный инструмент инфографики, наравне с диаграммами, таблицами, картами. А инфографика — это собственно способ подачи информации, в котором соединены большие объемы информации, данных, чисел и визуальных образов.

Инфографика — это не просто раздел презентации, метод визуализации или тренд. Это целый процесс — собрать, проанализировать масштабные данные, а затем рассказать понятную историю, соединив вместе графический дизайн, иллюстрации, числа и немного текста. Инфографика может использовать инфографики в качестве инструментов. И никогда — наоборот. Вот, собственно, в чем разница.

Виктория Рындина

сооснователь студии информационного дизайна VisualMethod

Если честно, не думаю, что слово «инфографик» существует, я бы писал и говорил только «инфографика».

Александр Пиперски

лингвист, кандидат филологических наук, научный сотрудник и старший преподаватель факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

Эксперт онлайн-ресурса russkiiyazyk.ru

Правильно пишется новое слово «инфографика». Инфографика — это сложносокращенное слово, которое складывается из двух лексем «информационная графика». Инфографика — это современный способ отображения сложной информации в виде картинки с текстом и графическими символами и значками. Это слово женского рода изменяется по падежам как существительное первого склонения:

  • картинка инфографики;
  • вижу инфографику;
  • интересуюсь инфографикой.

Говорим и пишем правильно

Лингвист, кандидат филологических наук Марина Королева, рассказывая в блоге о причинах нарушений норм в русском языке, выделяет интернет: «Раньше человек видел печатный текст, как правило, без ошибок. Теперь в интернете тоже видит печатный текст, но с огромным количеством ошибок. Так со временем нарушается понятие норм».

Мы советуем при копировании информации с англоязычных ресурсов уделять внимание смыслу и контексту терминов. Слова «инфографика» и «инфографик» в русском языке одинаково правильны в грамматическом контексте, но не равнозначны по смысловой нагрузке.

Поэтому в широком смысле употребляйте слово инфографика.

Профессионалы коммуникаций и дизайна различают эти два понятия.

{ "author_name": "Visualmethod Ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u043d\u0444\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u043a\u0430"], "comments": 10, "likes": 0, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 101550, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 16 Jan 2020 16:32:16 +0300", "is_special": false }
0
10 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Я извиняюсь за грубость, но если слово уже зашло в массы, то на мнение лингвистов всем плевать :-)

Ответить
0

Пока на 100% не зашло - еще спорят ) Но Ваша логика логична :)

Ответить
2

«Малопопулярное» пишется слитно.

Простите, не сдержалась. В окружении этого текста ошибка выглядит очень грубо.

Ответить
0

Точно! Вы внимательная, исправили :)

Ответить
1

Как правильно: звонит или звонит?

Ответить
0

ЗвонИт) Из хороших новостей - ошибка в этом случае на процесс не повлияет. Но если вы скажете дизайнеру-поклоннику правил русского языка "мне нужен инфографик", то инфографику не получите :) Статья о значении и применении, не столько о произношении. Почитайте дальше заголовка, Вам может стать интересно. 

Ответить

Раненый чайник

1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Инфографика - вся картинка целиком, с графиками, диаграммами и цифрами. Термин, который действительно уже зашел в массы и везде используется.

 
 Инфографик - слово очень корявое, если не сказать, извините, ублюдочное. Мудовый лингвистический Франкенштейн. То есть, просто "график" - не "инфо"?))) Не несет никакой информации? 

Ответить
0

Франкенштейн - забавное сравнение :)

Ответить

Комментарии

null